
Охота за мечами. Постановление Тоётоми Хидэёси 1588 год.
01.05.2020В 1588 году Тоётоми Хидэёси, второй из трех «японских объединителей«, издал указ. Отныне фермерам было запрещено носить мечи или другое оружие. Мечи будут зарезервированы только для класса воинов-самураев.
СОДЕРЖАНИЕ
Кем был Тоётоми Хидэёси
Битва за титул сёгуна среди японских военачальников в период Муромати (1338–1573) бросила нацию в эпоху гражданских войн. Могущественные феодалы сражались друг с другом за контроль над страной.
Именно в этот раздираемый войной период Тоётоми Хидэёси (1537-98) сделал себе имя. Хидэёси родился в семье фермера и зарабатывал на жизнь бизнесом разносчика. Но постепенно, используя ум, и возможности по мере их появления, он поднялся по служебной лестнице и перешел на службу под командование военачальника Оды Нобунаги (1534–1582 гг.). Которому почти удалось объединить нацию после свержения правительства Муромати в Киото.
Сражаясь в битвах за битвами по всей стране, Хидэёси стал одним из ведущих генералов Нобунаги. После смерти Нобунаги Хидэёси взял на себя руководство его войсками, и в 1591 году Хидэёси достиг цели национального единства.
Хидэёси хорошо известен своими двумя безрассудными попытками вторгнуться в Корею во время своего правления, но он также многого добился во внутренней сфере. Например, он проводил обследования сельскохозяйственных угодий, чтобы лучше выяснить, сколько риса нужно собирать в качестве налогов, и запретил фермерам владение оружием, проводя рейды с целью конфискации мечей.
Во время его правления полностью расцвела роскошная и экстравагантная культура периода Момояма, а чайная церемония стала популярной среди класса воинов.
Указ
В 1588 году, kampaku («имперский регент» титул и должность высшего советника взрослого императора в древней и средневековой Японии) Японии Тоётоми Хидэёси, опубликовал следующее постановление:
- Фермерам всех провинций строго запрещено иметь в своем распоряжении мечи, короткие мечи, луки, копья, огнестрельное оружие или другие виды оружия. Если сохранить ненужные орудия войны, то сбор ежегодной ренты (nengu) может стать более трудным, и провокаторы смогут разжечь восстания. Поэтому те, кто совершает неправомерные действия против самураев, которые получают грант (дарёный земельный участок за военную службу) земли (kyunin), должны быть преданы суду и наказаны. Однако в этом случае их влажные и сухие поля останутся без присмотра, и самураи потеряют свои права (chigyo) на урожай с полей. Поэтому главы провинций, самураи, которые владеют грантом земли, и помощники городского управителя должны собрать все оружие, описанное выше, и передать его правительству Хидэёси.
- Мечи и короткие мечи, собранные вышеупомянутым способом, не будут потрачены впустую. Они будут использоваться в качестве заклепок и болтов при строительстве Великого Образа Будды. Таким образом, фермеры получат пользу не только в этой жизни, но и в будущих.
- Если фермеры владеют только сельскохозяйственными орудиями и посвятят себя исключительно возделыванию полей, они и их потомки будут процветать. Эта сострадательная забота о благосостоянии фермерских хозяйств является причиной издания этого указа, и такая забота является основой мира и безопасности в стране, а также радости и счастья всего народа … Шестнадцатый год Теншо [1588], седьмой месяц, 8 день
Почему Хидэёси запретил фермерам носить мечи?
До конца XVI века японцы разных сословий носили мечи и другое оружие для самообороны, а также для красоты и престижа. Однако люди стали использовать это оружие против своих самурайских повелителей в крестьянских восстаниях (Икки), а затем в совместных восстаниях крестьян и буддийских монахов (Икко-икки). Таким образом, указ Хидэеси был направлен на разоружение как фермеров, так и воинов-монахов.
Чтобы оправдать этот указ, Хидэёси отмечает, что фермы оказываются без присмотра, когда фермеры восстают и их прниходится арестовывать или убивать. Он также утверждает, что фермеры станут более процветающими, если они сосредоточатся на фермерстве, а не на бунте. Наконец, он обещает использовать металл из расплавленных мечей, чтобы сделать заклепки для статуи Великого Будды в Наре, таким образом получая благословение для невольных «доноров».
На самом деле Хидэёси стремился создать и внедрить более строгую четырехуровневую систему классов, в которой каждый знал свое место в обществе и придерживался его. Это довольно лицемерно, так как он сам был бывшим фермером и не был потомственным самураем.
Последствия Указа?
В доменах, которые Хидэёси контролировал напрямую, а также в Shinano и Mino, сотрудники Хидэёси ходили по домам и искали оружие. В других областях «имперский регент» приказывал соответствующему даймё конфисковать оружие, а затем его офицеры отправлялись в столицы доменов, чтобы его забрать.
Некоторые владыки доменов усердно собирали все оружие у своих подданных, возможно, из-за боязни восстаний. Другие сознательно не выполнили указ. Например, существуют письма между членами семьи Симадзу в южной области Сацума, в которых они согласились отправить 30 000 коротких мечей в Эдо (Токио), хотя этот регион славился длинными мечами, которые носили все взрослые мужчины.
Она также вызвала недовольство по всей стране, увеличив число и напор потенциальных повстанцев.
«Охота на меч Тайко»
Несмотря на то, что «Охота за Мечами» в некоторых регионах была менее эффективной, ее общий эффект заключался в укреплении четырехуровневой системы классов. Это также сыграло свою роль в прекращении насилия эпохи Сэнгоку, что привело к двум с половиной столетиям мира.
Между 12 и 19 веками в феодальной Японии была сложная четырехуровневая система классов. В отличие от европейского феодального общества, в котором крестьяне (или крепостные) находились внизу, японская феодальная классовая структура ставила на самую низкую ступень торговцев. Конфуцианские идеалы подчеркивали важность производительного труда, поэтому фермеры и рыбаки имели более высокий статус, чем владельцы магазинов и художники.
Уровни социальной иерархии в феодализме в порядке убывания — это император, сёгун, даймё, самурай, крестьяне, ремесленники и торговцы. Неприкасаемые (не включенные в официальную систему классов Токугавы) в Японии назывались «буракумин», они были самым низким социальным уровнем, их занятия считались нечистыми.