Научно-исследовательский институт Nomura оценивает их число в более чем 11 миллионов и прогнозирует, что к 2033 году акия (пустующие дома) может превысить 30 процентов всех домов в Японии.
Everyplan Co
Поскольку проблема заброшенных домов в Японии становится все более серьезной, новаторы изобретают методы перепрофилирования древесины из старых домов в японском стиле и ветхих торговых зданий, чтобы дать ей вторую жизнь в качестве современных деревянных изделий.
Аналитический центр в Мацуэ, префектура Симанэ, где в досовременные времена промышленность процветала благодаря судоходству и добыче полезных ископаемых, приступил к реализации проекта по практическому использованию качественной древесины, ранее используемой для строительства деревянных домов в регионе.
Компания под названием Everyplan Co. занимается возрождением региона Тюгоку на западе Японии, снося старые традиционные дома, чтобы добыть древесину для дальнейшей обработки.
Япония сталкивается с серьезными проблемами из-за старения общества и оттока населения из сельских районов.
В пустующем доме в горном городке Кавамото, в двух часах езды от столицы префектуры Мацуэ, 41-летний Мотоки Морияма из Everyplan смотрит на крепкие сосновые балки, поддерживающие потолок. «Мы больше не можем получить что-то такого качества», — считает Морияма.
Несмотря на это, сам дом лежит в руинах, часть крыши обвалилась. «Мы должны поторопиться со сносом. Если дом рухнет, мы даже не сможем повторно использовать бревна».
В конце прошлого года Every plan выступила с инициативой «возродить ценность пустующих домов» в рамках проекта, субсидируемого Министерством экономики, торговли и промышленности.
В Симанэ и других районах заброшенные большие старые дома остаются остатками процветающей судоходной и горнодобывающей промышленности вдоль Японского морского пути, построенного в периоды Эдо (1603–1868) и Мэйдзи (1868–1912). После сноса домов Everyplan продает балки, столбы, половые доски и другие деревянные конструкции.
Чтобы снести старый дом, нужны миллионы иен. Everyplan оплачивает часть затрат в зависимости от качества древесины, которая перерабатывается в мебель и современные материалы для внутренней отделки. Как правило, большие куски древесины продаются как есть, для удобства использования её редко подвергают обработке. Компания намерена выставлять продукцию на отечественных и международных выставках и продавать ее строительным компаниям.
Источник древесины
Everyplan видит возможности для популяризации использования старой древесины, которая считалась дорогой до скачка цен на импортные пиломатериалы из-за так называемого «wood shock», вызванного глобальным сокращением предложения в последние годы.
Запрет России на экспорт изделий из древесины и ограничение поставок из США привело к тому, что в Японии назвали “лесным шоком”. Древесный шок привел Японию к серьезной нехватке и росту цен на древесину. 70% древесины, используемой японскими производителями жилья, импортируется. Рост затрат напрямую повлиял на рост цен на жилье.
С первоначальными капиталовложениями в размере 30 миллионов иен (214 000 долларов США), включая субсидию министерства, компания рассчитывает на 20 миллионов иен продаж в 2023 финансовом году.
«Хорошие японские традиционные дома разрушаются, пока проводятся исследования о том, как их использовать. Я подумал, что должен что-то сделать, чтобы предотвратить это», — сказал Морияма.
Морияма родился в городе Ода, Симанэ, изучал архитектуру в Киотском университете и стал доцентом в своей альма-матер после проведения исследования традиционного городского пейзажа древней японской столицы.
Он также изучал города в префектуре Симанэ, где проникся их потенциальной ценностью. Встревоженный постоянно прогрессирующим упадком, он уволился из университета в 2018 году и присоединился к Every place, чтобы построить бизнес, который решил бы эту проблему.
Среди участников проекта Хадзиме Уайлдс, 32-летний рабочий-мебельщик, родившийся в городе Идзумо, который работает с Мориямой над созданием идей. Уайлдс изучал мебельный дизайн на родине своего отца, в Соединенных Штатах.
«На самом деле было бы лучше, если бы люди продолжали жить в домах, но сейчас они просто гниют», — сказал Уайлдс.
Морияма надеется, что его проект послужит катализатором для переосмысления тенденции сносить дома.
«Долгий ход времени делает города и архитектуру привлекательными. Я хочу помочь множеству людей осознать ценность традиций», — сказал он.