Днем 16 октября прошлого года в ресторане на 58-м этаже здания Sunshine 60 в Икебукуро в центре Токио вспыхнула драка между двумя бандами. Группа из примерно 70 человек ворвались на частную вечеринку.
Сотрудники полиции появились на месте происшествия только через тридцать минут. К тому времени большинство участников драки уже покинули ресторан, оставив после себя опрокинутые столы, сломанные двери, разбитые стаканы и разбитые пивные бутылки.
Несколько человек получили ранения, один из нападавших был госпитализирован с черепно-мозговой травмой.
Содержание
Китайские драконы
Впоследствии токийская полиция сообщила, что вечеринка была организована членами преступной группировки, известной как «Китайские драконы». Сотня «Драконов» праздновала освобождение из тюрьмы одного из своих лидеров и подверглись нападению конкурирующей китайской банды.
В Японии растет обеспокоенность тем, что китайские драконы – или другие преступные группировки, перебравшиеся из Китая за последние 30 лет, – проникают в японский преступный мир, который раньше контролировался местной мафией Якудза.
Китайские драконы появились в 1980-х годах в Касаи (Токио). Один из основателей заявил, что это было сделано для того, чтобы защитить себя и своих друзей от безудержной дискриминации людей китайского происхождения. Действительно, многие из членов — “Chūgoku zanryū koji”, дети и внуки японских граждан, которые остались в Китае в конце войны. Они смогли вернуться в Японию только после того, как китайско-японские отношения нормализовались. Их влияние и деятельность остаются локальными.
Первоначально сформировавшись в конце 1980-х годов, банда сумела избежать попадания под действие многих постановлений по борьбе с организованной преступностью, которые уменьшили размер и влияние японских синдикатов якудза, поскольку «Китайский дракон» официально не классифицировался как борекудан, или организованная преступная группировка, из-за своей более слабой иерархической структуры. В результате к банде не могут быть применены все положения по борьбе с борекудан, которые ограничивают собрания и другую деятельность членов якудзы, хотя ее растущее участие в грабежах, шантаже, вымогательстве, мошенничестве с банковскими переводами и торговле наркотиками привело к тому, что с 2013 года они были определены как квазиборекудан.
Якудза (ヤクザ), также называемые борёкудан или гокудо — название, применяемое в Японии как к организованным преступным организациям, так и к их членам. Японский аналог мафии. Современная якудза распространила свою деятельность на банковскую и политическую коррупцию. Они контролируют наркоторговлю, проституцию, порнографию, киоски с едой, пачинко, клубы «хозяек» (не публичные дома) и многое другое.
Члены якудза считаются нормальной и принятой частью японского общества. На самом деле, членство в них полностью легально. Многие получают пенсию и платят налоги. Полиция считает, что полное запрещение якудза только заставит их уйти в подполье и станет еще более опасным.
Якудза – настоящие якудза, а не аватары или персонажи фильмов – состоят в основном из корейско-японских граждан и буракуминов, японского эквивалента индийского класса изгоев (см. вставку). Они также являются домом для японских преступников, и многие члены набираются из банд мотоциклистов.
В Японии существует очень скромная государственная программа реабилитации наркоманов, и до сих пор нередко родители наркоманов перекладывают заботу о своих своенравных детях местному боссу якудза, который обещает их вылечить. Неписаные правила мира якудза диктуют, что, как только вас отдадут под опеку босса якудза, вы не сможете пойти на похороны своих родителей; «фигура отца» мафии (оябун) — ваш единственный родитель.
Якудзу называют «необходимым злом», хотя их причастность к преступной деятельности всегда признавалась. Их способность монополизировать преступный мир и контролировать его, сдерживая бесчинства менее организованных банд и иностранных группировок, воспринималась как обнадеживающая. Их относительно нерегулярное применение насилия и акцент, который они делают на следовании традиционному рыцарскому моральному кодексу, означали, что долгое время их если не принимали, то в какой-то мере терпели.
Несмотря на фольклор, окружающий группы, современные якудза — это предприниматели, а не татуированные девятипалые головорезы в белых костюмах, владеющие самурайскими мечами, как это популярно в голливудских фильмах.
В отличие от устоявшихся преступных организаций, квазибанды имеют свободную организацию и не подпадают под действие закона о борьбе с организованной преступностью.
Якудза
До 1990-х годов у них были благоприятные отношения с полицией, которая могла напрямую обращаться с запросами к лидерам группировок. Самый известный пример — визит президента США Дуайта Эйзенхауэра, во время которого политик Кодама Есио завербовал якудзу и другие военизированные группировки для поддержки полиции.
Но все изменилось. В 1992 году против якудзы были введены новые суровые законы: (Ботайхо) и в 2011 году (Богайзореи), которые фактически загнали якудзу в подполье, а длительный период экономической стагнации в Японии привел к упадку якудзы. Число членов сократилось с более чем 80 000 в 2009 году до менее чем 23 000. Они также, по-видимому, менее способны сохранять монополию на японский преступный мир, позволяя таким бандам, как «Китайские драконы», отбирать у них территории влияния.
Общественность воспринимает группы, не связанные с якудзой, как более жестокие и лишенные морального кодекса. Банды, основанные на этническом родстве (особенно иранские, нигерийские и китайские), действуют в Японии с 1980-х годов. Но якудза всегда удавалось держать их под контролем.
Из этого правила были исключения, которые время от времени приводили к ожесточенным столкновениям между якудзой и китайскими бандами. Например, в 2002 году якудза запросила вознаграждение у китайской банды за разрешение действовать в этом районе. В ответ члены китайской банды застрелили двух якудза в оживленном ночном клубе Parisienne в токийском районе Кабукичо, который славится своей ночной жизнью. По словам Хиросуэ Нобору, одного из немногих экспертов по организованной преступности в Японии, некоторые группировки якудза впоследствии выпустили предупреждение своим членам не связываться с китайской мафией из-за их склонности к насилию.
Внутренняя вражда в 1980–х годах — Яма–ичи косо, вспыхнувшая между двумя бандами якудза, Ямагути-гуми и Ичива-кай, привела к гибели 29 человек и сотням ожесточенных столкновений. Это было завершено мирным соглашением при посредничестве другого крупного клана якудза, базирующегося в Токио, Инагава-кай. Но жестокость насилия привела к введению более жестких законов против якудзы в 1992 году.
Этот город недостаточно велик
Для сравнения, методы китайских мафиозных группировок всегда были более жестокими и с большей вероятностью вовлекали гражданское население, часто путем вымогательства у владельцев магазинов и баров.
Две конкурирующие группы не могут действовать на одной и той же территории, не столкнувшись лбами. “Бывают моменты, когда иметь с ними дело просто неизбежно”, — рассказал недавно босс влиятельной группировки якудза в Токио. Группы, не связанные с якудзой, могут заплатить определенную плату, чтобы получить право действовать в преступном мире, демонстрируя, что якудза все еще в состоянии регулировать нелегальный рынок.
Учитывая их меньшую силу с точки зрения количества членов и источников дохода, некоторые группировки якудза могут быть вынуждены согласиться на деятельность ненадежной внешней группы, такой как одна из китайских банд, чтобы получить проценты за рэкет.
По мере того, как число членов якудзы сокращается, а те, кто остается, становятся старше, им, возможно, придется соглашаться на более невыгодные сделки при ведении переговоров с конкурентами, поскольку их способность запугивать с помощью насилия снижается.
Имя китайских драконов становится все более печально известным из-за освещения в новостях таких инцидентов, как драка Sunshine 60. Но, по словам токийского босса якудзы, растущая популярность не означает, что они становятся более влиятельными. Китайские группировки все еще далеки от захвата японского преступного мира, который контролируется якудза.
Японские СМИ склонны преувеличивать угрозу, исходящую от китайских драконов – и китайской мафии в целом. Это страх, который играет на более широкой социальной тревоге в Японии, связанной с растущим влиянием Китая. Антикитайская дискриминация (также направленная против корейцев и вьетнамцев) широко распространена повсеместно и началась еще до Второй мировой войны. Эту ненависть хорошо иллюстрирует массовая резня, в результате которой погибло более 6000 корейцев и 750 китайцев после Великого землетрясения Канто в Японии в 1923 году.
Но это не должно скрывать реальность того, что, по крайней мере в обозримом будущем, якудза по-прежнему управляют преступным миром Японии.