Содержание
В1: Каким образом правительство Японии признает историю предыдущей войны?
Что касается признания истории правительством Японии, то в 50-ю годовщину окончания войны было выпущено так называемое «Заявление Мураямы», а в 60-ю годовщину — так называемое «Заявление Коидзуми». В дополнение к этим заявлениям было принято решение кабинета министров о выпуске заявления премьер-министра Японии 14 августа 2015 года в 70-ю годовщину окончания войны. Пожалуйста, ознакомьтесь со следующими ссылками для ознакомления с их содержанием:
- (Ссылка1) Заявление премьер-министра Синдзо Абэ (14 августа 2015 г.
- (Ссылка2) Заявление премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми (15 августа 2005 г.)
- (Ссылка3) Заявление премьер-министра Томиити Мураямы (15 августа 1995 г.)
В2: Правда ли, что Япония не принесла официальных извинений странам Азии, пострадавшим во время предыдущей войны с участием Японии?
- Чувства глубокого раскаяния и искренних извинений за действия во время войны последовательно поддерживались послевоенными кабинетами. Такие чувства были выражены в форме Заявления Мураямы по случаю 50-й годовщины окончания войны, и эти чувства раскаяния и извинений были также выражены в Заявлении Коидзуми, выпущенном в ознаменование 60-й годовщины.
- Подобные чувства раскаяния и извинения, выраженные предыдущими кабинетами, будут оставаться непоколебимыми, о чем ясно говорится в заявлении премьер-министра, опубликованном 14 августа 2015 года.
- С другой стороны, мы не должны позволить будущим поколениям, которые не имеют никакого отношения к этой войне, быть обреченными на извинения. Это ответственность нынешнего поколения, которое живет в этот момент.
В3: Какие репарации выплатила Япония странам и народам, пострадавшим во время предыдущей войны?
- В конце Второй мировой войны Япония коллективно решала вопросы репараций, собственности и претензий с заинтересованными странами. Это был метод, который был общепринятым международным сообществом в то время.
- В частности, Япония заключила Сан-Францисский мирный договор, двусторонние мирные договоры, соглашения и документы с заинтересованными странами и в соответствии с ними добросовестно осуществляла выплату репараций и других платежей. Таким образом, вопросы претензий, касающиеся войны, были юридически урегулированы со странами-участницами этих договоров, соглашений и документов.
(Ссылка 1)
Примеры военных репараций, произведенных в соответствии с Сан-Францисским мирным договором
- Филиппинам были выплачены репарации на сумму 550 млн долл. США (198 млрд иен), а Вьетнаму — 39 млн долл. США (14,04 млрд иен).
- Была произведена выплата Международному комитету Красного Креста в качестве компенсации военнопленным (POW) в размере 4,5 млн фунтов стерлингов (примерно 4,54109 млрд иен).
- Япония отказалась от всех зарубежных активов (приблизительно 23,681 млрд долларов США: около 379,499 млрд иен)
(Ссылка 2)
Примеры военных репараций, произведенных в соответствии с отдельными мирными договорами и другими договорами
- Бирме были выплачены репарации на сумму 200 млн долл. США (72 млрд иен), а Индонезии — 223,08 млн долл. США (80,3088 млрд иен).
- Совместная декларация Японии и Советского Союза (1956 г.)
Советский Союз отказался от своих прав на репарации от Японии, а Япония и Советский Союз отказались от всех претензий на репарации, возникших в результате войны.
(Ссылка 3) Соответствующие статьи Сан-Францисского мирного договора
(Ссылка 4) Особенности послевоенного урегулирования в Японии (вопросы репараций, активов и претензий)
В4: Хотя вопросы возмещения ущерба были урегулированы на правительственном уровне, не осталось ли еще нерешенных вопросов, касающихся претензий отдельных лиц?
- В конце Второй мировой войны Япония совместно решала вопросы репараций, имущества и претензий с заинтересованными странами, одновременно занимаясь в то время личными претензиями. Например, в соответствии с условиями Сан-Францисского мирного договора все претензии граждан союзных держав и Японии к соответствующим странам и их гражданам были отклонены.
- Таким образом, вопросы претензий отдельных лиц были юридически урегулированы со сторонами Сан-Францисского мирного договора, двусторонних договоров, соглашений и документов.
Статья 14 (б) (выдержка)
«За исключением случаев, предусмотренных в настоящем Договоре, Союзные Державы отказываются от всех репарационных претензий Союзных Держав, других претензий Союзных Держав и их граждан, вытекающих из любых действий, предпринятых Японией и ее гражданами в ходе ведения войны, а также претензий Союзных Держав на прямые военные расходы, связанные с оккупацией».
Статья 19 (а)
«Япония отказывается от всех претензий Японии и ее граждан к Союзным Державам и их гражданам, вытекающих из войны или из действий, предпринятых в связи с существованием состояния войны, и отказывается от всех претензий, вытекающих из присутствия, операций или действий сил или властей любой из Союзных Держав на японской территории до вступления в силу настоящего Договора».
В5: Какова точка зрения правительства Японии на проблему «женщин для утех»?
1. Проблема «женщин для утешения» между Японией и Республикой Корея (РК)
- (1) Поскольку вопрос о женщинах для утех был основным дипломатическим вопросом в отношениях между Японией и Республикой Корея с 1990-х годов, Япония искренне занималась им. Вопрос, касающийся собственности и претензий между Японией и Республикой Корея, был полностью и окончательно урегулирован в 1965 году Соглашением об урегулировании проблем, касающихся собственности и претензий, и об экономическом сотрудничестве между Японией и Республикой Корея. Однако с точки зрения содействия возможным средствам правовой защиты для бывших женщин для утех народ и правительство Японии объединились, чтобы создать в 1995 году «Азиатский женский фонд», через который они реализовали медицинские и социальные проекты и предоставили «денежные искупления» каждой бывшей женщине для утех в азиатских и других странах, включая Республику Корея. Кроме того, сменявшие друг друга премьер-министры направляли письма с выражением своих «извинений и раскаяния» бывшим женщинам для утех. Правительство Японии приложило все усилия, как упоминалось выше.
- (2) Кроме того, в результате больших дипломатических усилий правительства Японии и Республики Корея подтвердили, что вопрос о женщинах для утех был «решен окончательно и бесповоротно» с соглашением, достигнутым на встрече министров иностранных дел Японии и Республики Корея в декабре 2015 года. Лидеры Японии и Республики Корея также подтвердили, что они возьмут на себя ответственность как лидеры за реализацию этого соглашения и что они будут решать различные вопросы, основываясь на духе этого соглашения. Это соглашение приветствовалось международным сообществом, включая тогдашнего Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна и правительство США.
В соответствии с этим соглашением в августе 2016 года правительство Японии внесло 1 миллиард иен в «Фонд примирения и исцеления», созданный правительством Республики Корея. Фонд оказал финансовую поддержку 35 из 47 бывших женщин для утех, которые были живы на момент заключения соглашения, и скорбящим семьям 64 из 199 бывших женщин для утех, которые умерли на тот момент. Соглашение было положительно воспринято многими бывшими «женщинами для утешения». - (3)Однако в декабре 2016 года гражданская группа в РК установила статую женщины для утешения1 на тротуаре напротив Генерального консульства Японии в Пусане. Впоследствии администрация Мун Чжэ Ина была вновь открыта в мае 2017 года. На основании результатов оценки, проведенной Целевой группой по обзору соглашения по вопросу женщин для утешения под непосредственным руководством министра иностранных дел РК, министр иностранных дел Кан Гён Хва объявила позицию правительства РК 9 января 2018 года следующим образом: i) оно не будет просить о пересмотре соглашения с Японией; и ii) соглашение 2015 года, которое не отражает должным образом пожелания жертв, не является истинным решением проблемы. В июле 2018 года Министерство гендерного равенства и семьи Республики Корея объявило, что оно организует резервный бюджет для «ассигнования всей суммы» из 1 млрд иен, выделенных правительством Японии, и передаст эту сумму в «Фонд гендерного равенства». В ноябре Министерство гендерного равенства и семьи объявило, что оно приступит к роспуску «Фонда примирения и исцеления».
- (4)Более того, 8 января 2021 года в иске, поданном бывшими женщинами для утех и другими лицами против правительства Японии, Сеульский центральный окружной суд Республики Корея вынес решение, которое предписало правительству Японии, в частности, выплатить истцу компенсацию, отклонив применение принципа государственного иммунитета в соответствии с международным правом. 23 января 2021 года решение было подтверждено. Япония неоднократно выражала свою позицию, что этот иск должен быть отклонен, поскольку неприемлемо, чтобы правительство Японии подчинялось юрисдикции Республики Корея в соответствии с этим принципом государственного иммунитета в международном праве. Как упоминалось выше, вопрос, касающийся собственности и претензий между Японией и Республикой Корея, включая вопрос о женщинах для утех, был «урегулирован полностью и окончательно» Соглашением об урегулировании проблем, касающихся собственности и претензий, и об экономическом сотрудничестве между Японией и Республикой Корея 1965 года. Кроме того, было подтверждено, что вопрос о женщинах для утех был «урегулирован окончательно и бесповоротно» соглашением между Японией и Республикой Корея в 2015 году. Поэтому это решение суда крайне прискорбно и абсолютно неприемлемо, поскольку оно явно противоречит международному праву и соглашениям между двумя странами. Политика Японии заключается в том, что она снова настоятельно призывает Республику Корея немедленно принять соответствующие меры для исправления статуса ее нарушений международного права под свою собственную ответственность как страны.
- (5) Соглашение между Японией и Республикой Корея является соглашением между двумя странами, и оно должно быть реализовано ответственно, независимо от смены правительства. Республика Корея несет ответственность за неуклонное выполнение соглашения не только перед Японией, но и перед международным сообществом. Как указано выше, правительство Японии выполнило все меры, которые оно обязалось выполнить в соответствии с соглашением между Японией и Республикой Корея. Правительство самой Республики Корея, включая президента Мун Чжэ Ина, также признает, что это соглашение является официальным соглашением между двумя правительствами, и международное сообщество внимательно следит за выполнением соглашения Республикой Корея. Правительство Японии будет продолжать настоятельно призывать Республику Корея неуклонно выполнять соглашение между Японией и Республикой Корея.
2. Проблема «женщин для утешения» в международном сообществе
- (1) Правительство Японии искренне занималось вопросами репараций, собственности и претензий, касающихся Второй мировой войны, включая вопрос о женщинах для утех, в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, который правительство Японии заключило с 45 странами, включая США, Великобританию и Францию, а также посредством других двусторонних договоров, соглашений и инструментов. Эти вопросы, включая вопросы претензий отдельных лиц, уже были юридически урегулированы со сторонами этих договоров, соглашений и инструментов.
- (2) Исходя из этого, правительство Японии активно принимало меры по восстановлению чести бывших женщин для утех и предоставлению им средств правовой защиты. В 1995 году AWF был создан при сотрудничестве народа и правительства Японии с целью осуществления проектов по искуплению и исправлению положения бывших женщин для утех. Правительство Японии выделило в общей сложности 4,8 миллиарда иен. Около 600 миллионов иен было пожертвовано AWF народом Японии. Правительство Японии оказало максимальное содействие AWF, который реализовал проекты медицинской и социальной поддержки и предоставил «деньги на искупление», чтобы предложить реальную помощь бывшим женщинам для утех. В рамках проектов AWF «деньги на искупление» (2 миллиона иен на человека), которые финансировались за счет пожертвований японцев, были предоставлены 285 бывшим женщинам для утех (211 на Филиппинах, 61 в Республике Корея, 13 на Тайване). Более того, AWF предоставил средства в этих странах/территориях для медицинской и социальной поддержки, финансируемой за счет взносов правительства Японии. (3 миллиона иен на человека в Республике Корея и Тайване, 1,2 миллиона иен на Филиппинах) (в общей сложности 5 миллионов иен на человека в Республике Корея и Тайване, 3,2 миллиона иен на человека на Филиппинах). Кроме того, используя средства, предоставленные правительством Японии, AWF расширил поддержку проектов по продвижению услуг социального обеспечения для пожилых людей в Индонезии, а также проектов по улучшению условий жизни бывших женщин для утех в Нидерландах.
- (3) Когда «деньги искупления», а также медицинская и социальная поддержка были предоставлены отдельным бывшим женщинам для утех, тогдашние премьер-министры (а именно премьер-министр Рютаро Хасимото, премьер-министр Кэйдзо Обути, премьер-министр Ёсиро Мори и премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми) направили подписанные письма с извинениями и раскаянием непосредственно каждой бывшей женщине для утех.
- (4) Как указано в заявлении премьер-министра, выпущенном в 2015 году, Япония запечатлеет в своем сердце прошлое, когда достоинство и честь многих женщин были серьезно ущемлены во время войн в 20 веке. Япония возглавит мир, сделав 21 век эпохой, в которой права женщин не будут ущемляться.
- (5) Несмотря на столь искренние усилия правительства Японии, существуют утверждения, которые вряд ли можно назвать основанными на исторических фактах, например, утверждения о «насильственном увозе» женщин для утех и «сексуальных рабынь», а также цифры «200 000 человек» или «несколько сотен тысяч» для общего числа женщин для утех.
Позиция правительства Японии относительно этих претензий следующая:
- «Насильственный вывоз»
«Насильственный вывоз» «женщин для утех» японскими военными и правительственными властями не нашел подтверждения ни в одном из документов, которые удалось обнаружить правительству Японии. (Эта позиция изложена, например, в письменном ответе, утвержденном Кабинетом министров 16 декабря 1997 года на вопрос члена Палаты представителей.) - «Секс-рабыни»
Выражение «секс-рабыни» противоречит фактам, поэтому его не следует использовать. Этот момент был подтвержден РК в связи с Соглашением между Японией и РК в декабре 2015 года, и выражение «секс-рабыни» в соглашении не используется. - Такие цифры, как «200 000 человек» для общего числа женщин для утех
Цифра «200 000 человек» не имеет конкретных доказательств. Как указано в отчете о результатах правительственного исследования от 4 августа 1993 года, фактически невозможно определить общее число женщин для утех, поскольку не было найдено никаких документов, которые бы указывали общее число или давали достаточные основания для установления оценки. - (6) Правительство Японии прилагает усилия для предоставления четких объяснений относительно своих искренних усилий и официальной позиции на международных форумах. В частности, в ООН правительство Японии объясняло свою позицию при ряде возможностей, таких как рассмотрение Седьмого и Восьмого периодических докладов правительства Японии о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в феврале 2016 года . В феврале 2017 года правительство Японии также представило свое заключение amicus curiae в Верховный суд США для судебного разбирательства относительно статуи женщины для утешения, установленной в Глендейле в пригороде Лос-Анджелеса, США.
Усилия Японии по решению проблемы «женщин для утех»
В6: Какова точка зрения правительства Японии на инцидент, известный как «Нанкинский инцидент»?
- Правительство Японии считает, что нельзя отрицать, что после вступления японской армии в Нанкин в 1937 году имели место убийства мирных жителей, грабежи и другие акты. Однако существует множество теорий относительно фактического числа жертв, и правительство Японии считает, что трудно определить, какое число является правильным.
- Чувства глубокого раскаяния и искренних извинений за действия во время войны последовательно поддерживались послевоенными кабинетами. Такие чувства были выражены в форме Заявления Мураямы по случаю 50-й годовщины окончания войны, и эти чувства раскаяния и извинений были также выражены в Заявлении Коидзуми, выпущенном в ознаменование 60-й годовщины.
- Подобные чувства раскаяния и извинения, выраженные предыдущими кабинетами, будут оставаться непоколебимыми, о чем ясно говорится в заявлении премьер-министра, опубликованном 14 августа 2015 года.
Отрицание Нанкинской резни — отрицание того факта, что вооружённые силы Императорской Японии зверски убили сотни тысяч обезоружженных китайских солдат и гражданских лиц в столице Китайской республики во время Второй японо-китайской войны, события которых являются камнем преткновения в японо-китайских отношениях.
Большинство исследователей разделяют мнение о примерном общем числе погибших в 150 000—500 000 человек.
Международный военный трибунал для Дальнего Востока оценил количество изнасилованных в 20 000-80 000, не считая детей и старых женщин. Перед совершением значительной части из них солдаты искали женщин в домах местного населения. Женщин часто похищали и затем подвергали групповым изнасилованиям. Часто сразу после изнасилования женщин убивали, нередко путём изощрённых издевательств или через засовывание в половые органы штыков, бутылок, бамбуковых палок и других предметов.
Для маленьких детей исключения не делалось, преступники вспарывали их, чтобы совершить насилие.
Существуют также свидетельства того, что японцы заставляли семьи совершать инцест. Сыновей принуждали насиловать матерей, а отцов — дочерей. Одна из беременных женщин была изнасилована группой японских солдат и родила всего через несколько часов после этого; ребёнок выглядел физически невредимым (Robert B. Edgerton, Warriors of the Rising Sun).
Монахов, принявших целибат, также заставляли насиловать женщин.
Сексуальному насилию подвергались и мужчины.
Предполагаемый ключевой виновник, принц Асако, являвшийся членом японской императорской семьи, избежал суда, так как ранее получил от союзников по антигитлеровской коалиции иммунитет от преследования.
В7: Какова точка зрения правительства Японии на Международный военный трибунал для Дальнего Востока (МВТДВ)?
- Международный военный трибунал для Дальнего Востока (МВТДВ) (также известный как Токийский процесс) был судебным процессом, учрежденным союзными державами после Второй мировой войны для суда над японскими военными преступниками класса А, где 28 человек были привлечены к ответственности по обвинениям, включая преступления против мира и преступления против человечности. Из них 25 были осуждены, а остальные умерли от болезней или были уволены.
- Правительство Японии признает, что существуют различные аргументы относительно этого решения. Однако Япония приняла решение IMTFE в соответствии со статьей 11 Сан-Францисского мирного договора. Поэтому в отношениях между государствами правительство Японии считает, что оно не имеет права выдвигать какие-либо возражения относительно этого решения.
Япония признает решения Международного военного трибунала для Дальнего Востока и других судов союзников по военным преступлениям как в Японии, так и за ее пределами и будет приводить в исполнение приговоры, вынесенные ими японским гражданам, заключенным в тюрьму в Японии. Право помилования, сокращения сроков наказания и условно-досрочного освобождения в отношении таких заключенных не может быть осуществлено, кроме как по решению правительства или правительств, вынесших приговор в каждом конкретном случае, и по рекомендации Японии. В отношении лиц, осужденных Международным военным трибуналом для Дальнего Востока, такое право не может быть осуществлено, кроме как по решению большинства правительств, представленных в Трибунале, и по рекомендации Японии.
В8: По сравнению с Германией, являются ли меры, принимаемые Японией по вопросам, касающимся ее прошлого, недостаточными?
- Япония и Германия добросовестно подошли к решению своих «исторических вопросов».
- В то же время исторические предпосылки Германии и Японии полностью различаются с точки зрения того, что произошло во время Второй мировой войны, и в какой послевоенной ситуации они занимались послевоенным урегулированием. Например, Япония решала вопрос репараций с заинтересованными странами коллективно, в соответствии с общепринятым международным сообществом в то время способом, в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, договорами и инструментами. С другой стороны, правительство Японии осознает, что Германия приняла подход персональной компенсации, поскольку она не могла решать коллективно со странами различные вопросы, включая репарации, как это делала Япония, поскольку Германия была разделена на Восточную и Западную после войны.
- Таким образом, Япония и Германия подходили к послевоенному урегулированию по-разному. Поэтому нецелесообразно проводить простое сравнение и оценку мер, принятых двумя странами.