Война коротка в  учебниках США и Японии

Война коротка в учебниках США и Японии

По мнению экспертов обеих стран, при изучении Перл-Харбора и Второй мировой войны у студентов в Японии и США есть одна общая черта: они учатся очень мало и плохо.

Сша и япония. Война

По словам Эстер Тайра, специалиста по учебным программам в Объединенном школьном округе Лос-Анджелеса, большинство американских курсов истории уделяют мало внимания истории 20-го века.

Аналогичным образом, учителя в Японии «проводят месяцы, преподающие древнюю историю Японии, но очень мало учат современной истории», — пожаловался Такакадзу Курияма, который ушел в отставку прошлым летом в качестве вице-министра иностранных дел.

Школьные учебники в Японии пишет не Министерство образования. Вместо этого учебники по всем предметам в начальной школе, а также в младших и старших классах средней школы написаны и издаются несколькими крупными частными компаниями. Эта система была введена в Японии после Второй мировой войны, чтобы правительство не имело прямых полномочий над письменным содержанием. Закон Японии о школьном образовании (教育 基本法) требует, чтобы школы использовали учебники, разрешенные Министерством образования (MEXT). Однако каждый местный совет по образованию имеет окончательное право выбирать учебники из утвержденного списка, которые могут быть использованы в их юрисдикции.

Критики утверждают, что государственная система авторизации учебников использовалась для отклонения учебников, которые изображают Императорскую Японию в негативном свете. Это включает случай 1960-х годов, когда правдивое описание Нанкинской резни и других военных преступлений, совершенных японскими военными до и во время Второй мировой войны, было отклонено Министерством образования. 

Действительно, 378-страничная «Новая История Японии», одобренный в 2010-м году Министерством образования учебник, используемый более чем половиной средних школ Японии, дотягивает до четырех лет Второй мировой войны 320 страницами и посвящает войне только 20 страниц. Однако даже это количество обширно по сравнению с 21 страницей, которую она посвящает 74-летней послевоенной истории Японии.

Япо́но-кита́йская война́ (7 июля 1937 — 3 сентября 1945) — война между Китайской республикой и Японской империей, начавшаяся до Второй мировой войны и продолжавшаяся до её окончания.

Вопросы о войне обычно не включаются во вступительные экзамены в колледж, «поэтому студенты не изучают ее», добавил профессор Университета Васэда Кеничи Гото.

Новая история

Хотя предыдущие японские учебники были осуждены за попытку обелить роль Японии в войне, «История Японии — Новое» точно представляет факты. По словам Куриямы и японских студентов, чего не хватает, так это подробных пояснений и «чувства».

Министерство образования Японии придерживается политики избегания ценностных суждений по новейшей истории. Он также отказывается одобрить использование чисел погибших на войне.

 Перл-Харбор.
7 декабря 1941 года, Имперский флот Японии начинает атаку на Перл-Харбор. Тихоокеанский флот США понес серьезный урон в результате внезапного нападения

«История Японии — Новое» фактически описывает Перл-Харбор как «неожиданную» атаку всего за 12 слов. Позже, в другом предложении из 12 слов, книга объясняет, что атака вызвала у американцев «кипящую» ярость и объединила их, когда они начали войну против Японии.

Нет упоминания о том, что президент Франклин Рузвельт охарактеризовал нападение как «дату, которая будет жить в позоре». Также не упоминается описание нападения от тогдашнего японского премьер-министра Тодзио Хидэки как «удара для освобождения Азии».

Старые учебники истории, которые все еще используются в большинстве средних школ Калифорнии, посвящают Перл-Харбору меньше полудюжины абзацев. Они характеризуют бомбардировку как «скрытую атаку», описывают, как японцы последовательно шли к этому, отправив «посланника мира» в Вашингтон, и добавляют:

«Этот шаг был всего лишь камуфляжем для подготовки коварного удара по США».

Разногласия

Разногласия по поводу японских учебников истории связаны с противоречивым содержанием утвержденных правительством учебников истории, используемых в средней школе (неполные средние школы и средние школы) Японии. Споры в первую очередь касаются попыток националистических правых обелить действия Японской империи во время Второй мировой войны.

В «История Японии — Новое» ничего не говорит о «программе десяти пунктов» 1941 года. Эти «пункты» первоначально предлагались для дальнейшего обсуждения в случае принятия модус вивенди, о приверженности США к высшим принципам мира и т. д.

США предлагали Японии ультиматум о заключении многостороннего пакта о ненападении на Дальнем Востоке. Подписать коллективный договор о целостности Индокитая, вывести все войска из Китая. США и Япония должны были поддерживать в Китае только Чунцинский режим, оба правительства вступят в переговоры о заключении торгового договора. 

«18 сентября 1931 года Квантунская армия, которая силой завоевала Маньчжурию, сама взорвала участок Южно-Маньчжурской железной дороги недалеко от пригорода Мукдена, создав предлог для войны, и начала наступление на Китайскую армию», — так в японском учебнике рассказывается о начале Второй мировой войны.

Текст не оправдывает простых японцев. Он указывает на то, что люди не только приветствовали вторжение в Маньчжурию, победу в Перл-Харборе, но и саму войну. И то, что средства массовой информации, которые в послевоенные годы стали антивоенными, призывали к празднованию японских «славных побед».

Утверждая, что доказательств не существует, учебник занимает нейтральную позицию в отношении того, кто первым выстрелил в инциденте 1937 года, который вызвал тотальную войну в остальной части Китая. Нейтральное отношение к событиям в 1932 году, когда правые путем убийств получили практически полный контроль над всей политической жизнью Японии.

Япония, добавляет он, начала «идти по пути изоляции», отвергнув «значительно скомпрометированный» доклад Лиги Наций о вторжении в Маньчжурию и в 1933 вышла из лиги, предшественницы Организации Объединенных Наций.

Однако явно отсутствует какая-либо подробная информация о зверствах японцев.

В тексте упоминаются только три примера — «инцидент в Нанкине», убийства в Сингапуре и «много злодеяний» на Филиппинах. «Большое количество» смертей произошло в каждом, добавляет книга.

хиросима

Не упоминается о широко распространенном жестоком обращении с военнопленными, которое создало горькие воспоминания о Японии не только среди азиатов, но и среди американцев, британцев, голландцев, австралийцев и новозеландцев.

Позже, обсуждая варварские атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, в книге применяется тот же стандарт неиспользования оценок, утверждая только, что «большое количество людей» было убито.

Американские учебники

Напротив, новые либеральные американские учебники, которые вводятся в Калифорнии, подробно описывают резню в Май Лай во время войны во Вьетнаме с оговоркой, что она «не типична для американского поведения во Вьетнаме».

В другом учебнике указывается, что, хотя лейтенант Уильям Кэлли был осужден в американском суде за убийства, его начальникам, «которые, несут равную ответственность за массовые убийства, не было предъявлено никаких обвинений».

японка с ребёнком 1945

Новые калифорнийские учебники посвящены объяснению значимости исторических событий. Не просто перечислению имен, дат и мест. Они отказываются от «односторонней доставки», чтобы дать молодежи возможность самим смотреть на событие, чтобы самостоятельно осмыслить, понять, что в данном решении есть разные точки зрения », — говорит Тайра, специалист по учебным программам.

«Мы пытаемся представить это в контексте исторической парадигмы, а не «это произошло 7 декабря и т.д и т.п.»

Новые калифорнийские книги используют рассказы выживших, чтобы описать нападение на Перл-Харбор, а также взрывы Хиросимы и Нагасаки.

«Таким образом, вы получаете представление, что это не просто то, что происходит с числами. Это то, что происходит с реальными людьми по обе стороны океана», — сказала Тайра.

Старые учебники утверждают, что Америка стала невинной жертвой японской агрессии.

Но новые книги во всех подробностях обьясняют, с японской точки зрения, атаку на Перл-Харбор и роль бомбардировки в подталкивании Соединенных Штатов к объявлению войны.

В «Человеческом опыте — всемирная история» пять параграфов посвящены атаке, объясняющей, как командующий японским флотом «убедил» японских лидеров, что неожиданный удар продемонстрирует Соединенным Штатам, насколько могущественная и сильная Япония. Мол, атака заставит Соединенные Штаты отказаться от своих усилий, чтобы сорвать экспансионистские планы Японии.

Такого рода детали — именно то, чего не хватает в японских учебниках.

«Все механические факты есть, — сказал 21-летний Дайсуке Хонда, студент-второкурсник из Университета Васеда. «Но в учебниках нет чувства».

«То, как вы преподаете историю молодым поколениям, очень важно», — сказал Курияма. «Существует опасность, что молодые японцы могут не знать достаточно о том, что Япония делала в первой половине века».

Комментарий

Translate »
%d такие блоггеры, как: