Война коротка в  учебниках США и Японии

Война коротка в учебниках США и Японии

06.08.2019 0 Автор Masaka

По мнению экспертов обеих стран, при изучении Перл-Харбора и Второй мировой войны у студентов в Японии и США есть одна общая черта: они учатся очень мало и плохо.

По словам Эстер Тайра, специалиста по учебным программам в Объединенном школьном округе Лос-Анджелеса, большинство американских курсов истории уделяют мало внимания истории 20-го века.

Аналогичным образом, учителя в Японии «проводят месяцы, преподающие древнюю историю Японии, но очень мало учат современной истории», — пожаловался Такакадзу Курияма, который ушел в отставку прошлым летом в качестве вице-министра иностранных дел.

Действительно, 378-страничная «История Японии — новая», одобренный Министерством образования учебник, используемый более чем половиной средних школ Японии, дотягивает до четырех лет Второй мировой войны 320 страницами и посвящает войне только 20 страниц. Однако даже это количество обширно по сравнению с 21 страницей, которую она посвящает 74-летней послевоенной истории Японии.

Вопросы о войне обычно не включаются во вступительные экзамены в колледж, «поэтому студенты не изучают ее», добавил профессор Университета Васэда Кеничи Гото.

Хотя предыдущие японские учебники были осуждены за попытку обелить роль Японии в войне, «История Японии — Новое» точно представляет факты. По словам Куриямы и японских студентов, чего не хватает, так это толкования и «чувства».

Министерство образования Японии придерживается политики избегания ценностных суждений по новейшей истории. Он также отказывается одобрить использование чисел погибших на войне.

 Перл-Харбор.
7 декабря 1941 года, Имперский флот Японии начинает атаку на Перл-Харбор. Тихоокеанский флот США понес серьезный урон в результате внезапного нападения

«История Японии — Новое» фактически описывает Перл-Харбор как «неожиданную» атаку всего за 12 слов. Позже, в другом предложении из 12 слов, книга объясняет, что атака вызвала у американцев «кипящую» ярость и объединила их, когда они начали войну против Японии.

Нет упоминания о том, что президент Франклин Рузвельт охарактеризовал нападение как «дату, которая будет жить в позоре». Также не упоминается описание нападения тогдашнего японского премьер-министра Тодзио Хидэки как «удара по освобождению Азии».

Старые учебники истории, которые все еще используются в большинстве средних школ Калифорнии, посвящают Перл-Харбору меньше полудюжины абзацев. Они характеризуют бомбардировку как «скрытую атаку», описывают, как японцы последовательно шли к этому, отправив «посланника мира» в Вашингтон, и добавляют:

«Этот шаг был всего лишь камуфляжем для подготовки коварного удара по США».

«История Японии — Новое» ничего не говорит о «программе десяти пунктов» 1941 года. Эти «пункты» первоначально предлагались для дальнейшего обсуждения в случае принятия модус вивенди, о приверженности США к высшим принципам мира и т. д.

Конкретно США предлагали Японии ультиматум о заключении многостороннего пакта о ненападении на Дальнем Востоке; подписать коллективный договор о целостности Индокитая; вывести все войска из Китая. Однако, США и Япония будут поддерживать в Китае только Чунцинский режим, оба правительства вступят в переговоры о заключении торгового договора. 

«18 сентября 1931 года Квантунская армия, которая подавила Маньчжурию силой, сама взорвала участок Южно-Маньчжурской железной дороги недалеко от пригорода Мукдена, создав предлог для войны, и начала наступление на Китайскую армию», — так в японском учебнике рассказывается о начале Второй мировой войны.

Текст не оправдывает простых японцев. Он указывает на то, что люди не только приветствовали вторжение в Маньчжурию, победу в Перл-Харборе, но и саму войну. И то, что средства массовой информации, которые в послевоенные дни стали антивоенными, призывали к празднованию японских «славных побед».

Утверждая, что доказательств не существует, учебник занимает нейтральную позицию в отношении того, кто первым выстрелил в инциденте 1937 года, который вызвал тотальную войну в остальной части Китая. Нейтральное отношение к событиям в 1932 году, когда правые путем убийств получили практически полный контроль над всей политической жизнью Японии.

Япония, добавляет он, начала «идти по пути изоляции», отвергнув «значительно скомпрометированный» доклад Лиги Наций о вторжении в Маньчжурию и в 1933 вышла из лиги, предшественницы Организации Объединенных Наций.

Однако явно отсутствует какая-либо подробная информация о зверствах японцев.

В тексте упоминаются только три примера — «инцидент в Нанкине», убийства в Сингапуре и «много злодеяний» на Филиппинах. «Большое количество» смертей произошло в каждом, добавляет книга.

хиросима

Позже, обсуждая атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, в книге применяется тот же стандарт неиспользования оценок, утверждая только, что «большое количество» было убито.

Не упоминается о широко распространенном жестоком обращении с военнопленными, которое создало горькие воспоминания против Японии не только среди азиатов, но и среди американцев, британцев, голландцев, австралийцев и новозеландцев.

Напротив, новые либеральные американские учебники, которые вводятся в Калифорнии, подробно объясняют резню во время войны во Вьетнаме в Май Лай с оговоркой, что она «не типична для американского поведения во Вьетнаме».

В одном учебнике также указывается, что, хотя лейтенант Уильям Кэлли был осужден в американском суде за убийства, его начальникам, «которые, несут равную ответственность за массовые убийства, не было предъявлено никаких обвинений».

японка с ребёнком 1945

Новые калифорнийские учебники посвящены объяснению значимости исторических событий. Не просто перечислению имен, дат и мест. Они отказываются от «односторонней доставки», чтобы дать молодежи возможность самим смотреть на событие, чтобы самостоятельно осмыслить, понять, что в данном решении есть разные точки зрения », — говорит Тайра, специалист по учебным программам.

«Мы пытаемся представить это в контексте исторической парадигмы, а не «это произошло 7 декабря и т.д и т.п.»

Новые калифорнийские книги используют рассказы выживших, чтобы описать нападение на Перл-Харбор, а также взрывы Хиросимы и Нагасаки.

«Таким образом, вы получаете представление, что это не просто то, что происходит с числами. Это то, что происходит с реальными людьми по обе стороны океана», — сказала Тайра.

Старые учебники утверждают, что Америка стала невинной жертвой японской агрессии.

Но новые книги во всех подробностях обьясняют, с японской точки зрения, атаку на Перл-Харбор и роль бомбардировки в подталкивании Соединенных Штатов к объявлению войны.

В «Человеческом опыте — всемирная история» пять параграфов посвящены атаке, объясняющей, как командующий японским флотом «убедил» японских лидеров, что неожиданный удар продемонстрирует Соединенным Штатам, насколько могущественная и сильная Япония. Мол, атака заставит Соединенные Штаты отказаться от своих усилий, чтобы сорвать экспансионистские планы Японии.

Такого рода детали — именно то, чего не хватает в японских учебниках.

«Все механические факты есть, — сказал 21-летний Дайсуке Хонда, студент-второкурсник из Университета Васеда. «Но в учебниках нет чувства».

«То, как вы преподаете историю молодым поколениям, очень важно», — сказал Курияма. «Существует опасность, что молодые японцы могут не знать достаточно о том, что Япония делала в первой половине века».