В Китае стремительно растут продажи транспортных средств на новых источниках энергии (NEV), к которым относятся электромобили и подключаемые гибриды (PHV).
На фото: Гибридный минивэн BYD Xia представлен на выставке Auto Guangzhou 2024 в Гуанчжоу, провинция Гуандун, 16 ноября.
По данным китайских СМИ, в этом году производство NEV в Китае впервые превысило 10 миллионов единиц, и ожидается, что годовой объём производства вырастет на 25% по сравнению с предыдущим годом. В то время как китайские автопроизводители наблюдают рост продаж NEV, японские и европейские автобренды теряют свои позиции на китайском рынке.
Содержание
Auto Guangzhou 2024
На выставке Auto Guangzhou 2024, которая открылась 15 ноября в Гуанчжоу, провинция Гуандун, почти 40% из примерно 1200 представленных автомобилей были электромобилями. Китайские автопроизводители, в частности, представили новые модели электромобилей, чтобы привлечь внимание посетителей.
Ведущий китайский производитель электромобилей BYD представил свой высококлассный минивэн PHV Xia. Электромобили PHV можно заряжать от внешнего источника питания, а с помощью двигателя можно поддерживать запас хода зимой, когда запас хода электромобилей сокращается.
Компания BYD расширяет линейку электромобилей PHV, стремясь удовлетворить спрос на северо-востоке и во внутренних районах Китая, а также в зарубежных странах.
Продажи PHV растут. За период с июля по сентябрь BYD продала 440 000 электромобилей, что на 3% больше, чем в прошлом году, в то время как продажи PHV компании значительно выросли на 76% по сравнению с прошлым годом и составили 690 000 единиц.
Электромобили, в производстве которых китайские компании имеют сильное конкурентное преимущество, по-прежнему популярны на китайском рынке. Xiaomi, крупный китайский производитель смартфонов, дебютировавший на рынке электромобилей этой весной, привлёк внимание посетителей автосалона, продемонстрировав свой спортивный электромобиль по цене 810 000 юаней (около 17 миллионов рублей).
Мало посетителей на японских стендах
Китайские стенды на автосалоне пользовались у посетителей «бешеной» популярностью, в то время как стенды японских автомобильных брендов пустовали.Компания Dongfeng Honda Automobile Co., совместное предприятие Honda Motor Co. и Dongfeng Motor Group Co., представила на своём стенде в общей сложности 17 моделей. Большинство автомобилей не были электромобилями: на стенде были представлены семь бензиновых автомобилей, шесть гибридов и четыре электромобиля. Стенд посетили немногие посетители.
По словам представителя компании, Dongfeng Honda Automobile не представила PHV, потому что этих автомобилей не было в наличии. Китаец, посетивший автосалон, сказал: «Модели компании отстают от моделей китайских компаний по дизайну и характеристикам».
14 ноября Центральное телевидение Китая сообщило, что в этом году производство NEV, включая электромобили и гибридные автомобили, уже превысило 10 миллионов единиц и, как ожидается, достигнет более 12 миллионов единиц в год. Производство NEV быстро растёт: в 2018 году оно превысило 1 миллион единиц, а в 2022 году — 5 миллионов единиц.
По данным промышленной группы, на долю NEV пришлось около 40% проданных с января по октябрь этого года легковых автомобилей.
В отличие от роста продаж NEV, доля японских автопроизводителей на китайском рынке легковых автомобилей сокращается. По данным MarkLines Co., на японские автомобили с января по октябрь приходилось 11,4% всех легковых автомобилей, проданных в Китае, что на 50% меньше, чем пять лет назад.
Японские автопроизводители пытаются вернуть утраченные позиции на рынке NEV. Например, совместное предприятие Nissan в Китае, Dongfeng Nissan, наняло местных китайских инженеров для разработки электромобилей и гибридных автомобилей. Однако на китайском рынке конкурируют более 100 компаний. В условиях усиления ценовой конкуренции на рынке электромобилей японским автопроизводителям, похоже, предстоит непростой путь.
Вымирающая нация
По состоянию на 1 июня 2023 года доля населения Японии в возрасте 65 лет и старше составляла 29,1 %, в возрасте 75 лет и старше — 16,0 %, в возрасте 85 лет и старше — 5,4 %. В свою очередь доля населения Японии младше 14 лет составляла 11,5 %, а доля трудоспособного населения (в возрасте 15-64 лет) — 59,4 %.
По данным Национального института народонаселения и социального обеспечения, ожидается, что к 2065 году население Японии сократится с примерно 127 миллионов до примерно 78-88 миллионов. Эта проблема оказала огромное влияние на каждую отрасль, особенно на японскую автомобильную промышленность. Люди, связанные с автомобильной компанией, приближаются к пенсионному возрасту, и автопроизводители не могут найти им эквивалентную замену из молодого поколения.
Со временем эта тема становится серьезной проблемой и важным вопросом для японской автомобильной промышленности: заменить стареющий инженерный сектор молодыми талантами и поощрять молодые поколения продолжать свою карьеру в автомобильной сфере. Тот факт, что японская молодежь остается апатичной и безразличной к автомобилям или автомобильным проблемам, определенно приводит к деградации всего сектора.
Крупные промышленные компании, производящие автомобили и электронику, не имеют достаточно рабочей силы для продолжения производства на текущем уровне. Таким образом, страна может потерять позиции одной из крупнейших экономик и лидеров рынка в мире.
В настоящее время иностранные рабочие составляют около 3% рабочей силы Японии, но это число должно существенно увеличиться, чтобы достичь экономических целей страны.
Пик продаж автомобилей составил 7,8 млн единиц в 1990 году во время «пузырьной» экономики, которая сейчас упала почти до 70% от своего пика. Надежды на значительный рост мало. Продажи автомобилей продолжат снижаться, поскольку потребительский налог продолжает расти.
Ноябрь 2024
Япония ослабила санкции и разрешила россиянам покупать гибридные автомобили — РБК
Япония уточнила «санкционные формулировки», тем самым открыв доступ россиянам к импорту «мягких» гибридов. Теперь на аукционах можно покупать некоторые машины с электроустановками концернов Honda, Suzuki, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Mercedes и Audi.
Запрет на экспорт из Японии некоторых новых и подержанных автомобилей в Россию был введён в августе 2023 года. Тогда под запрет попали все гибриды и электрокары, а также авто с объемом двигателя больше 1,9 л