Триумф двух японских фильмов на 96-й церемонии вручения премии «Оскар» показал, что Япония может конкурировать не только с анимационными фильмами, в которых страна добилась мирового признания, но и с визуальными эффектами, оплотом голливудских фильмов.
Два японских фильма
Фильм «Мальчик и цапля» режиссера Хаяо Миядзаки получил награду в категории «Анимационный полнометражный фильм», а «Годзилла минус один» режиссера Такаси Ямадзаки получил награду за лучшие визуальные эффекты.
«Годзилла минус один» стал первым азиатским фильмом, победившим в категории визуальных эффектов, среди прошлых победителей которого такие эпические фильмы, как «Аватар» и «Титаник». Последний фильм о Годзилле активно фигурировал в прогнозах местных СМИ на «Оскар» и остался сильным, чтобы получить желанную награду.
С момента выхода фильма в Японии в ноябре прошлого года он привлек внимание своей историей, которая, кажется, резонирует с текущим периодом ядерного кризиса. Предполагается, что Годзилла родился в результате эксперимента с водородной бомбой.
«Это история о том, как усмирить Годзиллу, который является символом войны и ядерного оружия, а не убить его», — сказал 59-летний Ямадзаки на пресс-конференции после церемонии награждения. «Я думаю, что успех фильма отчасти объясняется тем, что мир так или иначе хочет положить конец [войнам и ядерным проблемам]».
Годзилла, представленный компьютерной графикой, потрясающе смотрится на экране, а персонажи противостоят монстру с мудростью и солидарностью. Их история, кажется, покорила сердца зрителей по всему миру. Мировые кассовые сборы превысили 16 миллиардов йен. Фильм также был высоко оценен за то, как он достиг технического мастерства в визуальном выражении наравне с гораздо более хорошо финансируемыми постановками. Хотя стоимость не была обнародована, некоторые источники говорят, что она составляла всего одну десятую от среднего голливудского фильма.
Миядзаки Хаяо
83-летний Миядзаки получил награду в категории анимационных полнометражных фильмов во второй раз. «Мальчик и цапля» выиграл свою фактическую дуэль с «Человеком-пауком: через вселенные», который считался сильным соперником. Фильм Миядзаки проиграл «Человеку-пауку» в премии «Энни», которая присуждает престижные награды анимационной киноиндустрии, но он перевернул ситуацию на церемонии вручения премии «Оскар», организаторы которой увеличивают разнообразие среди голосующих членов.
Миядзаки известен своим особым методом. Он не пишет сценарий, а скорее создает историю, рисуя раскадровку. В то время как сложная компьютерная 3D-анимация становится мейнстримом, ему и его команде потребовалось семь лет, чтобы создать «Мальчика и цаплю» старомодным способом. Кажется, что нарисованное от руки очарование фильма, которое характерно для большей части японской анимации, покорило зрителей.
Тосио Судзуки, продюсер фильма «Мальчик и цапля», провел пресс-конференцию в студии Ghibli в Коганее, Токио, в понедельник, раскрыв реакцию Миядзаки на награду.
«Он был по-настоящему счастлив. Он был взволнован», — сказал Судзуки о реакции Миядзаки, когда разговаривал с ним по телефону.
В 2013 году Миядзаки объявил о завершении карьеры. Судя по всему, позже он сообщил Suzuki о своем намерении сделать последнюю работу. «Это неловко, но я хочу снять еще один фильм», — сказал он. Затем ему потребовалось семь лет, чтобы закончить фильм.
«Он больше, чем когда-либо, беспокоился о том, как этот фильм будет воспринят людьми», — сказал Судзуки.
«[Мальчик и цапля] проиграл «Человеку-пауку» на премии «Энни», чьи избиратели в основном приезжают из Северной Америки, но он показал свою силу на церемонии вручения премии «Оскар», где растет число избирателей из-за пределов Северной Америки», — сказал Юки Саруватари, киножурналист из Лос-Анджелеса. Фильму «также помогла его информационная ценность, поскольку это, вероятно, будет последняя работа Миядзаки».
Что касается «Годзиллы минус один», она сказала: «Производственная команда произвела высококачественную работу наравне с Голливудом, но с меньшим штатом сотрудников и бюджетом, который был на порядок ниже».