Японский производитель подгузников будет производить подгузники исключительно для пожилых людей на фоне резкого падения спроса на детские подгузники, что является тревожным напоминанием о старении населения Японии.
Население Японии стареет
Oji Holdings, японский производитель бумажной продукции, объявил в понедельник, что прекратит производство одноразовых подгузников для детей в сентябре после резкого падения спроса. Дочерняя компания компании Oji Nepia ежегодно производит 400 миллионов детских подгузников по сравнению с пиком в 700 миллионов в 2001 году, сообщает BBC.
«Группа стремится преобразовать свой бизнес-портфель, концентрируя инвестиции на предприятиях с высокой прибыльностью и потенциалом роста, чтобы увеличить корпоративную стоимость», — говорится в заявлении Oji Holdings. «Текущее прекращение отечественного бизнеса по производству одноразовых подгузников для детей основано на этой стратегии».
На японском рынке продажи подгузников для взрослых с 2011 года опережают продажи детских подгузников из-за изменений спроса. Рождаемость в стране — 758 631 — снизилась на 5,1% в 2023 году по сравнению с годом ранее, что является самым низким числом рождений в Японии с XIX века. Низкий уровень рождаемости в стране объясняется высокой стоимостью жизни и корпоративной культурой, которую молодые будущие родители считают несовместимой с воспитанием детей.
Демографические изменения подтолкнули Unicharm Corp., крупнейшего производителя подгузников в Японии, принять такое же решение и перейти к производству исключительно подгузников для взрослых в 2012 году, сообщает Bloomberg.
Это было частью более масштабной кампании японских компаний, ориентированной на пожилых покупателей, которые склонны тратить больше денег. В 2011 году на японцев в возрасте 60 лет приходилось 40% потребления страны.
«Пожилые люди станут двигателем потребления», — сказал Шохей Мурай, исполнительный вице-президент оператора супермаркетов Aeon Co. после заявления Unicharm.
Сокращение рабочей силы
Решение Oji Holdings задействовать мощную стареющую потребительскую базу является небольшим плюсом для туманной и серой экономики Японии, а также для стареющего населения.
По состоянию на сентябрь 2023 года более 10% населения Японии находятся в возрасте 80 лет и старше. Ожидается, что к 2060 году он сократится на четверть, Международный Валютный Фонд предсказывает, что 2023 году население страны, составляющее 125,4 миллиона человек, сократилось на 800 тысяч.
Это плохая новость для рабочей силы Японии, почти половине из которой больше 70 лет, сообщил Всемирный экономический форум в 2022 году. Сокращение численности населения означает растущую нехватку рабочей силы на горизонте, в том числе в секторе ухода за пожилыми людьми, который, по прогнозам Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, к 2040 году увеличится втрое и составит 690 000 человек.
Хотя соотношение числа вакансий и числа соискателей в Японии выросло до 1,28 — 128 вакансий на 100 потенциальных сотрудников — этот показатель снизился с 1,6 до начала пандемии.
«Япония стоит на пороге того, сможем ли мы продолжать функционировать как общество», — заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида в своем программном обращении к законодателям в январе 2023 года. «Сосредоточение внимания на политике в отношении детей и их воспитании — это вопрос, который не может ждать и не может быть отложен».