Содержание
Работайте вечно
Пенсионеры Японии готовятся к жизни без выхода на пенсию. Население Японии за год сократилось на рекордные 860 000 человек. Опросы показывают, что молодые японцы все реже вступают в брак или заводят детей, поскольку их отпугивают безрадостные перспективы трудоустройства, высокая стоимость жизни, которая растет быстрее, чем зарплаты, и гендерно-дискриминационная корпоративная культура, которая ложится дополнительным бременем только на женщин и работающих матерей.
Снижение численности населения и рождаемости в сочетании с высокой продолжительностью жизни привели к старению населения. Многие пожилые японцы больше не могут позволить себе прекратить работу, поскольку демографические проблемы оказывают давление на рынок труда и систему социального обеспечения страны.
По мере того как все большее число пожилых людей продолжает работать, все больше людей становятся жертвами несчастных случаев на производстве. В 2040 году 15% жителей Японии будут страдать от слабоумия.
Согласно последним национальным данным, более 1 из 10 человек в стране сейчас в возрасте 80 лет и старше. Почти треть населения старше 65 лет — по оценкам, 36,23 миллиона человек. И больше людей, чем когда-либо, задувают 100 свечей на днях рождения.
Прогнозируется, что к 2070 году население Японии сократится примерно на 30% и составит 87 миллионов человек, при этом четверо из десяти человек будут в возрасте 65 лет и старше.
Опрос показал, что 83,3% респондентов заявили, что хотят работать после выхода на пенсию. Наиболее распространенными причинами, которые назвали 85,7% респондентов, были «невозможно поддерживать привычный уровень жизни» и «сбережений и пенсий недостаточно для покрытия расходов на проживание». Относительный уровень бедности пожилых людей в возрасте старше 65 лет составляет 19,6% против 13,5% в среднем по ОЭСР.
Редакционная статья Japan News Network.
У вас несчастные случаи на стройке были?
Число работников в возрасте 65 лет и старше в прошлом году достигло рекордного уровня в 9,14 миллиона человек. За последние 20 лет этот показатель почти удвоился. По-видимому, это связано с увеличением числа компаний, которые повысили свой пенсионный возраст или приняли политику повторного трудоустройства работников после достижения ими пенсионного возраста на фоне нехватки рабочей силы, что облегчило работу мотивированным и малообеспеченным пожилым людям.
Однако в прошлом году в результате несчастных случаев на производстве погибло или получило травмы рекордное число — 39 702 человека в возрасте 60 лет и старше. Этот показатель растет уже восемь лет подряд.
Хотя люди в возрасте 60 лет и старше составляют 18,7% от общей численности рабочей силы, на их долю приходится 29,3% тех, кто пострадал от несчастных случаев на производстве. Снижение физических функций и силы из-за старения, возможно, увеличило вероятность несчастных случаев на производстве.
По оценкам правительства, к 2040 году доля рабочей силы в возрасте 60 лет и старше увеличится почти до 30% от общего числа работников. Срочно необходимы меры по предотвращению несчастных случаев на производстве с участием пожилых людей.
Наиболее распространенными несчастными случаями на производстве среди людей в возрасте 60 лет и старше являются “падения”, за которыми следуют “падения с высоты” и “неправильные движения”. Заметными примерами являются спотыкания о малейшие неровности и поскальзывания на разлитой воде или масле.
Если пожилые люди останутся без работы на длительный период времени из-за травм, это станет потерей для компаний, испытывающих нехватку персонала.
Мы надеемся, что компании, в которых работают пожилые работники, будут соблюдать элементарные меры предосторожности, например, не класть на пол больше вещей, чем необходимо, и не заставлять двух или более человек переносить тяжелые предметы.
Пожилым работникам также важно регулярно следить за своей физической силой.
Не больше 100 часов сверхурочной работы
JFE Steel Corp., крупный производитель стали, измеряет продолжительность времени, в течение которого сотрудники, в основном работающие на ее заводах, могут стоять на одной ноге с закрытыми глазами, а также длину их шага. Основываясь на результатах, компания выставляет им оценку вероятности падения в качестве меры по предотвращению несчастных случаев на производстве.
Правительству Японии необходимо внедрить и расширить эти меры.
Было отмечено, что, хотя число несчастных случаев на производстве с участием пожилых людей растет, трудно признать смерть пожилых людей от переутомления несчастными случаями на производстве.
Во-первых, продолжительность рабочего дня пожилых людей, как правило, короче. Однако в соглашениях, основанных на Законе о трудовых нормах, оговаривается, что предел риска смерти от переутомления составляет “около 100 часов” сверхурочной работы в течение месяца, предшествующего началу заболевания.
Поэтому во многих случаях пожилые работники с коротким рабочим днем не доходят до опасной черты.
Нельзя сказать, что было бы уместно применять одну и ту же границу риска смерти от переутомления к пожилым людям и к обычному населению трудоспособного возраста. Несчастные случаи на производстве с участием пожилых людей следует выявлять гибко, оценивая индивидуальные случаи на основе условий труда и рабочей нагрузки, а не только на основе количества сверхурочных.
Старение водителей
Япония известна одной из самых эффективных и всеобъемлющих систем общественного транспорта в мире, но это также страна водителей и любителей автомобилей,
на дорогах которой насчитывается около 80 миллионов транспортных средств. Теперь, как одна из самых пожилых стран на планете, где каждому пятому гражданину
70 лет и больше, она сталкивается с деликатной проблемой: как снизить количество дорожно-транспортных происшествий по мере того, как люди стареют?
Это важный вопрос: в прошлом году в Японии доля смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине водителей в возрасте 75 лет и старше, выросла до 14,8% по сравнению с 8,7% в 2008 году.
Согласно отчету правительства Японии, водители в возрасте 75 лет и старше стали причиной более чем вдвое большего числа смертельных случаев в 2018 году, чем молодые водители. В частности, люди старше 75 лет стали причиной 8,2 смертельных случаев на каждые 100 000 на дороге, «примерно в 2,4 раза больше, чем те, кому 74 года или меньше». Однако самые молодые водители более опасны, чем самые старые; В том же отчете правительства Японии 2020 года говорится, что водители в возрасте от 16 до 19 лет были самой опасной группой, вызывая 11,1 смертельных случаев на каждые 100 000 водителей с правами.
Стареющая Япония: «Мне 20 лет, и я пытаюсь поладить с коллегами в возрасте 80 лет»