От научной фантастики с рейтингом R до приключений банды подростков-байкеров — потоковые платформы вовлечены в усиливающуюся битву за господство в одной из самых популярных и прибыльных сред развлекательного сектора: аниме.
За последнее десятилетие потоковые сервисы, такие как Amazon Prime, HBO Max, Hulu и Netflix, вложили значительные ресурсы в развитие своих аниме-библиотек, вплоть до выпуска собственных эксклюзивных игр каждый год. К сожалению, постоянно растущее количество аниме-контента ориентировано на западную аудиторию.
Содержание
Бои за аниме
Отчасти вызванная пандемией, популярность мультфильмов, впервые появившихся в Японии, создала золотую жилу для таких гигантов потокового вещания, как Netflix, Disney+ и Amazon Prime.
По данным Grand View Research, мировой рынок аниме в 2022 году оценивался в 28,6 миллиарда долларов и, по прогнозам, удвоится к 2030 году.
«Пик может быть еще впереди», — сказал AFP Ая Умэдзу, генеральный директор токийской консалтинговой фирмы GEM Partners. «Мы сомневаемся, что конкуренция в аниме скоро замедлится».
Во всем мире с 2020 по 2021 год спрос на аниме вырос на 35 процентов, по данным отраслевого специализированного сервиса Parrot Analytics.
Поэтому неудивительно, что международные стримеры пытаются найти способы извлечь выгоду из растущего интереса.
В последние годы Disney+, относительно поздно пришедший к аниме, начал предлагать фаворитов, таких как: «Убийца демонов», «Семья шпионов» и «Магическая битва».
«Их наличие может предотвратить отмену подписки — вот насколько сильны эти IP-адреса (интеллектуальная собственность)», — сказал Умэдзу.
Взлом рынка
Предложение этих названий рассматривается как базовый уровень. Их далеко не достаточно, чтобы завоевать лояльность поклонников аниме со все более разнообразными пожеланиями.
Это означает, что платформы стремятся либо получить эксклюзивные права на контент, либо совместно производить собственное оригинальное аниме, чтобы выделиться.
В прошлом году Disney+ объявил об эксклюзивных правах на трансляцию второго сезона популярной саги о бандах подростков-байкеров «Токийские мстители» в рамках выгодной сделки с издательским гигантом Kodansha.
В борьбе за зрителя, Amazon Prime стремился «монополизировать» блокбастеры, считает эксперт по аниме Тадаси Судо, в том числе «One Piece Film: Red» — самый кассовый фильм Японии в прошлом году.
На этом рынке американский гигант Netflix оказался чем-то вроде исключения, выйдя за рамки использования существующих хитов. Стриминговый сервис работает напрямую с анимационными студиями, предоставляя им необычайную творческую свободу для создания новых историй.
Традиционно японское аниме выходит из «производственных комитетов», состоящих из издателей, телевизионных вещателей, производителей игрушек и других игроков отрасли.
Они уже давно играют ключевую роль в расширении возможностей получения дохода для серии, от мерчандайзинга персонажей до игр.
Netflix взъерошил перья индустрии, когда в 2018 году объединился напрямую с токийскими анимационными студиями Production I.G и Studio Bones, минуя традиционную японскую систему.
«Некоторые (в аниме-индустрии) были расстроены, потому что думали, что мы разрушим то, что они построили за все эти годы», — заявил президент Production I.G Мицухиса Исикава.
Он зашел так далеко, что сравнил Netflix с «Черными кораблями» — американскими судами 19-го века, которые вынудили открыть Японию после сотен лет торговой изоляции.
«Домашний способ создания аниме внезапно был вынужден открыться», — сказал он.
«Экспериментальный» толчок
Netflix пожинает плоды: его оригинальный контент делает его «платформой, которая привела к наибольшему увеличению мирового спроса на аниме в 2021 году», — сказал Кристофер Гамильтон из американской Parrot Analytics. Несмотря на этот рост, многие качественные аниме-сериалы подверглись цензуре и либо были удалены из этих потоковых сервисов после непродолжительного пребывания в их списках, либо не включены вообще.
Но даже стриминговые гиганты с мировым влиянием имеют сравнительно небольшую аудиторию в Японии.
Это вызывает тревогу у некоторых игроков отрасли, особенно у издателей, которые хотят получить максимальную известность для аниме-адаптаций своих названий манги и опасаются, что эксклюзивные потоковые сделки ограничат их охват в Японии.
Существует «столкновение двух противоположных интересов — между платформами, которые хотят больше эксклюзивов, и игроками производственного комитета, которые хотят как можно меньше монополии (на потоковые сервисы)», — сказал специалист по аниме Судо.
Эксперты говорят, что этот конфликт часто приводит к тому, что оригинальные сделки Netflix основываются на произведениях, которые с меньшей вероятностью станут общенациональными сенсациями, такими как «Убийца демонов».
По словам старшего аналитика данных GEM Partners Шота Ито, ни одно из оригинальных аниме Netflix не вошло в топ-20 самых просматриваемых японских пользователей в 2022 году.
Конкуренция
Стример, однако, является привлекательной перспективой для студий с более коммерчески сложными проектами, которые традиционный рынок может найти слишком узкой нишей.
Стриминговые войны вывели аниме-индустрию на новый уровень конкуренции: платформы готовы тратить большие деньги, чтобы получить эксклюзивные права на самые популярные игры. Однако, поскольку рынок аниме продолжает расти, еще неизвестно, какая платформа станет окончательным победителем в этой битве за превосходство.
Ранний оригинальный контент на Netflix отражал это и был насыщен шоу, которое, по словам критиков, напоминало хардкорное научно-фантастическое аниме десятилетней давности.
Среди них был «Devilman Crybaby», рассказ о «мальчике-демоне», в котором в изобилии было насилие и нагота.
«У меня такое ощущение, что создатели хотели сделать с нами что-то, на что у них было мало шансов в рамках существующей системы», — сказал AFP главный продюсер аниме Netflix Тайки Сакураи.
Этот первоначальный «экспериментальный» толчок с тех пор уступил место более широкому списку, включая комедию, традиционный «сёнэн», ориентированный на молодых мальчиков, и даже покадровый проект с плюшевым мишкой в главной роли.
У давних поклонников есть и другие специализированные сервисы, к которым можно обратиться, в том числе огромная онлайн-библиотека аниме Crunchyroll.
Директор по контенту Netflix Юдзи Ямано убежден, что рынок далек от насыщения, и считает, что конкуренция только сделает «индустрию еще более захватывающей».
«В глобальном масштабе я вижу только больше возможностей для роста аниме».