Разбор термина «Anime Fan Service». Почему так много новых аниме обременены фансервисом?

Я понимаю, что некоторые из вас любят фансервис, но для аниме в целом фансервис стал позором. Здорово, когда он появляется в жанрах, в которых вы ожидаете его увидеть: этти и хентай. Пусть он останется там. Тем не менее, менталитет, стоящий за фансервисом, повлиял на большинство категорий аниме. Шуткам о груди нет места, и они не смешны, в таком боевике, как «Блич». Они только вредят повествованию в сериале, который и без того страдает от отсутствия хорошего темпа и сюжета.

Anime Fan Service

Хотя это то, в чем мы никогда не признаемся своим родителям, начальнику или батюшке, в аниме действительно много бегающих полуголых людей. На данный момент я удивляюсь, когда в аниме нет эпизода с пляжем или походом в общую баню.

Самая продаваемая манга (да, манга, потому что манга приносит больше денег, чем аниме в целом) либо сёнэн, либо фансервис, а часто и то, и другое. Аниме-студии смотрят на эту тенденцию и увековечивают ее, часто не потому, что хотят заработать кучу денег, а потому, что им нужно оставаться на плаву.

На первый взгляд фансервис кажется простым, но, как и аниме, он представляет собой сплав западной и японской культуры, смешанный с давлением рынка и СМИ. Фан-сервис стал частью культуры отаку. На протяжении всей этой статьи я буду рассматривать мужскую сторону сексуального фансервиса.

Женщины тоже любят фансервис, однако я не могу так легко это комментировать. Кроме того, чаще используется фансервис, ориентированный на мужчин, что гарантирует более сфокусированный взгляд.

Я понимаю, что те из вас, кто любит фансервис, закатывают глаза и пускают слюни. Это еще одна статья, в которой рассказывается о том, что вам нравится. Однако фан-сервис отличается от простых изображений обнаженной натуры.

На самом деле, он страдает от той же проблемы, от которой страдает современное западное искусство обнаженной натуры: распространение порнографии.

Обнаженное искусство запада сегодня часто представляет собой обычное порнографические изображения, закамуфлированное под искусство. Раздел фотографий DeviantArt является достаточным доказательством этого. Фан-сервис, как ответвление японской культуры, изменился по мере того, как порнографические изображения распространились по всей современной культуре. Большинство изображений являются реакцией на изменившийся статус женщин в обществе.

Обнаженное искусство стремится показать достоинство человеческой формы. Оно стремится рассказать историю и выявить человеческую уязвимость. Порнография, с другой стороны, стремится возбудить. Она не рассказывает историю и не комментирует культуру.

Что такое фан-сервис и откуда он берется?

аниме манга 4567

Фан-сервис (также рассматриваемый как фансервис и просто сервис) включает в себя предоставление поклонникам того, что они хотят. Фан-сервис поставляется в нескольких различных типах. Длинные корпуса автомобилей, «mecha» или неземная среда считаются фан-сервисом в жанрах научной фантастики. Подумайте о «кастрюлеподобном» звездолете «Энтерпрайз» из «Звездного пути». 

Аниме еус6 546

Большую часть времени фан-сервис вызывает в памяти сексуальные, оценивающие взгляды аниме-девушек. Это включает в себя нащупывание груди, виды на юбку, виды трусов всех типов, купальники, случайную наготу и подобные сцены. Женский фан-сервис тоже существует. Этот тип объективирует мужчин аналогичным образом. В Этой статье я собираюсь сосредоточиться на ориентированном на мужчин фан-сервисе — в конце концов, это самый распространенный тип.

Объективация (от лат. objectivus «предметный») — опредмечивание, превращение в объект, мыслительный процесс, благодаря которому ощущение, что возникло как субъективное состояние, преобразуется в восприятие объекта.

Субъект — существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект.

 Объективация — акт проектирования наружу некоторых наших внутренних ощущений, обретения внешней, объективной формы существования. Термин используется применительно к чему-то субъективному, психическому или в отношении к какой-то внутренней, имплицитной, скрытой сущности.

Объективация происходит, когда мы смотрим на что-то и сводим его к объекту вместо того, чтобы видеть его как личность. Объективация включает в себя визуальное овладение человеком путем нарушения его границ. Классический пример — заглянуть под юбку героини аниме, чтобы увидеть дизайн ее трусиков. В то время как дизайн нижнего белья говорит о ее истинной индивидуальности, в отличие от ее публичного лица, это является нарушением ее частной жизни и превращает ее в эрогенную зону. Отчасти это происходит от японского обычая хонне и татемаэ, разделения между тем, каков человек на самом деле, и тем, как он ведет себя на публике.

Хоннэ и татэмаэ (яп. 本音と建前) — японские слова, определяющие контраст между истинным намерением человека и внешним проявлением этих намерений. Хоннэ в переводе с японского означает «истинные мысли и намерения», татэмаэ — «социально приемлемое выражение мыслей или намерений». Данными терминами определяется особый коммуникационный стиль японцев.

Японская культура имеет иной взгляд на наготу, чем на Западе, и этот взгляд сбивает с толку его жителей. Мы думаем, что японцы либо свободолюбивы, либо равнодушны к наготе. Некоторые из этих впечатлений связаны с идеей смешанного купания как нормы с разделительной стеной, минимально разделяющей М/Ж. Маленькое полотенце, используемое для уединения, и обычай просто не смотреть, похоже, не очень помогают с западной точки зрения. Нагота была обычным явлением в Японии до Второй мировой войны. В некоторых отдаленных деревнях взрослые ходили голыми большую часть года. Женщины носили маленькие юбки или фартуки, в зависимости от их возраста. В феодальный период Японии люди работали на полях обнаженными или частично обнаженными (Downs, 1990).

Традиционный онсэн в старо-японском стиле, наиболее почитаемый населением, имеет всего одну смешанную купальню для мужчин и женщин, часто она дополняется ещё отделённой зоной купания только для женщин, или же устанавливаются определённые часы для тех или иных. Дети (недавно ограничено 10 годами) допускаются в любую часть без ограничений. Чаще всего на онсэн едут семьями, или дружескими компаниями, или для проведения медового месяца.

В современной Японии папы могут принимать ванну или душ вместе со своими дочками, причем и со взрослыми тоже, которым уже лет по 10-15. При этом они даже моют друг друга. Все это способствовало формированию западного отношения к японской наготе.

Фан-сервис связан с ранней японской фотографией. В 1850-х годах портовый город Иокогама был экспортной столицей фотографии, и женщины были самым распространенным объектом съемки. Более половины каталога Кимбэя – одного из самых влиятельных фотографов того времени – были представлены женщинами. Только на 70 фотографиях в качестве основного объекта были изображены мужчины. Это увлечение женскими образами восходит еще к гравюрам на дереве периода Эдо. Некоторые из этих изображений включали случайную наготу и подглядывания, которые мы сегодня назвали бы фан-сервисом.

Виды наготы в аниме

Характеристики аниме персонажа зависят от размера груди. 4
Кажется, что каждое аниме должно иметь пляжную сцену, чтобы показать немного кожи.

Однако не вся нагота одинакова. В Японии нагота преследует символические цели. Как известно любому любителю аниме, нагота ассоциируется с юмором – особенно в сценах купания.

Удивительно, но нагота не играет важной роли в японском искусстве, в отличие от западного искусства. Когда появляется нагота, она в действии: купается, одевается, работает и занимается сексом. Сама нагота является второстепенной по отношению к действию, которое художник хочет показать (Downs, 1990).

Аниме продолжает эту традицию.

Нагота имеет три основные цели:

  1. Юмор
  2. Сентиментальность
  3. Сексуальное возбуждение

Фан-сервис вращается вокруг первого и последнего видов наготы. Кажется странным, что нагота может вызвать чувство сентиментальности, но японская культура часто использует наготу, чтобы заставить вас чувствовать себя сентиментально по отношению к семье и материнству (Downs, 1990).

Обнаженный юмор появляется во всех японских аниме-манге и связан с тем, что кто-то ужасается, когда обнажен или когда мужчины (мальчики) пытаются подсмотреть за обнаженной девушкой. Даунс (1990) пишет: “Иногда случаются сцены, когда старшеклассницы подглядывают за учениками мужского пола, особенно в манге и телевизионных комедиях”. Однако нагота не делает эти сцены смешными. Скорее, вызывает смущение:

Эпизоды «Подглядывающего Тома», распространенные в мультфильмах, манге, телевизионных драмах и комедиях, убедительно свидетельствуют о том, что японцы оставляют за собой определенную степень личной неприкосновенности и что попытки вторгнуться в эту частную жизнь часто считаются юмористическими, поскольку обнаженный человек в присутствии одетого человека находится в невыгодном социальном положении.

В 2001 году женщины с обнаженной грудью часто появлялись на японском телевидении в прайм-тайм, но к ним не относились сколь-нибудь серьезно (Morikawa, 2001). Конечно, нагота и эротизм связаны между собой. В американских СМИ больше случаев откровенной сексуальности, чем в японской культуре, несмотря на то, что в Японии обнаженная натура появляется чаще. Японское законодательство запрещает откровенную сексуальность и откровенную наготу взрослых. Хотя это трудно определить из-за доступности в интернете порнографии.

Фан-сервис и порнография

Порнография делится на две семьи: Hardcore и Softcore. Хардкор – это то, что мы обычно считаем порнографией — откровенные сцены секса. Софткор — это вуайеристский взгляд на наготу, в котором отсутствует откровенный секс.

Фотоиллюстрация 6778

Фан-сервис относится к категории эротической (софткор) порнографии. В академических дебатах о порнографии не хватает четкого определения. Некоторые считают хардкор порнографией, а софткор — чем-то другим. Другие рассматривают видео как порнографию, но не рисованные изображения. Недавно некоторые исследователи определили порнографию как “письменные, графические или аудиовизуальные изображения, изображающие наготу или сексуальное поведение (Campbell, 2017)”. Это определение включает сексуально ориентированные романы, фанфики и фан-сервис. Но это широкое определение также включает в себя картины эпохи Возрождения.

Можно найти очень мало исследований о влиянии «аниме фан-сервиса» на зрителей, но порнография хорошо изучена. Есть пределы тому, как далеко мы можем зайти в этом деле. Аниме-фан-сервисы — это анимированные вымышленные персонажи, и это может не повлиять на людей так, как это может сделать живое изображение. Однако фан-сервис и порно имеют общие ключевые элементы, которые позволяют нам проводить сравнения.

Фотоиллюстрация 5420
 Хардкор это подобие порнографии, а Софткор это подобие эротики.

По словам Гейл Дайнс, профессора социологии и женских исследований в колледже Уилок в Бостоне: «Порнография основана на человеческом унижении, дегуманизации и жестокости». На самом деле, мужское доминирование считается само собой разумеющимся в порно и сексе (Лайфорд, 2017).

Фансервис простирается от популярных взглядов на мужское доминирование до откровенного расчеловечивания женщин. Я знаю, что многие из вас не согласятся с этим. Просто подумайте, что заглядывание под юбку аниме-девушки является нарушением неприкосновенности частной жизни, несёт противоправный, асоциальный характер такой активности и считается само собой разумеющимся правонарушением. Да, аниме-девушка вымышлена, но образ мышления остается идентичным. Истории ставят аниме-девушек в компрометирующие позы и ситуации, чтобы продемонстрировать свои достоинства преимущественно мужским взглядам — яркий пример мужского доминирования.

В порно 88% сцен включают физическую агрессию по отношению к женщинам (Brosi, 2011). В основном потоке аниме мы не увидим физической агрессии по отношению к женщинам, но мы видим стандартные сцены ощупывания груди и другие акты нежелательного физического контакта. Оба демонстрируют фантазию о мужском доминировании и смешивают нежелательное внимание с сексуальностью. Аниме может делать это, чтобы быть смешным, но как мы уже видели, юмор приходит за счет женского тела.

Японский фансервис, как и порно, в основном фокусируется на гетеросексуальных мужчинах. Использование мужского порно снижает женскую самооценку, качество отношений и сексуальное удовлетворение (Newstrom, 2016). Хотя это спекуляция, я вижу, что большое потребление фануслуг (например, ecchii), оказывает аналогичное разрушительное влияние на отношения в реальном мире.

Фан-сервис и восприятие аниме и его поклонников

Фотоиллюстрация 8921

Ориентация аниме на фан-сервис создает клеймо вокруг жанра. В интервью режиссер хентай-анимации заявляет (Мазуркевич, 2000):

Клиенты, которые покупают [хентай], боятся настоящих женщин, поэтому их интересуют мультяшные персонажи. Иногда мне становится страшно от растущего числа людей, которые не могут общаться друг с другом.

Режиссер рисует широкой кистью. Не все фанаты хентая или фанаты вайфу боятся живых женщин; однако эта идея о том, что фанаты потребляющие фансервис боятся женщин, остается верной во многих областях. Иногда это правда.

Аниме — это богатый, широкий жанр, наполненный творческими историями. Тем не менее фансервис портит основные представления об окружающей среде. Это верно во многих отношениях. Независимо от того, как это воспринимается, фан-сервис нарушает частную жизнь женщины и автономию ее тела. Он берет вымышленную героиню и выставляет ее интимные места на всеобщее обозрение перед тысячами чувственных сластолюбцев. Да, это рисунок, но менталитет, стоящий за оглингом, остается проблемой. Компании делают то, что хорошо продаётся.

Фан-сервис потакает тревожным желаниям многих фанатов-мужчин получать удовольствие за счет женщин. 

Другие проблемы с фан-сервисом

косплей 567
Аниме-фан-сервис переходит в реальность как с девушками, так и с косплеем. В откровенных костюмах нет ничего плохого, но поведение фанатов может быть связано с персонажами в сознании некоторых перевозбуждённых поклонников аниме. К сожалению, нередко у женщин (и косплееров-мужчин) возникают проблемы с нежелательными подходами во время конвенций.

Фан-сервис отвлекает от сюжета. Он тормозит действие и часто появляется в неподходящие моменты сюжета, например, в напряженных или драматических сценах. Фан-сервис обычно ориентирован на сильных женских персонажей; он стремится сделать этих персонажей более привлекательными, по-прежнему подвергая их доминирующему мужскому взгляду. Возможно, это решающий момент для истории, когда во время поединка налетает ветер и задирает женскую юбку. Это происходит, когда меньше всего ожидаешь, потому что смущение персонажа делает для японцев ситуацию забавной, но для тех, кто живет на Западе, выбор времени нарушает ход сюжета. У нас нет подобного юмора, вызывающего радость от смущения.

Аниме имеет привычку придумывать идеи для обслуживания фан-сервиса, например, обязательной пляжной сцены. Есть куча аниме, которое изгибает историю только для того, чтобы показать своих девушек в бикини.

В то время как девочки, одетые в бикини, хороши в этой обстановке (это одна из немногих ситуаций, где фан-сервис не навязчив), то, как они добираются до пляжа, например, случайная школьная поездка, вредит истории.

Редко когда бывает, чтобы фан-сервис не нарушает повествования и не выводит аудиторию из-под чар. Он предназначен для того, чтобы возбудить зрителя, что заставляет его снова осознать свое тело. Это нарушает погружение — цель хорошего повествования. Лучшие истории заставляют нас забывать о себе до финальных титров. Нарушение полного погружения в сюжет – это, пожалуй, самый большой грех фан-сервиса. Аниме-фан-сервис побеждает весь смысл плетения сложной интриги, особенно своей навязчивой частотой.

Фан-сервис и сообщество Отаку

Да, я знаю, что некоторые из вас любят фан-сервис. Фан-сервис является большой частью сообщества отаку. Есть блоги, посвященные вайфу и фансервису. Мы должны подумать о том, что это означает для сообщества.

Аниме, манга 45678

С одной стороны, это произведение искусства похоже на западное классическое искусство, но оно также часто демонстрирует влияние порнографии в позах и ситуациях. Современное обнаженное искусство всех мастей точно так же отсылает общество к порнографии. Когда количество порносайтов выросло с 900 в 1997 году до более чем 2,5 миллионов в 2012 году, мы должны ожидать, что порно повлияет на искусства (Newstrom, 2016).

Как было сказано раньше, порнография имеет негативные последствия – она увеличивает неверность и снижает преданность; она способствует формированию ложных представлений об изнасиловании и увеличивает принятие изнасилования (Brosi, 2011; Ньюстром, 2016). Фан-сервис также может разделить некоторые из этих негативных эффектов. Хотя вайфуизм решает некоторые из этих проблем.

Фан-сервис явно вредит аниме, когда он появляется за пределами экки и смежных жанров. Это способствует доминированию мужчин, которое происходит за счет автономии женского тела, и это вредит повествованию. Конечно, моя западная перспектива окрашивает мою точку зрения.

Взгляд японской культуры на наготу, особенно с точки зрения социального смущения как фокуса юмора, не резонирует с нами. Оставление этого культурного аромата в маленьких дозах поможет сохранить аромат аниме. Но это можно сделать способами, которые не повредят погружению зрителя. Фан-сервис прекрасно работает, когда он существует внутри повествования и не вытаскивает зрителя из истории, но когда сюжет ломают для внедрения фансервиса, аниме страдает.

Оставьте комментарий