Театр Но.

Фотоиллюстрация

Но (能) — это форма театра, включающая музыку, танец и драму, возникшая в 14 веке. Он был разработан совместно с kyogen, которые представляют собой комические пьесы, исполняемые во время интерлюдий основного представления noh.  Двойное искусство noh и kyogen известно как nogaku и было занесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

На фото: Сцена Но в храме Чусонджи, Хираидзуми

СОДЕРЖАНИЕ

НО

Но, как мы знаем сегодня, НО был популяризирован и формализован человеком по имени Зеами в период Муромати (1333-1573). Именно работа Зеами привлекла внимание правительства к этому виду искусства. К сожалению, позднее Зеами впал в немилость у правительства и был сослан на остров Садо. Впоследствии были созданы четыре основные труппы но, получившие спонсорскую поддержку от святынь и храмов.

В период Токугавы (1603-1867) сегунат сделал но своим официальным церемониальным искусством и издал правила для своего управления. Таким образом, Noh становился все более стандартизированным, с акцентом на традиции, а не на инновации. Пятая труппа была добавлена в это время, составляя пять основных трупп но, которые сохранились и выступают до сих пор.

Noh представление в деревне Садо Но
Noh представление в деревне Садо Но

Что это?

Театр Noh построен вокруг песни и танца. Движение медленное, язык поэтичный, тон монотонный, костюмы богатые и тяжелые. Сюжеты обычно взяты из легенды, истории, литературы и современных событий. Темы часто относятся к снам, сверхъестественным мирам, призракам и духам.

Место действия


Noh исполняется на квадратной сцене с крышей, поддерживаемой по четырем углам колоннами. Все стороны сцены открыты, за исключением задней стороны, которая состоит из стены с нарисованным изображением сосны. Мост проходит под косым углом от сцены, чтобы исполнители могли войти на сцену. Раньше Noh обычно ставили на открытом воздухе, но в последнее время современные крытые театры также стали обычным местом.

Роли

Все исполнители в noh — мужчины.

  • Shite.  Дерьмо — ведущий персонаж, главный герой. В зависимости от пьесы, дерьмо может действовать как святой старик, божество, демон, дух или живой человек. Его движения выражают различные настроения.
  • Ваки — актер второго плана. Ваки играет такие роли, как священник, монах или самурай. В отличие от Shite, ваки всегда изображают живых людей.
  • Хаяси — музыканты. Четыре музыканта обеспечивают аккомпанемент для исполнения с флейтой (fue), наплечным барабаном (kotsuzumi), хип-барабаном (otsuzumi) и палочным барабаном (taiko).
  • Jiutai — хор. Хор сидит слева от сцены и помогает Shite в повествовании истории.
  • Кокен — сценический персонал. Одетые в черное, участники сцены не являются частью спектакля, но помогают исполнителям различными способами, например, вручают им реквизит.

Маски

Выставка по изготовлению масок но в деревне Садо Но
Выставка по изготовлению масок но в деревне Садо Но

Одним из ключевых элементов noh являются маски, которые носит дерьмо. Они рассказывают зрителям, какого персонажа изображают. Часто используемые маски представляют демонов и духов, а также женщин и мужчин разных возрастов. Маски вырезаны из блоков японского кипариса. Их трехмерные свойства позволяют опытным актерам вызывать различные выражения с изменением ориентации головы.

Костюмы и реквизит

Костюмы состоят из нескольких слоев и текстур, которые создают эффект великолепной элегантности, а также объемной, массивной фигуры. Выразительность усиливается за счет реквизита, прежде всего складного веера. Закрытый, частично закрытый или открытый, веер может представлять собой любой предмет, как подсказывает его форма и обращение, например кинжал или фонарь.

Kyogen

Кеген — это комические пьесы, исполняемые в промежутках между основным представлением Noh. Они используют сатиру и остроумные шутки и часто исполняются с ритмичным языком и иногда преувеличенными действиями, чтобы вызвать смех у аудитории. Большинство пьес кегэна длятся от 15 до 20 минут и включают в себя двух или трех актеров. Сюжеты, как правило, связаны с историями, которые развиваются в повседневной жизни, например, мужчины выражают свое желание найти жен или фермеры молятся о счастье.

Kyogen
Kyogen

Где посмотреть Но в Японии?

Некоторые из самых простых мест для просмотра noh сегодня-это современные крытые театры со встроенной сценой noh. В Токио к таким местам относятся национальный театр но около станции Сендагая, театр Канзе но в Гиндзе и театр Лазурной башни но в Сибуя. В Осаке есть театр Оцуки но, Нагоя имеет театр Нагоя но, рядом с замком Нагоя.

В наши дни типичная программа noh длится пару часов и состоит из двух или трех актов Noh с короткими пьесами kyogen между ними. Билеты стоят от 3000 до 12500 иен, и их можно купить в кассе или через интернет. Некоторые заведения предлагают билеты со скидкой, чтобы посмотреть один акт спектакля Noh, который может быть идеальным для тех, кто ищет короткое знакомство с японской художественной формой. Обратите внимание, что покупка билетов часто требует знания японского языка.

Как упоминалось ранее, святыни, храмы и знать были одними из первых покровителей театра но. Соответственно, в некоторых известных святилищах и храмах красивые открытые сцены но все еще существуют сегодня. Они иногда устраивают спектакли, но билеты могут быть труднодоступны. Храм Миядзима Ицукусима (где сцена стоит на столбах в море), храм Хираидзуми Тусондзи, храм Фусими Инари в Киото и храм Ясукуни в Токио-вот некоторые места, где можно найти такие открытые сцены.

Комментарии без регистрации и смс.