Но (能) — это форма театра, включающая музыку, танец и драму, возникшая в 14 веке. Он был разработан совместно с kyogen, которые представляют собой комические пьесы, исполняемые во время интерлюдий основного представления noh. Двойное искусство noh и kyogen известно как nogaku и было занесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
На фото: Сцена Но в храме Чусонджи, Хираидзуми
Содержание
НО
Но, как мы знаем сегодня, НО был популяризирован и формализован человеком по имени Зеами в период Муромати (1333-1573). Именно работа Зеами привлекла внимание правительства к этому виду искусства. К сожалению, позднее Зеами впал в немилость у правительства и был сослан на остров Садо. Впоследствии были созданы четыре основные труппы театра, получившие спонсорскую поддержку от святынь и храмов.
В период Токугавы (1603-1867) сегунат сделал Но своим официальным церемониальным искусством и издал правила для управления. Таким образом, Noh становился все более стандартизированным, с акцентом на традиции, а не на инновации. Пятая труппа была добавлена в это время, составляя пять основных трупп но, которые сохранились и выступают до сих пор.
Что это?
Театр Noh построен вокруг песни и танца. Движение медленное, язык поэтичный, тон монотонный, костюмы богатые и тяжелые. Сюжеты обычно взяты из легенды, истории, литературы и современных событий. Темы часто относятся к снам, сверхъестественным мирам, призракам и духам.
Место действия
Noh исполняется на квадратной сцене с крышей, поддерживаемой по четырем углам колоннами. Все стороны сцены открыты, за исключением задней стороны, которая состоит из стены с нарисованным изображением сосны. Мост проходит под косым углом от сцены, чтобы исполнители могли войти на сцену. Раньше Noh обычно ставили на открытом воздухе, но в последнее время современные крытые театры также стали обычным местом.
Роли
Все исполнители в noh — мужчины.
- Shite. Дерьмо — ведущий персонаж, главный герой. В зависимости от пьесы, дерьмо может действовать как святой старик, божество, демон, дух или живой человек. Его движения выражают различные настроения.
- Ваки — актер второго плана. Ваки играет такие роли, как священник, монах или самурай. В отличие от Shite, ваки всегда изображают живых людей.
- Хаяси — музыканты. Четыре музыканта обеспечивают аккомпанемент для исполнения с флейтой (fue), наплечным барабаном (kotsuzumi), хип-барабаном (otsuzumi) и палочным барабаном (taiko).
- Jiutai — хор. Хор сидит слева от сцены и помогает Shite в повествовании истории.
- Кокен — сценический персонал. Одетые в черное, участники сцены не являются частью спектакля, но помогают исполнителям различными способами, например, вручают им реквизит.
Маски
Одним из ключевых элементов noh являются маски, которые носит дерьмо. Они рассказывают зрителям, какого персонажа изображают. Часто используемые маски представляют демонов и духов, а также женщин и мужчин разных возрастов. Маски вырезаны из блоков японского кипариса. Их трехмерные свойства позволяют опытным актерам вызывать различные выражения с изменением ориентации головы.
Костюмы и реквизит
Костюмы состоят из нескольких слоев и текстур, которые создают эффект великолепной элегантности, а также объемной, массивной фигуры. Выразительность усиливается за счет реквизита, прежде всего складного веера. Закрытый, частично закрытый или открытый, веер может представлять собой любой предмет, как подсказывает его форма и обращение, например кинжал или фонарь.
Kyogen
Кеген — это комические пьесы, исполняемые в промежутках между основным представлением Noh. Они используют сатиру и остроумные шутки и часто исполняются с ритмичным языком и иногда преувеличенными действиями, чтобы вызвать смех у аудитории. Большинство пьес кегэна длятся от 15 до 20 минут и включают в себя двух или трех актеров. Сюжеты, как правило, связаны с историями, которые развиваются в повседневной жизни, например, мужчины выражают свое желание найти жен или фермеры молятся о счастье.
Где посмотреть Но в Японии?
Некоторые из самых простых мест для просмотра noh сегодня-это современные крытые театры со встроенной сценой noh. В Токио к таким местам относятся национальный театр но около станции Сендагая, театр Канзе но в Гиндзе и театр Лазурной башни но в Сибуя. В Осаке есть театр Оцуки но, Нагоя имеет театр Нагоя но, рядом с замком Нагоя.
В наши дни типичная программа noh длится пару часов и состоит из двух или трех актов Noh с короткими пьесами kyogen между ними. Билеты стоят от 3000 до 12500 иен, и их можно купить в кассе или через интернет. Некоторые заведения предлагают билеты со скидкой, чтобы посмотреть один акт спектакля Noh, который может быть идеальным для тех, кто ищет короткое знакомство с японской художественной формой. Обратите внимание, что покупка билетов часто требует знания японского языка.
Как упоминалось ранее, святыни, храмы и знать были одними из первых покровителей театра Но. Соответственно, в некоторых известных святилищах и храмах красивые открытые сцены но все еще существуют сегодня. Они иногда устраивают спектакли, но билеты могут быть труднодоступны. Храм Миядзима Ицукусима (где сцена стоит на столбах в море), храм Хираидзуми Тусондзи, храм Фусими Инари в Киото и храм Ясукуни в Токио-вот некоторые места, где можно найти такие открытые сцены.