Что такое Ёкай? 5 Таинственных Японских Демонов

Ёкай

В последние годы интерес к японской культуре «yokai» возрос. Картины и гравюры с изображением изменяющих форму животных, водяных духов и городских упырей появляются на выставках в Японии и по всему миру.

Жуткое, странное и чуждое обычной реальности издавна влияло на японское искусство. Это очарование, которым пользовались и лелеяли на протяжении многих веков, и сегодня эти японские мифические существа можно оценить повсюду, от музейных залов до знаменитых фильмов Гибли, таких как «Мой сосед Тоторо» и «Унесённые призраками».

Но что такое ёкай, откуда они родом и чем занимаются?

Что значит Ёкай?

Хякки яко по Kawanabe Kyosai, 19 век
Хякки Яко от Kawanabe Kyosai, XIX век

Yokai — это не просто японское слово «демон», как иногда полагают. Они воплощают момент: чувство страха и недоумения или трепет и удивление по поводу необычного события; или странный звук или специфический запах, который требует объяснения; невыразимое явление, объясняемое только сверхъестественным существом. Тогда неудивительно, что японские иероглифы для Yokai — это 妖怪, что в отдельности может означать странную или заманчивую тайну!

Откуда берутся Ёкай?

Сто монстров Торияма Секиен, Музей Мет
Сто монстров. Торияма Секиен, 
Музей Мет

«Ёкай» существовали в японском фольклоре на протяжении веков, но именно в период Эдо (17-19 вв.) они стали широко использоваться в искусстве. Не случайно их появление на переднем крае художественной культуры началось в то время, когда печатные машины и издательские технологии получили широкое распространение.

Одним из древнейших образцов искусства «ёкай» был Хьякки Ягё Цзу, свиток 16-го века, в котором изображалось столпотворение японских монстров. Это послужило основой для первой в Японии энциклопедии персонажей «ёкай» благодаря работе гравера XVIII века Ториямы Секиена. Используя новейшие технологии печати на дереве, Секиен смог массово производить иллюстрации «ёкай» в своих собственных каталогах парада монстров.

Сколько там йокай? Эта серия была известна как серия «Газу Хякки Ягё», что означает «Иллюстрированный ночной парад ста духов», хотя в данном контексте «сто» означает много.! Эти три текста иллюстрируют более двухсот японских демонов, каждый со своим кратким описанием и комментарием.

Сёкуин из ста монстров Торияма Секиен, Музей Мет
Сёкуин из ста монстров Торияма Секиен, 
Музей Мет

В своей третьей книге «Konjaku Hyakki Shui» (дополнение к «сотне демонов из настоящего и прошлого»), Сэкиен находит вдохновение в китайской мифологии. Он подробно описывает дух по имени Секуин, который бродит по пурпурной горе Нанкина. Он появляется в виде красного дракона с человеческим лицом, который нависает над горой высотой в тысячу метров.

Кийохимэ из ста монстров Ториямы Секиен, Музей Мет
Кийохимэ из ста монстров Ториямы Секиен, 
Музей Мет

Многие работы Сэкиена могут показаться знакомыми поклонникам современных японских фильмов ужасов. Его иллюстрация Kiyohime — женщины, которая влюбилась в священника и превратилась в ужасающего демона-змея из-за ярости безответной любви — яркий пример стиля, который вдохновляет многих художников жанра ужасов.

Это не просто повторение старой, привычной истории о мстительных призраках, которую мы привыкли видеть. Это скручивание и трансформация чего-то, что когда-то было знакомо и близко читателю, до тех пор, пока не стало чуждым и пугающим. Сливая естественное с неестественным, женщину и змею, Секьен лишает читателя чувства безопасности, заражая то, что раньше считалось нормальным.

Популярные ёкаи

1.Тэнгу

Тэнгу Маски, 18 век, Музей Мет
Тэнгу. Маски, 18 век, 
Музей Мет

Тэнгу — буквально «Небесная собака, один из самых известных видов японского екая, часто переплетающийся с рассказами о духах гор и лесных жителях. Тэнгу имеет долгую историю, появляясь в многочисленных древних текстах и принимая различные образы и представления, пока его основная форма не была установлена в средневековый период.

Железные маски восемнадцатого века выше показывают наиболее узнаваемое и современное изображение Тэнгу слева, рядом с более старым, более традиционным изображением справа. Вопреки своему первоначальному изображению, новый Тэнгу является бесчувственным и непокорным. Это уже не чудовищная птица, а почти антропоморфное существо

2. Каппа

Каппа Нэцкэ, XVIII век, Музей Мет
Каппа. Нэцкэ, XVIII век, 
Музей Мет

Каппа-зеленый гуманоид, «водяной», похожий на черепаху, с перепончатыми руками и ногами и панцирем на спине. На макушке его головы находится чашеобразное углубление, заполненное водой, которую каппа тщательно балансирует. Он ослабнет, если содержимое блюда прольётся.

Граница между каппой и другими видами существ размыта. Но, как и в случае с большинством японских yokai, его название наводит на размышления. Лежащий между периферией известного и неизвестного, екай назван в честь впечатлений, которые он оставляет, или в соответствии с его характеристиками. Поскольку каппа имеет размеры ребенка и держится около рек, каппа-это просто комбинация слов «ребенок» и «река».

Этот нэцкэ 19-го века выражает основные черты каппы. Его чешуйчатые короткие руки и острые длинные когти когда-то вызывали всеобщий страх, но теперь на пожилого каппу смотрят с некоторым юмором и насмешкой над его детским телосложением.

3.Юрей

Юрей Утагава Тойокуни I, 1812, Музей Мет
Юрей. Утагава Тойокуни I, 1812, 
Музей Мет

Если бы царство современного японского ужаса могло быть заключено в одном ёкае, то этим ёкаем был бы юрей (досл. «Потусторонний (неясный) дух», «призрак»). Юрей часто напоминает себя прежнюю, ее живое «я», но в смерти бледнокожая, руки беспомощно болтаются вдоль тела.

Юрей изображен в белом кимоно, погребальном одеянии, использовавшемся в погребальных ритуалах периода Эдо. Его длинные черные волосы распущены, как того требует традиция перед погребальной церемонией.

Когда известный художник по дереву Утагава Тоекуни I проиллюстрировал эту картину в 1812 году, чтобы сопроводить рассказ «Повести ужаса», об ужасе со станции Йоцуя на дороге Токайдо, он мастерски запечатлел то, что стало окончательным изображением юрея.

Сильное влияние Тоекуни можно ощутить в работах его учеников. В частности, Утагава Куниеси разделял увлечение своего учителя японскими монстрами и демонами.

4.Они

Они, XIX век, музей Мет
Они, XIX век, 
музей Мет

Слово «они» имеет долгую историю. Впервые он появился в древних текстах 8-го века, «Kojiki» («Записи древних дел») и «Nihon Shoki» («Хроники Японии»).

Описания они сильно изменилось с течением времени, до такой степени, что ученым трудно представить, что представляет собой типичное изображение этого существа.

На картине девятнадцатого века екай изображен в виде большого, похожего на огра зверя с пугающим лицом.

Гонг, удерживаемый оми. Дерево, лак, 19 век
Гонг, удерживаемый оми. Дерево, лак, 19 век

Однако здесь, в скульптуре чуть более раннего времени, мы видим более замысловатых они.

Они сохранили свои огроподобные черты, и хотя их изображают с рогами и клыками, они стали гораздо более антропоморфными. Выражение их лиц уже не такое грубое, и они кажутся почти хитрыми с их чрезмерно выраженными носами и кустистыми бровями. Они любят человеческое мясо, очень сильны и трудноубиваемы, отрубленные части тела прирастают на место. 

5.Иджин

Иджин
Ijin


Иджин — это люди из того, что называется Икай, мира, который находится за пределами нашего. Они-чужаки, которые пересекли границу между двумя мирами, часто для того, чтобы выполнить задание.

Хотя есть много типов иджин, некоторые из них приятные, а другие злые, большинство из них, как говорят, безвредны. Эти типы маскируются под религиозных деятелей, ремесленников, нищих или паломников. Дайкокутэн в этой картине начала двадцатого века является примером доброжелательного идзина.

Его часто называют японским эквивалентом индуистского божества Махакала и богом богатства.

На картине Выше изображено типичное выражение Дайкокутэна, с его сияющей улыбкой и преувеличенными, гигантскими ушами. Он держит золотой молоток, который дарует ребенку удачу.

Мир yokai огромен, и хотя он становится более популярным, чем когда-либо, легко потеряться в переплетении японской культуры yokai. Сегодня в Японии наблюдается замечательный прогресс в области йокайской науки, поэтому никогда не было лучшего времени, чтобы исследовать историю необъяснимого и выяснить для себя, что же такое йокай на самом деле!

Комментарии без регистрации и смс.