Косплей считается самым известным выражением фэндома аниме и манги. Каждый год фанаты тратят бесчисленные часы на создание и шитье своих костюмов, а также на оттачивание своих личностей. Многие считают косплей, сокращение от костюмированной игры (яп. コスプレ косупурэ, сокр. от англ. costume play — «костюмированная игра»), японским изобретением. Однако, как и аниме, косплей является результатом взаимодействия американской и японской культур. Наиболее значимым фестивалем косплея в России является всероссийский фестиваль японской культуры «Хиноде»
Содержание
Что такое косплей?
Образ, выбранный для косплея, может быть взят из любого источника или придуман автором косплея как оригинальная идея либо как синтез различных известных персонажей и стилей (например, версия известного персонажа в стиле стимпанк).
Быстрый рост количества участников, занимающихся косплеем в качестве хобби с 1990-х годов, сделал это явление важным аспектом популярной культуры в Японии и некоторых других частях Азии и в западном мире. Косплей-мероприятия — обычная черта фан-конвенций, также есть специальные конгрессы, местные и международные конкурсы, социальные сети, веб-сайты и другие формы СМИ, посвященные косплей-мероприятиям.
Косплей — это больше, чем просто надевание костюма. В конце концов, люди не считают костюмы на Хэллоуин частью культуры косплея. Мы можем определить косплей как искусство перформанса. Это больше, чем просто переодевание. В нем участвуют люди, берущие на себя физическую и умственную роль вымышленного персонажа (Bainbridge, 2013). Косплей олицетворяет поклонение фанатов персонажу. В исследовании косплееров более 70% опрошенных стали поклонниками определенного персонажа, потому что этот персонаж обладал чертами, которые хотели бы иметь его фанаты. Поклонники выразили желание «проникнуть в шкуру» персонажа. Многие из опрошенных фанатов (79%) заявили, что они научились рисовать, копируя коммерческие рисунки своих любимых персонажей (Rosenberg, nd; Manifold, 2009).
Мы называем людей, которые так одеваются, косплеерами. Акцент на игре слов в обоих ярлыках подчеркивает два момента: забава и перфоманс. Косплей предполагает 4 модели (Winge, 2006; Bainbridge, 2013):
- Нарратив — личность и история вымышленного персонажа.
- Одежда — дизайн одежды и снаряжение этого персонажа.
- Идентификация с героем (отыгрыш) — как можно точнее имитировать манеры, тембр голоса, пластику персонажа.
- Игра — характер и индивидуальность косплеера.
Косплееры идентифицируют себя с личностью и историей своих любимых персонажей, и это главный двигатель косплея (Розенберг, н. д.). Прикольно наряжаться кем-то другим! Это помогает самоутверждаться, если вы восхищаетесь этим персонажем, даже если это просто классный наряд, который вам нравится.
Говоря об нарядах, костюмы определяют культуру косплея и окружающее ее сообщество. Многие косплееры гордятся тем, что шьют костюмы сами. Сообщество косплея содержит форумы и веб-сайты, посвященные тому, чтобы помочь людям самостоятельно научиться шить одежду. В косплее важна точность. Конкурсы косплея оценивают заявки на основании подлинности костюма и того, насколько хорошо изображен персонаж. Здесь вступает в силу элемент «игры». Участники делятся на тех, кто одевается для развлечения, до тех, кто зациклен на персонаже и пытается воссоздать каждую деталь. Люди, ориентированные на детализацию, могут потратить тысячи долларов и провести бесконечные часы, создавая свои костюмы. Они часами отрабатывают позы и запоминают бесконечные диалоги, чтобы выигрывать соревнования с призами, которые редко стоят десятой части средств потраченных на костюмы. Однако фанаты делают это, потому, что это весело и заслуживает похвалы единомышленников.
Подлинность может быть труднодостижимой, что заметят и оценят соратники. Также существуют команды и отдельные люди, специализирующиеся на обработке того или иного вида материала, изготовления определенного элемента костюма, услугами которых можно воспользоваться бесплатно или за деньги. Такие мастера получили наименование «крафтеры» (от англ. craft — ремесло). Косплееры часто используют дополнительные аксессуары: парики, макияж, контактные линзы, временные татуировки. Для многих персонажей важным атрибутом образа является их оружие или другие аксессуары. В случае имитации оружия на многих фестивалях действуют строгие правила по запрету применения в косплее боевого, травматического, страйкбольного и любого действующего оружия.
Многие персонажи имеют одежду, бросающую вызов физике. Особенно грудастые женские персонажи. Другие персонажи имеют телосложение или дизайн одежды, которые сложно воспроизвести, например, костюм Самус Аран. Это очень важный момент: косплей не ограничивается персонажами аниме и манги. Он включает в себя американских супергероев, персонажей «Звездных войн», персонажей «Звездного пути» и персонажей видеоигр. Как мы увидим, это восходит к истокам косплея.
Хочется отметить, что ярмарки эпохи Возрождения и реконструкции войны не считаются косплеем. Эти костюмированные события стремятся воссоздать историческую действительность.
Косплей и самоидентификация
Любая сущность, которая поддается драматической интерпретации, может рассматриваться как субъект, и нередко можно увидеть смену пола. Любимые источники включают аниме, мультфильмы, комиксы, мангу, телесериалы и видеоигры.
По сути, косплеером аниме или манги может быть практически любой человек, который выражает свою фэндомность и страсть к персонажу, одеваясь и действуя аналогично этому персонажу (Winge, 2006).
Аспект сообщества косплея имеет большое значение. Создание собственной одежды связывает косплеера с братством косплееров. Соревнования и подражание характеру персонажей — это способ выразить себя и вписаться в братство. Нет ничего необычного в том, чтобы увидеть Bleach’s Ichigo в имитационных сражениях с Final Fantasy VII’s Cloud или другими кроссоверами. Эти импровизированные скетчи, если они сделаны хорошо, заслуживают похвалы от других косплееров и вызывают чувство принадлежности к элитному сообществу. Общие интересы объединяют людей. Персонаж обеспечивает защитную идентичность косплеера, что может способствовать более уверенному и открытому взаимодействию в социальной структуре (Bainbridge, 2013).
Принятие образа персонажа манги позволяет косплееру выражать свои чувства и действовать так, как он не может вести себя в обычной жизни. У застенчивого человека, который восхищается неистовым персонажем, таким как Наруто, есть стимул изучить другой способ поведения в среде, которая будет поощрять поведение, подобное Наруто. Рассказы играют важную роль в формировании самоидентификации. Герои и злодеи помогают нам по-разному ориентироваться в жизни (Manifold, 2009).
Важным дополнением косплея является создание «фотосета», то есть тематической серии фотографий. Фотосет косплея можно отнести к одной из разновидностей модной фотографии, так как он направлен на отображение не только одежды и аксессуаров, но и на создание определённой атмосферы для передачи нюансов образа.
Конечно, при всем этом нельзя забывать, что косплей — это весело. Возраст косплееров варьируется от обычных подростков до взрослых среднего возраста и даже некоторых пожилых людей (Caffrey, 2015). Веселью все возрасты покорны.
Происхождение косплея
Теперь, когда мы определили и объяснили косплей, давайте посмотрим, с чего все началось. Япония не развивала косплей изолированно. Хотя, некоторые элементы косплея были разработаны до его официального рождения в 1980-х годах. Культура фанатов в Соединенных Штатах разработала другие элементы, которые в конечном итоге слились с японскими, чтобы сформировать косплей в нынешнем виде. Давайте сначала посмотрим на японскую сторону.
Девушки оставили заметный след в культуре аниме и манги, включая косплей. Сёдзё, или комиксы для девочек, заложили основу косплея благодаря модным иллюстрациям Junichi Nakahara. После 2-й мировой войны он продолжил тенденцию, начатую художником сёдзё Yumeji Takehisa, который разработал собственные линии одежды, канцелярских принадлежностей и аксессуаров. Манга сёдзё стала не только рассказчиком историй, но и журналом мод. Девушки могли покупать одежду, которая соответствовала их любимым персонажам. В то же время девушки изменяли истории и персонажей манги с помощью своих фанфиков. Многие девушки писали, рисовали и печатали собственную мангу, чтобы распространять ее на собраниях фанатов (Kinsella, 1998; Brainbridge, 2013). Это открыло дверь к фанатским персонажам и альтернативным историям. Сочетание моды и написанных фанатами историй стало важным творческим фактором для косплея.
С американской стороны, косплей обязан Star Trek. В 60-е годы бюджетное телешоу об исследователях, которые «смело идут туда, где еще никто не бывал», вызвало интерес к научной фантастике. Первые косплееры переодевались членами экипажа и инопланетянами из сериала «Звездный путь» на съездах научной фантастики. Герои комиксов, такие как Бэтмен и Робин, смешивались на этих конвенциях с героями научной фантастики, что давало возможность поклонникам надевать костюмы вне Хэллоуина.
В 1984 году американская научная фантастика объединилась с модой седзе, чтобы создать косплей. В этот год Такахаши Нобуюки, основатель аниме-исследования под названием Studio Hard, посетил Fiction World Science Worldcon в Лос-Анджелесе, где его впечатлили костюмы трекки. Когда он вернулся в Японию, он написал несколько статей о костюмах и маскараде конвенции. В них он призывал своих японских читателей использовать костюмы в своих аниме, и манга конвенциях. Он ввел термин kosupure (косупуре. costume (костюм), произносящегося по-японски «косутюму», взяты первые две моры, к которым добавлено слово play (играть), «пурэ».), или костюмированная игра. Потому, что японское слово для маскарада означает «аристократическая костюмированная вечеринка», что сильно отличалось от костюмированных конкурсов, которые он видел на WorldCon (Winge, 2006; Caffrey, 2015). И поэтому западные конкурсы костюмов научной фантастики объединились с модным дизайном манги, чтобы создать косплей в том виде, в каком мы его знаем.
Собственно, первый известный костюм персонажа манги появился в США за несколько лет до приезда Нобуюки. В 1979 году на ComicCon International в Сан-Диего 6 фанатов во главе с Karen Schnaubelt появились в полном костюме манги. Шнаубельт, одетая как капитан Харлок, и ее друзья, одетые как другие персонажи Star Blazer (Bainbridge, 2013). Однако персонажи манги и аниме стали популярными только после визита Нобюки на WorldCon.
«Настоящих буйных мало…«
Несмотря на то, что поклонники аниме рассматривают Японию как страну чудес косплея и косплей-магазинов, эта не совсем верно. В то время как районы Токио Акихбара и Харадзюку славятся своими ежедневными косплеями и магазинами, в Соединенных Штатах принимают эту практику с большей готовностью. Фактически, Winge (2006) пишет: «В Японии косплееры не приветствуются в определенных областях за пределами конвенции, и некоторые конвенции требуют, чтобы косплееры не носили свою одежду вне конвенции. Тогда как здесь, в Соединенных Штатах, костюмы вполне приемлемы. Помню, несколько лет назад я видел, как пара клингонов зашла в «Бургер Кинг», и ресторан взорвался улыбками, охами и ахами».
В Японии отаку страдают от негативных стереотипов. Культуре отаку в США помогает то, что в США есть давние традиции костюмов Ку-клукс-клана, сатанинского Хэллоуина, различных маскарадов, парадов содомитов; а также велика популярность Star Trek. Но, главное, это недостаток образования у среднестатистического американца и отупляющее влияние Голливуда.
К тому времени, когда начался японский косплей, американцы уже более 20 лет наряжались супергероями и героями «Звездного пути» (Bainbridge, 2013). До недавнего времени Япония не воспринимала праздник нечисти Хэллоуин, в то время как США в той или иной форме наслаждались им с момента основания страны.
Американские и японские косплееры различаются по нескольким направлениям. Например, американские косплееры выступают на сцене в рамках конкурсов косплея. Японские косплееры принимают фирменную позу или декламируют девиз персонажа. Американские косплееры носят свои костюмы вне рамок конвенций и ставят импровизированные сценки. Японские косплееры не приветствуются вне конвенций, потому что они рассматриваются как индивидуалисты в культуре, которая фокусируется на общественных ценностях (Caffrey, 2015).
Как и аниме, косплей возник в результате слияния американской и японской медиакультуры. Акцент на моде в сёдзё сочетается с американскими треками и костюмами супергероев. В то время как Нобуюки насаждал косплей в Японии, американцы включали мангу в свои научно-фантастические конференции с дебютом Карен Шнаубельт и ее друзей в 1979 году. Вскоре косплей стал частью фэндома аниме и манги и одним из основных продуктов на конвенциях по всему миру.
Ссылки
Bainbridge, J., & Norris, C. (2013). Posthuman Drag: Understanding Cosplay as Social Networking in a Material Culture. Intersections: Gender & Sexuality In Asia & The Pacific, (32), 6.
Caffrey, C. (2015). Cosplay. Salem Press Encyclopedia,
Kinsella, S. (1998) Japanese Subculture in the 1990s: Otaku and Amateur Manga Movement. The Journal of Japanaese Studies. Vol 24, 2. 289-316.
Manifold, Marjorie C. (2009) Fanart as craft and the creation of culture. International Journal of Education through Art Volume 5 Number 1 doi: 10.1386/eta.5.1.7/1
Rosenberg, R. & Letamendi, A. (n.d.) Expressions of Fandom: Findings from a Psychological Survey of Cosplay and Costume Wear. Intensities: The Journal of Cult Media.
Winge, T. (2006) Costuming the Imagination: Origins of Anime and Manga Cosplay. Mechademia 1, Emerging Worlds of Anime and Manga. Pp. 65-76.