ВСЕ О ХИКИКОМОРИ. «Пропавший миллион»  Японцев

ВСЕ О ХИКИКОМОРИ. «Пропавший миллион» Японцев

02.09.2020 0 Автор Masaka

Нет ничего плохого в том, чтобы любить свое одиночество. Однако, как и все остальное, его можно довести до нездоровой крайности. Японское слово для обозначения таких людей — «хикикомори», что может буквально переводиться как «втягивание внутрь, ограничение», букв. «нахождение в уединении» и относится как к отдельным людям, так и к явлению в целом. Хотя определения различаются, чтобы считаться хикикомори, человек должен полностью отдалиться от общества на шесть или более месяцев (три месяца в Корее, что свидетельствует о том, что четкого и точного определения нет). Это происходит при отсутствии любого другого психического расстройства, такого как шизофрения или агорафобия. Заболевания могут развиться позже, но часто неясно, развились ли они до или из-за хикикомори.

Хикикомори

Хикикомори полностью отдаляется от общества, отказываясь от работы, учебы, дружбы и всех других социальных связей. Они отправляются в добровольное изгнание, запираясь на большую часть дня в своих спальнях. Не все полностью привязаны к дому. Некоторые решаются покупать еду в круглосуточных магазинах, делая это ночью, когда они вряд ли столкнутся с другими людьми.

Другие время от времени устраивают экспедиции за CD и DVD, хотя с появлением пиратства, эти небольшие набеги на белый свет, вероятно, для многих значительно уменьшились. В основном они проводят дни в Интернете, играя в видеоигры или смотря телевизор. Некоторые вообще ничего не делают, проводя часы, потерянные в собственной голове.

Подавляющая часть заболевших (по некоторым оценкам, 80%) — мужчины. Цифры разнятся, но хокикомори поразило до 1% населения Японии, в результате чего число заболевших составляет 1 миллион человек. По более консервативным оценкам, это число составляет от 200 000 до 700 000.

Возраст начала расстройства варьируется, но обычно оно возникает у лиц моложе 30 лет. Оно может быть вызвано какой-то социальной или образовательной неудачей, травмирующим событием, которое заставляет хикикомори отступить, чтобы спрятаться от стыда. Это может быть страх других людей провал вступительного экзамена в университет или неспособность найти хорошо оплачиваемую работу после университета.

 Одним из первых симптомов хикикомори является футоко, отказ детей от посещения школы. Хикикомори также могут стать несчастными, потерять друзей, впасть в депрессию и стать менее разговорчивыми до того, как начнут свое добровольное изгнание.

Девушка хикикомори
Хикикомори

Как бы безумно это ни звучало, такое поведение может продолжаться годами. Есть некоторые хикикомори, которым сейчас за 40, так называемое «первое поколение», которые находятся в изгнании двадцать или более лет. Это привело к тому, что было названо «проблемой 2030 года». По сути, когда родители этих людей, которым сейчас за 60, начнут умирать в следующие двадцать лет, что общество будет делать с наплывом людей, которые не выходили из дома сорок лет, которые не общались ни с кем, не вступали в настоящие отношения и не перемещались по современному миру все это время?

 Большинство хикикомори полностью зависят от своих родителей во время добровольного изгнания. Это сбивает с толку жителей Запада, где считается нормальным, когда ребенок уходит из дома в 16-18 лет, и забывает о своих родителях навсегда. Типичный американский ответ, когда они сталкиваются с феноменом, когда родители поддерживают своих детей в возрасте до 40 лет: «Почему бы им просто не выгнать их?».

Американцы называют своё отношение к детям «жесткой любовью». И это случается очень часто. Это в большей или меньшей степени считается нормальной частью воспитания на Западе. Но в ответ японцы в замешательстве спросят: «Почему? За что? Разве ты больше не любишь своих детей?»

И в этом, по крайней мере, для многих исследователей, суть вопроса. Возможно, вы уже заметили, что японская культура отличается от нашей здесь, на Западе. По мнению многих исследователей хикикомори, именно японская культура ответственна за эпидемию отшельничества.

Экономика и культура: истоки хикикомори

Фотоиллюстрация Бодхидхарма
Ксилография Бодхидхармы, Ёситоши 1887 г.

Азиатские страны в целом и Япония в частности давно превозносят достоинства одиночества. Религиозные деятели, такие как Будда, Бодхидхарма и другие герои и пророки восточных традиций, проводили значительное количество времени в одиночестве, созерцая природу вселенной (Бодхидхарма, первый патриарх чань-буддизма, однажды провел семь лет, глядя на стену пещеры). Японская традиция дзэн и синтоизм до него также прославляли благородство одиночества, и существует множество стихов и литературных произведений, иллюстрирующих эту культурную привычку.

Вы можете увидеть склонность к одиночеству в истории самой Японии, которая открылась для остального мира только в 19 веке, и то только под угрозой американских военно-морских орудий. Кажется, что изолированность в одиночестве является фундаментальной частью психики японцев, и эта тенденция проявляется в уходе хикикомори из современного мира.

Это, по общему признанию, эзотерично и, возможно, немного романтично. Я вовсе не собираюсь романтизировать это расстройство, которое имеет пагубные последствия как для семей, так и для отдельных лиц и может в будущем вызвать огромные трудности для страны, которая уже имеет свою долю демографических и экономических проблем. Дело в том, что эти культурные тенденции вполне могут способствовать этому феномену.

Отношение к учёбе и успеху, вероятно, имеет более непосредственное влияние на рост этого явления. Если американские экзамены вызывают смех у русского двоечника, то испытания Японии — просто мучительны. Переход на каждый уровень японской системы образования определяется тестами. От того, как школьник набирает баллы по указанным тестам, зависит, на какой образовательный курс он попадает. В идеале школьник должен идти по пути, который приведет его в элитный университет, такой как Токийский университет. Самый важный тест из всех проходит после школы; вступительные экзамены в университет, мать всех тестов. У начинающих студентов университетов есть шанс, вот и все. Ставки в центре тестирования настолько высоки, что середина зимы в Японии широко известна как «экзаменационный ад». Буквально все их будущее зависит от этого ОДНОГО теста.

Экзаменационный ад

Затем, если они сдают это чудовищное испытание (многие студенты готовятся от одного до трех лет перед вступительными экзаменами!!!), студенты получают отчетливое садомазохистское удовольствие во время учёбы в элитном университете. А затем, если человеку выпало несчастье получить высшее образование за последние пять лет после обвала мировой экономики, он попадает на худший рынок труда в современной истории.

В Японии раньше считалось, что вы заканчиваете учебу и устраивались на работу в транснациональную корпорацию, где проработали всю оставшуюся жизнь. Работа для отцов многих хокикомори была сверхнадежной. Карьера, которую они начали в юности, помогает их сыновьям оставаться в изгнании. Их сыновья, однако, теперь выпускаются на нестабильном рынке труда, где рабочих мест «наемных работников» становится все меньше и меньше. Многие выпускники колледжей заканчивают тем, что устраиваются на работу, для которой они недостаточно квалифицированы.

В Японии для молодых специалистов остаётся всё меньше возможностей. Неспособность найти хорошую корпоративную работу после университета ставит клеймо на человека, от которого вряд ли можно избавиться. Сказать, что академическая, экономическая среда Японии конкурентоспособна, все равно что сказать, что регби — это грубая игра или Вторая мировая война была незначительной потасовкой. Вы выигрываете или проигрываете. Середины нет.

Для многих, кто вышел из этой системы только для того, чтобы открыть последнюю дверь достижений и ничего не найти за ней, есть ли удивление, что они уходят в себя? Стремление добиться успеха, и не просто добиться успеха, а преуспеть, для японского общества слишком велико. Неудача оставляет им чувство стыда, как будто они полные и полные лузеры. И это случается всё раньше. Некоторым из самых молодых хикикомори едва исполняется 12 или 13 лет, когда они впервые запирают двери своей спальни.

Возможно, в этом суть проблемы: стыд. Многие азиатские культуры придерживаются идеи «сохранения лица».  Как говорится, «гвоздь, который торчит, забивают». Молоток — это позор. В случае с хикикомори они скрывают огромный стыд, который они испытывают из-за своих неудач, реальных или предполагаемых, буквально скрывая себя от общества в целом.

Семья

Однако более широкие экономические и культурные факторы могут способствовать возникновению хикикомори. Поддерживать ребёнка в течение месяцев, лет и даже десятилетий напрямую зависит от динамики семьи. Японцы всегда оказывала давление на свою молодежь, чтобы те добивались успеха. Главной движущей силой в исполнении этого культурного императива являются сами родители. Тогда может показаться странным, что родители, которые в западном понимании являются чрезмерно строгими, позволяют своим детям запираться в своих комнатах на десятилетия.

Трудно определить точные причины, потому что, конечно, каждая семья имеет свои собственные движущие силы. В целом японские родители хикикомори проявляют мягкий подход к появлению симптомов. Они думают, что это всего лишь кратковременный этап, что их сын или дочь вырастет из этого и скоро вернется в норму. Но месяцы проходят без изменений, и возникает чувство стыда. Многие родители считают, что они потерпели неудачу в воспитании детей, что если бы они поступили иначе, всё могло бы обернуться по-другому. Наступает также страх, страх перед их собственным позором. Об этом никто не говорит, потому что к этой теме слишком больно подходить. Поэтому они спокойно поддерживают сына, надеясь, что со временем всё пройдет, само рассосётся.

Не то чтобы более резкий подход всегда работал. Я не хочу изображать хикикомори жестокими социопатами или кем-то в этом роде. Подавляющее большинство просто апатично и подавлено. Но негодование на самих себя иногда вызывает у хикикомори гнев, ярость, негодование, буйство. Есть сообщения о том, что хикикомори нападали на родителей или угрожали им, когда те пытались рассказать им об их проблеме. Конечно, это крайние случаи, когда родители справедливо боятся своих детей. В большинстве случаев берет верх своего рода инерция. То, что началось как «фаза», становится новой нормой как для родителя, так и для ребенка.

Новая глобальная эпидемия?

Может показаться, что хикикомори — это специфический японский феномен, синдром, связанный с особенностями культуры, который ограничен этим конкретным временем и местом в истории. Хотя это правда, что уникальное культурное давление, делает Японию особенно уязвимой для этого расстройства. Появляется все больше свидетельств того, что люди в других частях мира, особенно в западных странах, уходят из мира таким же образом. Это ссылка на статью из The Japan Times, где французские исследователи обсуждают потенциал того, что хикикомори существуют в их собственной стране, хотя, очевидно, под другим именем и, возможно, до сих пор не идентифицированным. Были сообщения из других европейских стран, таких как Испания, Англия и Италия.

Может ли быть так, что это социальная болезнь, которая «распространяется» по всему миру, вызванная тяжелыми экономическими временами и другими культурными факторами? Или это то, что было с самого начала, только сейчас мы начинаем это определять? Возможно, хикикомори действительно является синдромом, связанным с культурой, а случаи в других странах — единичные случаи. Или, возможно, ответ — комбинация вышеперечисленного; возможно, хикикомори — это развивающееся социальное заболевание, а уникальные культурные факторы Японии сделали его пресловутым «канарейкой в ​​угольной шахте».

Пока эксперты спорят и проводят исследования, миллионы японских семей пытаются решить проблему сыновей и дочерей, которые только что сдались, решив, что изоляция лучше, чем суровые реалии мира за дверью их спальни.