Премьера «Оппенгеймера» наконец-то состоялась в пятницу в стране, где 79 лет назад два мирных города были стерты с лица земли ядерным оружием, изобретенным американским ученым, ставшим героем оскароносного фильма. Реакция японских кинозрителей по понятным причинам была неоднозначной и очень эмоциональной.
Новый фильм Кристофера Нолана основан на книге 2005 года ‘Американский Прометей’ (Прометей украл огонь у богов и подарил его человечеству).
Оппенгеймер, получивший семь премий «Оскар», включая «Лучший фильм», прямо не описывает, что произошло на земле, когда бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, вместо этого сосредоточившись на Дж. Роберте Оппенгеймере как человеке и его внутренних конфликтах.
Содержание
Создатель атомной бомбы
Тосиюки Мимаки, который пережил бомбардировку Хиросимы, когда ему было 3 года, сказал, что он был очарован историей Роберта Оппенгеймера, которого часто называют «отцом атомной бомбы» за то, что он руководил Манхэттенским проектом.
«О чем думали японцы, совершив нападение на Перл-Харбор, начав войну, в которой они никогда не могли надеяться победить?» — сказал он с грустью в голосе в телефонном интервью Associated Press.
В настоящее время он является председателем группы жертв взрывов под названием Японская конфедерация жертв атомных и водородных бомбардировок, и он видел «Оппенгеймера» на предварительном мероприятии.
«На протяжении всего фильма я ждал и ждал, когда появится сцена бомбардировки Хиросимы, но этого так и не произошло», — сказал Мимаки.
1 декабря 1941 японский кабинет министров и лично император Хирохито в ответ на европейские и американские экономические санкции решили атаковать Соединенные Штаты. Стремительное ухудшение отношений между странами началось, в частности, с принятия 2 июля 1940 года в США Закона о контроле за экспортом, запрещавшего экспорт основных стратегических материалов.
Нидерланды и Великобритания присоединились к США и объявили о денонсации своих торговых договоров с Японией.
Нефтяное эмбарго и безуспешность дипломатических переговоров, шедших параллельно с подготовкой военной операции, привели в конце концов к окончательному решению начать войну.
Маршал флота Японии Ямамото мотивировал удар по американскому флоту опасностью того, что авианосцы США были готовы подвергнуть бомбардировке города Японии.
Оппенгеймер
«Оппенгеймер» не изображает непосредственно то, что произошло на земле, когда бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, мгновенно превратив в пепел 214 000 человек, и убив еще десятки тысяч в последующие дни, в основном мирных жителей. Примерно 270 000 человек из Хиросимы и Нагасаки пережили первые пять месяцев и стали хибакуша.
По другим данным потери мирных жителей Хиросимы в результате взрыва и последовавшего огненного шторма оценивалось примерно в двести тысяч, а в Нагасаки — в сто сорок тысяч человек. Ничего из этого не изображено в «Оппенгеймере», блокбастере Кристофера Нолана о создании бомбы. Число жертв упоминается один раз вскользь.
Кроме того, за исключением одной выброшенной строки, нет никаких упоминаний о влиянии атомных испытаний на коренных американцев в Нью-Мексико, известных как «подветренные».
Вместо этого фильм фокусируется на Оппенгеймере как личности и его внутренних конфликтах.
За выходом фильма в Японии, более чем через восемь месяцев после премьеры в Соединенных Штатах, следили с трепетом из-за деликатности темы.
Бывший мэр Хиросимы Такаси Хираока, выступавший на мероприятии по предварительному просмотру фильма в юго-западном городе, был более критичен к тому, что было опущено.
«С точки зрения Хиросимы, ужас ядерного оружия не был изображен в достаточной мере», — цитируют его слова японские СМИ. «Фильм был снят таким образом, чтобы подтвердить вывод о том, что атомная бомба была использована для спасения жизней американцев».
Профессор Масао Томонага, переживший атомную бомбардировку и почетный директор больницы атомной бомбы Японского Красного Креста в Нагасаки, сказал, что ушел в середине фильма, вначале полагая, что «Оппенгеймер» был «антиядерным» фильмом.
Американский Прометей
Некоторые зрители фильм похвалили. Один мужчина, вышедший в пятницу из токийского кинотеатра, сказал, что фильм был отличным, подчеркнув, что тема представляет большой интерес для японцев, хотя и эмоционально нестабильна. Другой сказал, что он поперхнулся от сцен фильма, изображающих внутреннее смятение Оппенгеймера. Ни один из них не назвал своего имени журналисту Associated Press.
Сёго Татияма, студент университета, сказал, что он очень мало знал о человеке, чья деятельность привела к разрушению города, в котором он родился шесть десятилетий спустя. «Мы узнали о взрыве и его последствиях в начальной школе, но я ничего не знал об Оппенгеймере», — сказал он.
Признаком исторических противоречий стало то, что в прошлом году вспыхнула негативная реакция на маркетинговый феномен «Барбенхаймера», который объединил розово-веселую «Барби» с очень интенсивным «Оппенгеймером». Warner Bros. Japan, которая распространяла «Барби» в стране, принесла извинения после того, как некоторые мемы изобразили куклу Mattel с изображением атомного взрыва.
Кадзухиро Маешима, профессор Софийского университета, специализирующийся на политике США, назвал фильм отражением «американской совести».
Семьдесят лет спустя большинство американцев все еще одобряют это решение. Согласны с убийством мирных японских жителей семьдесят три процента республиканцев, пятьдесят три процента независимых и сорок семь процентов демократов.
Те, кто ожидает антивоенного фильма, могут быть разочарованы. Но рассказ истории Оппенгеймера в голливудском блокбастере был бы немыслим несколько десятилетий назад, когда оправдание ядерного оружия доминировало в американских настроениях, сказал Маэсима.
«Эта работа показывает Америку, которая кардинально изменилась», — сказал он в телефонном интервью.
Годзилла ответит
Другие предположили, что мир, возможно, готов к тому, что Япония отреагирует на эту историю.
Такаси Ямадзаки, режиссер фильма «Годзилла минус один», который получил «Оскар» за визуальные эффекты и является по-своему мощным заявлением о ядерной катастрофе, предположил, что он может быть человеком для этой работы. «Возможно, настало время рассказать о взрывах с японской точки зрения».
«Я чувствую, что Япония должна дать ответ на «Оппенгеймера». Когда-нибудь я хотел бы снять этот фильм», — сказал он в онлайн-диалоге с режиссером «Оппенгеймера» Кристофером Ноланом.
Нолан от всей души согласился.
Адвокат Хироюки Синдзю отметил, что Япония и Германия также совершали зверства в военное время. Историки говорят, что Япония тоже работала над ядерным оружием во время Второй мировой войны и почти наверняка использовала бы его против других стран, сказал Синдзю.
«Этот фильм может послужить отправной точкой для рассмотрения вопроса о правомерности применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, а также размышлений человечества и Японии о ядерном оружии и войне», — написал он в своем комментарии к «Оппенгеймеру», опубликованном Токийской ассоциацией адвокатов.