В Японии существует железное правило ведения бизнеса, которое гласит: “Okyaku-sama ha kami-sama desu”, или “Клиент — это бог.” Но суть богов в том, что в действительности они злобные, и если вы хоть немного их оскорбите, они склонны вызвать эпохи затяжной тьмы и страданий.
Содержание
Покупатель из ада
Это замечательная норма для бизнеса, стремящегося всегда предоставлять наилучший сервис, продавцы, к сожалению, иногда сталкиваются с тем, что им приходится иметь дело с «клиентом из ада». Buyer from hell.
Эти вспышки божественного гнева, как правило, чаще всего происходят в магазинах товаров повседневного спроса, с жалобами на необходимость нажать кнопку на сенсорном экране, чтобы подтвердить, что покупатель имеет законный возраст употребления алкоголя.
«Вам больше 20?»
Хотя было бы преувеличением называть их «правилами», в Японии есть множество мелких правил поведения, которым должны следовать покупатели, делая покупки в магазинах шаговой доступности. И, с другой стороны, есть определенные рабочие процедуры, которым обычно следуют сотрудники, чтобы сделать покупки удобными и приятными для всех.
В последние несколько лет несовершеннолетним не разрешалось пользоваться торговыми автоматами из-за того, что для их разблокировки требовалась специальная идентификационная карта. Таким образом, скромный круглосуточный магазин становится передовой линией борьбы с этим социальным недугом.
По всей Японии при покупке товаров с ограниченным доступом, таких как алкоголь и табак, принято нажимать кнопку «Да» на экране регистрации отвечая на вопрос «Вам больше 20?». В Японии разрешенный возраст употребления алкоголя и курения составляет 20 лет.
Когда кассир обзванивает товары, если они имеют возрастное ограничение, на сенсорном мониторе появляется сообщение, обращенное к покупателю. Это совершенно пустой жест, направленный на то, чтобы избежать конфронтации и сделать неясной ответственность в случае продажи такой «контрабанды» несовершеннолетнему лицу.
В противном случае транзакция завершится, а нажатие «ОК» сделает покупателя «лжецом-лжецом», и его штаны, таким образом, «загорятся»… по крайней мере, мне так сказали. Даже если это не так, эти кнопки обладают магической способностью снимать юридическую ответственность с магазина в случае продажи чего-либо несовершеннолетнему.
Другими словами, для несовершеннолетних вполне нормально покупать табачные и алкогольные изделия, если они официально лгут, и все счастливы.
Излишне говорить, что в этой мере безопасности больше дырок, чем в терке для сыра, но есть кое-что, в чем он действительно эффективен: надоедать пожилым мужчинам.
6 февраля полиция префектуры Осаки объявила, что 46-летний мужчина, работавший в Городском строительном бюро Осаки, был арестован по подозрению в уничтожении имущества.
Это лучше всего можно характеризовать как «ярость регистраторов». Мужчина был недоволен скоростью кассира и выразил свою агрессию на проверке возраста в магазине кулаком.
Для большинства людей процесс поднятия руки на два фута в воздухе и касание квадрата не имеет большого значения. Очередная досадная вещь, которые мы должны делать в любой конкретный день. Однако для определенной части пожилых японских мужчин это кажется символом всего, «что не так с этим миром», и заставляет их набрасываться на них в ярости.
В японском обществе существуют два жестких правила: «не делайте ничего, что могло бы обидеть других» и «не делайте ничего, что могло бы остановить поток пива». В этом конкретном случае подозреваемый сказал полиции Такарадзука: «Я сильно ударил его тыльной стороной руки, и он сломался». Хотя сначала это звучит как простой случай недооценки собственных сил, он смущенно добавил: «Я много раз покупал там алкоголь. Почему он заставляет меня делать это каждый раз?!».
Выразив всю свою ярость от ожидания в очереди одним мощным прикосновением, он подтвердил свой возраст, якобы разбив рукой ЖК-экран.
Реакция на инцидент была смешанной: люди были озадачены действиями этого человека и сочувствовали им.
«Эти экраны раздражают, но удар левой никогда не помогает».
«Страшно, что люди сходят с ума только потому, что их просят подтвердить свой возраст».
«Похоже, парень был уже наполовину полон».
«Подобные инциденты происходят очень часто».
«Я тоже ненавижу эту кнопку! Наглые продавцы, просят кого-то в возрасте шестидесяти лет нажать её!»
«Мы касаемся смартфонов целый день. Какая разница, ещё одно нажатие?»
Полиция добавила, что стоимость сенсорного ЖК-экрана составляла приблизительно 50 000 иен (450 долларов США), которые, вероятно, мужчина должен будет выплатить. Говорят, что на экране после удара по нему пробегает паутина, похожая на трещину.
Эти инциденты чрезвычайно распространены в Японии. Когда настанет день, и эти предприятия станут полностью автоматизированными, потребуются соответствующие проверки и меры, чтобы защитить их от старых парней, громящих это место в приступе негодующей ярости.
Дисконтная карта
Это было, когда осенью 2019 года мужчина в возрасте 60 лет посетил магазин солений в районе Суминое города Осака. Владелец ларька маринованных продуктов и покупатель поссорились из-за дисконтной карты, выданной торговым пассажем.
Подробности проблемы с карточками не сообщались, но этого было достаточно, чтобы клиент почувствовал себя очень неудовлетворенным. Чтобы выразить свое неудовольствие, он возвращался в магазин несколько раз в месяц, ругал товар и произносил проклятия, такие как «умереть» и «сдохнуть», а затем плевал на дорожку перед магазинчиком. Сообщается, что это происходило с января по октябрь 2020 года.
Плевание и отрыжка на публике в Японии не одобряется. Делать это в местах, где собираются люди, является нарушением Закона о мелких преступлениях, но магазин солений решил оставить это без внимания в течение большей части года, вероятно, предполагая, что после достаточно долгого времени зловредный покупатель устанет.
Однако по прошествии нескольких месяцев проблема COVID-19 в Японии становилась все более серьезной. Итак, в сентябре прошлого года владелец магазина выступил войной против этого человека. Он обвинил его в нападении. Продавец объяснил ситуацию полиции: “Это было негигиенично в связи с растущей проблемой COVID-19, и стресс от неоднократных просьб остановиться был слишком сильным, чтобы вынести растущее давление”.
Это привело к расследованию «серийных плевков». 29 октября полиция префектуры Осака установило скрытое наблюдение перед магазином по производству маринованных огурцов и стала свидетелем того, как тот же мужчина остановился там и дважды плюнул на землю.
Офицеры налетели и скрутили хулигана на месте, но он мужественно отверг обвинения, сказав: «Да, я плюнул, но это вышло только потому, что я закашлялся«.
Это преступление прогремело на всю Осаку. Новостной репортаж об инциденте с указанием места, где произошло плевание.
Это привело к дальнейшему расследованию и, в конечном итоге, к уголовному обвинению. 31 мая 2021 года после того, как было сочтено, что действия плевателя были «крайне злонамеренными», суд начал слушания по подозрению в нарушении «Закона о мелких преступлениях» за плевание. Между тем, читатели новостей испытывали противоречивую смесь почтительного трепета и жалости к этому человеку.
«К тому моменту у него, должно быть, кончились плевки».
«Это потрясающая преданность делу. Похоже, он сможет использовать это с пользой».
«Такая сосредоточенность. Какая пустая трата времени«.
«Как насчет того, чтобы мы все пошли плюнуть перед его домом? Это было бы справедливо».
«У парня должно быть слишком много свободного времени, чтобы тратить его на тупую злобу».
«Его оправдание даже хуже, чем обычное плевание».
«Это та жизнь, которую мы должны с нетерпением ждать, когда выйдем на пенсию?»
«В наши дни откашливание мокроты на публике похоже на установку самодельного взрывного устройства».
Наказания за нарушение «Закона о мелких преступлениях» включают тюремное заключение сроком до 30 дней или штраф в размере от 1 000 до 10 000 иен (от 9 до 91 доллара США). Надеюсь, этого будет достаточно, чтобы заставить этого человека вырваться из той спирали недовольства, в которой он застрял.
«Я убью тебя! Встань на колени!«
Японии царит наличность, и клиенты нередко платят даже за небольшие предметы, такие как булочка или бутылка пива, купюрой в 10 000 иен (88 долларов США). При выдаче сдачи большинство кассирш обучаются сначала вручать покупателям чек, а затем класть монеты поверх купюр, поскольку обычно это самый быстрый способ завершить транзакцию и перейти к следующему ожидающему клиенту.
Но все произошло немного по-другому в магазине в районе Минами в Нагое утром 27 января, когда 47-летний мужчина вошел в магазин около 9 утра и сделал покупку, которая обошлась всего в несколько сотен иен. В Японии в полицейских отчетах обычно указывается профессия подозреваемого, и в этом случае мужчина был указан как «безработный».
Мужчина заплатил купюрой в 10 000 иен, и когда 31-летняя женщина, работавшая кассиром, сначала вручила ему монеты из его сдачи, он предположил, что она не собирается отдавать ему остальные 9 000 иен.
У этого человека было два варианта решения проблемы: спокойно спросить о еще не полученных девяти тысячах иен или полностью взорваться. Он выбрал последнее, крикнув служащей:
Я убью тебя! Встань на колени и пади ниц в знак извинения!
Естественно, полицию вызвали незамедлительно. Однако звонила не кассирша, а сам разгневанный покупатель. «Я заплатил купюрой в 10 000 иен, но она дала мне только монеты», — сказал он офицерам. Тем временем полиция, используя передовые методы расследования и базовые методы человеческого общения, опросила продавщицу. По её версии, она собиралась отдать мужчине купюры (в Японии наименьшая купюра в 1000 иен), когда он начал угрожать убийством и требовать раскаяния в стиле феодальной эпохи.
В конце концов, мужчина получил сдачу, но тоже был арестован. На самом деле, трудно представить, что всё могло обернуться по другому, поскольку угроза убийством и вызов полиции, несовместимые вещи.