В русскоязычном пространстве до сих пор многие — особенно ближе к сорока годам — видят в Японии страну прогресса и супертехнологий. В 90-е японский бум сменился тяжёлым кризисом, а затем и застоем.
Отказ от дискет
Нет, Япония по-прежнему – одна из самых высокотехнологичных стран мира. На весну 2021 года 94% или 117 миллионов японцев использовали интернет. Но вот с обычными для нас персональными компьютерами у них всё очень сложно и консервативно.
Страна упрямо цепляется за старомодные способы ведения дел.
По оценке японского правительства, чуть ли не 19% компьютерного оборудования в стране имеет возраст более 30 лет. Что усложняется тем, что для японского языка с двумя слоговыми азбуками и 2500 общеупотребительными иероглифами это несколько более сложное дело, нежели в случае латиницы и кириллицы.
По данным правительства Японии, на 2016 год лишь 30% школьников пользовались ноутбуками, а домашними компьютерами — и вовсе 16%.
Диске́та, ги́бкий магни́тный диск — сменный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных. Представляет собой гибкий пластиковый диск, покрытый ферромагнитным слоем и помещённый в защитный корпус из пластика (на фото).
Дискеты, когда-то костяк любого офиса в 80-х и 90-х годах, являются пережитком прошлых лет.
В 2021 году власти Токио вынуждены отказываться от любимых дискет.
Тонкий магнитный диск, используемый для хранения данных, дискеты когда-то были основным устройством хранения для персональных компьютеров. Но по мере развития технологий диски были заменены компакт-дисками и флэш-накопителями. В 1980-х годах фирмой Toshiba разработаны дисководы сверхвысокой плотности, носителем для которых служила дискета ёмкостью 2880 килобайт или 2,88 мегабайта. Фирма Toshiba в октябре 2014 года перепроектировала свой завод по выпуску дискет в овощную ферму.
Тем не менее, на родине этих дисков, правительственные учреждения только сейчас постепенно сводят их использование на нет, усилия, возглавляемые несколькими административными районами в японской столице Токио, включая район Мэгуро.
Этот переход, отчасти предназначенный для сокращения расходов на хранение, также призван помочь модернизировать правительственные системы Японии.
Если сложить диски для хранения нескольких фильмов 4K в одну стопку, она вытянется выше Эйфелевой башни.
Пандемия COVID-19 проявила, насколько устаревшей и неповоротливой является система Японии. До мая прошлого года медицинские центры все еще использовали факсимильные аппараты для ежедневного сообщения о случаях COVID-19 центральному правительству. Отчеты перешли в онлайн-систему только после того, как возмущённые врачи подняли скандал.
Йоити Оно, менеджер по работе с клиентами в токийском районе Мэгуро, сказал, что его муниципалитет продолжил использовать устройства после того, как они были забыты потребителями по всему миру, «потому что это то, что мы использовали много лет подряд».
Прочные и надёжные
«У нас никогда не было проблем с этим, поэтому мы просто продолжали использовать их», — сказал Оно VICE World News. В районе Мэгуро дискеты используются для хранения платежной информации.
Несмотря на то, что японские информационные системы являлись технологическими лидерами, они, как известно, давным-давно устарели. Методы обработки данных старой школы и опасения по поводу кибербезопасности замедлили принятие в стране новых технологий.
Наряду с факсимильными аппаратами, везде используются бумажные копии документов и Ханко (личные печати).
Ханко широко используются в Японии для подписания контрактов, деловых операций и различных административных процедур, включая регистрацию в национальной пенсионной программе.
В прошлом году, получив критику о том, что практика слишком устарела, бывший премьер-министр Японии призвал муниципалитеты избавиться от традиций.
Модернизация устаревших методов обработки информации в Японии была целью на протяжении более двух десятилетий. К 2026 году правительство надеется оцифровать административные процедуры, связанные с уходом за детьми, домами престарелых и информационными системами местных муниципалитетов.
Толчок к отказу от дискет в районе Оно произошел после того, как банк Mizuho в апреле начал взимать с муниципалитета 50 000 иен (440 долларов США) в месяц за хранение физических устройств, таких как дискеты.
«Но если мы будем использовать Интернет, это будет стоить нам всего 20 000 (176 долларов США) в месяц», — сказал Оно.
Округ планирует полностью перейти на цифровые технологии к марту, добавил он. «Я не ностальгирую, и не чувствую печали из-за отказа от прочных и надёжных дискет».
«Это просто вопрос записи платежной информации в цифровом виде, а не на дискеты. Это единственное отличие», — сказал он.
Швейцарская бизнес-школа IMD ставит Японию на 28-е место из 64 стран по цифровой конкурентоспособности.