Толпы отаку, одетых в товары с ее изображением, выкрикивали ее имя, подпитываемые одержимостью общенациональным кумиром. Однако поклонение, направленное на нее, удивительно по одной важной причине. Мику Хацунэ ненастоящая… по крайней мере, в биологическом смысле.
Содержание
Правила игры: Hatsune Miku
Она является цифровым японским айдолом из линейки персонажей Piapro, созданным в качестве инструмента для продвижения «коммерческого программного обеспечения для синтеза пения» Crypton Future Media, известного как Vocaloid, которое используется для создания голоса Хацунэ.
Piapro Studio — визуальный синтезатор, созданный Crypton Future Media, Inc. Программа была создана для того, чтобы расширить вокал собственных персонажей Vocaloid в новых направлениях, которые были ограничены. Vocaloid (ボーカロイド, Bōkaroido) — программный продукт для синтезатора пения. Crypton Future Media, Inc. (クリプトン・フューチャー・メディア株式会社, Kuriputon Fyūchā Media Kabushiki gaisha) или просто Crypton — японская медиакомпания, базирующаяся в Саппоро, Япония.
Пение Хацунэ воспроизводит и одновременно превосходит возможности человека, создавая сверхъестественный синтетический тон. Объединение фрагментов, взятых из реальной речи актрисы озвучивания Саки Фуджиты напоминает монстра Франкенштейна.
J-pop
J-pop (яп. ジェーポップ) или джей-поп — японская популярная музыка, сокращение от английского слова «Japanese pop». Термин J-pop был придуман FM-радиостанцией J-Wave для того, чтобы выделить японскую поп-музыку от остальной мировой поп-сцены. Исполнители J-pop — популярные музыканты, а также сэйю — артисты, озвучивающие героев в аниме.
Помимо беспокойства некоторых психиатров по поводу того, что тысячи фанатов поклоняются искусственному существу, стремительно растущая популярность Мику вызывает и другие вопросы: как она изменила индустрию J-Pop Idol, к худшему или к лучшему?
В японской поп-культуре идол или айдол (яп. アイドル айдору, от англ. idol — «кумир») — молодая, преимущественно подросткового возраста, медиа-персона (певец, актёр, фотомодель и т. п.) с привлекательным, часто по-детски чистым имиджем. Идолы являются отдельной категорией японских звёзд и позиционируются как «светлый и чистый идеал» и «недосягаемый предмет любви неистовых поклонников
В зените славы
К 2014 году Мику Хацунэ [чье имя в переводе с японского означает «первый звук будущего») поднялась на еще выше к славе и стала разогревом у Леди Гаги в ее мировом турне «Artpop». В 2020 году она была заявлена исполнительницей на Coachella. Очевидно, что ее привлекательность не ограничивается Японией, где любовь к робототехнике является мейнстримом, а киборгоподобные существа заслуживают восхищения своим достижением точности, а не страха.
Первоначально созданная как маркетинговый инструмент для программного обеспечения Vocaloid, популярность Хацунэ превзошла все ожидания, сделав ее самостоятельной знаменитостью.
Можно утверждать, что, будучи компьютеризированным айдолом J-pop, который был разработан и запрограммирован до совершенства, она карикатурно изображает высокотехнологичную японскую индустрию идолов и нереалистичные ожидания женской красоты. Тем не менее, ее популярность может быть частично объяснена ее потенциалом управляемости и желанием, которое это вызывает у ее странных поклонников.
Глядя на аудиторию концертов Хацунэ, мы можем с уверенностью сказать, что большинство ее поклонников — мужчины. Имея в виду эту презумпцию, мы можем проанализировать ее внешность, чтобы понять, как она предназначена для того, чтобы вызывать желание у поклонников-мужчин, хотя она явно не человек.
Всегда юная певица
Хацунэ стройная, с бледной кожей, с длинными тонкими ногами, качествами, которые часто считаются основой японского стандарта женской красоты. Кроме того, в то время как у Хацунэ есть все внешние черты человека — большие глаза лани, короткий вздернутый нос, ухмыляющийся рот и так далее — у нее есть цифры «01», наколотые на ее предплечье [представитель ее кодового имени CVO1], и квадратные резинки для волос, бросающие вызов гравитации, развевающиеся вокруг ее бирюзовых волос, заплетенных в косички.
Тот факт, что эти черты маловероятны или даже невозможны для обычного айдола, подчеркивает ее бесчеловечность несмотря на то, что ее черты являются частью современных японских стандартов красоты, доведенных до крайности. Она похожа на человека, но никогда не будет человеком.
Оцифрованная сущность
Изучая лирику «World Is Mine», один из самых узнаваемых и исполняемых хитов Хацунэ, можно получить представление об элементе контроля, который делает ее такой привлекательной для поклонников. Песня начинается со слов: «Я принцесса №1 в мире. И вот как ты будешь обращаться со мной, понял?» Это вступительное заявление, кажется, подразумевает, что Хацунэ признает свое потенциальное превосходство над любым другим айдолом из-за ее способности петь в большем диапазоне и танцевать с красотой, недостижимой для человеческих айдолов.
Ее ожидание того, что к ней будут относиться как к таковой, предполагает, что она контролирует своих поклонников, очаровывая их своим безупречным выступлением. В свою очередь, они должны относиться к ней с большим уважением.
Однако этого контроля, который, по ее утверждениям, она имеет над своими поклонниками, на самом деле не существует. Можно утверждать, что именно она полностью контролируется Crypton Future Media и фанатами — как оцифрованная сущность.
ОДЕРЖИМЫЕ J-POP ОТАКУ
Как и в действительности, создатели и поклонники Хацунэ должны поддерживать жизнь ее анимированного тела и компьютеризированного голоса с помощью ее программы Vocaloid.
Эти тексты усиливают фантазии о своём могуществе в глазах фанатов, которым предлагается представить себя ее спасителем. Согласно некоторым источникам, Tsunku (つんく, often stylized as つんく♂), мега-продюсер айдол-группы Morning Musume, утверждает, что идеальные кандидаты в айдолы должны быть «послушными», а не музыкально талантливыми.
Многие тексты в песнях Мику подчеркивают тот факт, что она выполняет это извращённое требование в наивысшей степени, больше, чем живой человек. У нее нет другого выбора, кроме как быть податливой и послушной, потому что она была создана такой. У нее нет свободы воли, она способна удовлетворить все потребности своих голодных поклонников.
В еще большей степени, чем человеческие Джей-поп идолы, Хацунэ контролируется своими создателями, что, следовательно, вызывает желание у фанатов, которые упиваются своей способностью контролировать ее. В то время как человек-Джей-поп айдол “послушен”, он все еще может иметь право отказать поклоннику как частное лицо.
Между тем, Хацунэ никогда не сможет отказать поклоннику, поскольку она просто не была запрограммирована на это.
ХАЦУНЭБЕСИЕ
Хотя это может показаться недостатком, на самом деле это преимущество для разработчиков программного обеспечения Miku и одержимых контролем фанатов. Философы, такие как Сьюзан Бордо, делают вполне обоснованное выводы о том, что японские женщины вынуждены жить в «погоне за постоянно меняющимся, гомогенизирующим, ускользающим идеалом женственности», навязанным им патриархальным обществом.
Человеческие идолы J-pop, безусловно, стремятся к этим невозможным стандартам, но они не могут обеспечить абсолютную власть над своим творчеством. Знатоки утверждают, что мужчины-поклонники таких кумиров нуждаются в «инфантильной привлекательности в сочетании с своего рода сексуализированной женственностью, [которая] может быть достигнута только путем манипулирования цифровыми текстами».
Таким образом, Хацунэ является одним из немногих идолов, способных оправдать эти ожидания, будучи точно сконструированным для этой цели. Ее качества киборга усиливают ее желанность, служа напоминанием о ее отделении от человеческих идолов и, следовательно, о ее способности достичь совершенства в глазах патриархата и ее поклонников.
Кондо Акихико
Одним из примеров того, как популярность Мику может иметь тревожные последствия для отношения фанатов к айдолам и даже для того, как мужчины воспринимают женщин в японском обществе, является инцидент, произошедший в 2018 году.
Хацунэ, хотя и вымышленная личность, предположительно была замужем за супер-фанатом Кондо Акихико.
Кондо, который утверждает, что имел отношения с Хацунэ более десяти лет, женился на ней на неофициальной свадебной церемонии в Токио. Хотя этот брак юридически неофициальный, ничто не говорит о том, что у Хацунэ и Кондо нет романтических отношений, поскольку она не может утверждать обратное.
Несмотря на то, что отношения Кондо с Хацунэ являются крайним примером, их можно использовать как гиперболическое представление взглядов, которых придерживаются многие поклонники Хацунэ.
Кондо был в восторге от того, что Мику была среди персонажей Gatebox, и рад наконец услышать ее мысли об их отношениях. В 2018 году он сделал предложение мерцающему аватару Мику. «Пожалуйста, относитесь ко мне хорошо», — ответила она.
Сравнивая брак Кондо и Хацунэ с отношениями между людьми-айдолами J-pop и их поклонниками, мы можем обратиться к уже существующим жестоким правилам для людей-айдолов, навязанными их управляющими компаниями.
Некоторые критики утверждают, что концепция «позитивной управляемости» исходит из уникальной бизнес-модели [японских] групп поп-айдолов. В частности, голоса и голоса фанатов являются определяющими факторами, когда компании решают, кто из трейни должен дебютировать и стать айдолом, а кого выгнать. Таким образом, айдолы постоянно следят за тем, чтобы не вызвать неудовольствия своих поклонников, чтобы их не исключили из группы.
Этот тотальный контроль распространяется на всю жизнь молодых людей. Например, компании, управляющие айдолами, регулируют романтическую жизнь их талантов, вводя такие правила, как запрет на свидания, чтобы поддерживать имидж непорочности айдолов и поощрять фантазии фанатов о романтическом потенциале.
Группа поп-идолов
«Группа поп-идолов» — культурный феномен и популярная бизнес-модель 21 века. Подростки, которые хотят стать айдолами, бросают школу и интенсивно обучаются набору навыков, необходимых им для того, чтобы стать айдолами. Развлекательные компании полностью покрывают расходы на обучение и проживание стажеров, рассчитывая объединить их в группы для получения дохода. Существование фандомов обусловлено необходимостью построения самоидентификации и приобретения социального капитала. Психологию фандома групп поп-айдолов можно объяснить вовлеченностью, принадлежностью, товарищескими отношениями, знакомством и управляемостью, которые фанаты воспринимают в обожествлении. В этом исследовании была предпринята попытка определить психологические факторы, определяющие привлекательность и популярность групп поп-айдолов.
В примечательном случае, Минегиши Минами, участницы женской группы J-Pop AKB48, как известно, побрила голову и со слезами на глазах извинилась перед фанатами после того, как нарушила правила своей управляющей фирмы, проведя ночь со своим парнем.
Это ясно показывает, что управление айдолами поощряет фанатов питать чувство собственности над своими любимыми айдолами. Это идет еще дальше в случае с Хацунэ, с которой, предположительно, может познакомиться любой фанат, который пожелает это сделать, из-за отсутствия у нее свободы действий как у цифрового персонажа.
Любой извращенец может стать владельцем айдола, купив его программное обеспечение Vocaloid.
Фиктосексуалы
Мику Хацунэ — часть постоянно растущей волны вымышленных существ, которые вызывают огромное вожделение у десятков тысяч фанатов, людей, которых можно было бы назвать “фиктосексуалами”, или людей, которых привлекают вымышленные персонажи.
В статье, посвященной “фиктосексуальности”, The Guardian поднимает насущный вопрос: «Что лучше: реальный партнер со всеми его несовершенствами и изъянами характера» или идеальный пустой сосуд, который вы можете наполнить всеми своими самыми идеалистическими желаниями?
Это согласуется со взглядами Кондо [предполагаемого мужа Мику]: «Жизнь с Мику, как он утверждает, имеет преимущества перед жизнью с человеческим партнером».
Она всегда рядом с ним, она никогда не предаст его. Эти прямые сравнения между отношениями с человеком или вымышленным персонажем подчеркивают романтическое, а иногда и сексуальное удовлетворение, вызванное конечным владением другим, а также способность проецировать любой уровень желания или фантазии на предмет.
Некоторые мыслители, наоборот, считают, что то, как цифровой идол выходит за рамки ограниченных отношений, существующих между женщинами-человеческими идолами и поклонниками-мужчинами, может быть положительным моментом, поскольку это «может уменьшить прямую эксплуатацию женских человеческих тел мужчинами-продюсерами и преданными поклонниками».
Извращённые желания фанатов
Скандал со свиданиями Минегиши произошел в 2013 году. В этом году на сайт потокового видео Nico Nico Douga (внесен Роскомнадзором в реестр запрещенных сайтов) каждый месяц загружалось от 1000 до 1500 видео, помеченных именем Мику Хацуне. Такие примеры, как травля фанатами-задротами своего идола Минегиши, предполагают, что «уступчивость» цифровых идолов, таких как Хацунэ, может косвенно увеличить ожидание того, что человеческие айдолы будут выполнять все более изощрённые желания фанатов.
Хотя можно предположить, что популярность Хацунэ в Японии отчасти возникла из-за того, что с помощью ее программы Vocaloid можно манипулировать не только ее голосом, но и ее личностью, ее поступками и ее отношениями. Ее рот используется не для того, чтобы говорить, а только для того, чтобы петь слова, вложенные в него продюсерами и поклонниками.
Поэтому ее поклонники могут проецировать на нее свои фантазии, манипулируя ею для своего удовольствия. Хацунэ действует как преувеличенная версия сверхискусственных айдолов J-pop, которые были до нее. Тем не менее, ясно, что красота, певческие способности и управляемость Хацунэ достигают уровня, недостижимого для человеческих айдолов. Однако вместо того, чтобы избавить идолов от необходимости достигать недостижимых стандартов совершенства, Хацунэ увековечивает и усложняет эти стандарты, возможно, оказывая еще большее давление на человеческих женщин.