Иидзаса Чойсай Иэнао, основатель Катори Синто-рю

Катори Синто-рю. Древнее японское боевое искусство

Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю (天真正伝香取神道流) — одна из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств Японии. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 — более точная дата.

На фото:  Иидзаса Тёисай Иэнао, основатель Катори Синто-рю

Содержание

Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю

 Его боевые стратегии, используемые древними воинами-самураями, тайно передавались из поколения в поколение в течение почти 600 лет. Теперь многие неяпонцы стекаются в Японию, чтобы изучить это традиционное японское боевое искусство.

Катори Синто-рю возникла в конце 15-го века в течение большого периода войн. Самураи по всей стране вели постоянные бои за территориальную экспансию. Иидзаса Тёисай Иэнао (飯篠長威斎家直) был выдающимся воином, мастерски владевшим копьем и мечом. Он считается основателем Катори Синто Рю. 

После падения семьи Тиба, которой он служил,  Иидзаса стал отшельником. По легенде, в возрасте шестидесяти лет Иидзаса Иэнао принял решение провести беспрерывную тысячедневную службу в храме Катори, посвящая себя тренировкам в воинских искусствах. В ходе этой службы ему явился покровитель храма, Фуцунуси-но Ками (経津主之命), и вручил свиток Хэйхо-но синсё (божественное писание о хэйхо). Иидзаса Тёисай Иэнао умер в 1488 году в возрасте 102 лет.

 Катори Синто-рю Иеанао — это всеобъемлющая форма боевого искусства, подходящая для настоящего самурайского боя. Тренировка охватывает все виды традиционного оружия, а также эффективное использование тела. Помимо искусства владения мечом, называемого иай, существуют методы обучения обращению с алебардой, копьем, посохом, а также метанием клинка.

Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кэндо здесь изучается не само фехтование, а именно мгновенное поражение противника изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара при опасности, например, когда сидящий впереди человек проявляет признаки агрессии или же берётся за меч. Также в этом виде фехтования нет доспехов, как в кэндо — защитного шлема, жилета и перчаток.

Страница из наставления по будзюцу «Хэйхо окуги сё», приписываемого Ямамото Канскэ, с изображением приемов кэндзюцу Катори синто-рю
Страница из наставления по будзюцу «Хэйхо окуги сё», приписываемого Ямамото Канскэ, с изображением приемов кэндзюцу Катори синто-рю

Иидзаса Чойсай Иэнао

 Эффективные боевые стратегии Катори Синто-рю вдохновили многие школы боевых искусств. Однако истинное учение Йенао состояло в том, что эти техники никогда не следует использовать. Он был мастером фехтования, который раз и навсегда отказался идти в бой.

Есть много интересных историй об основателе школы:

Некоторые самураи верили, что если им удастся нанести удар по Иенао, то они станут знаменитыми. Многие из них приезжали в Катори и вызывали мастера на бой. Иенао сказал: «Поскольку ты зашел так далеко, если ты сможешь сделать то, что я собираюсь тебе показать, я встречусь с тобой». Он сел на подушку поверх бамбуковых листьев, не раздавив их. Поняв, что они не ровня, они сразу сдались. Легенда говорит нам, что, хотя мы изучаем методы убийства, мы никогда не должны их использовать.

Поэтому, пока достигается окончательное овладение техникой убийства, ее никогда не следует практиковать. С самого начала Катори Синто-рю была уникальной тем, что принимала всех представителей любой национальности. Все участники должны подписать этическое соглашение. Хотя Катори Синто-рю никого не отвергает, необходимо соблюдать следующие четыре пункта: обещать абсолютную секретность в отношении вопросов, связанных с этим искусством, не обсуждать и не демонстрировать боевые приемы, никогда не участвовать в каких-либо азартных играх, не посещать места с сомнительной репутацией, а также не скрещивать мечи с последователями других боевых традиций. Если какое-либо из этих правил будет нарушено, подписавший будет наказан божеством боевых искусств. Соглашение скреплено кровью.

Те, кто соблюдает эту вечную клятву адепта, продолжают учиться на протяжении всей своей жизни. Новые участники, приступающие к обучению, обнаруживают, что специальной учебной программы не существует. 

Огромную роль в том, что школа стала известной за пределами Японии, сыграла просветительская деятельность Сугино сэнсэя, который устраивал демонстрации в Европе с середины XX века, а также активная пропаганда, которой занимался его ученик Алан Флоке. Так же этому способствовали и книги известного исследователя боевых искусств Донна Ф. Дрэгера.

Самый быстрый современный самурай — Исао Мачии

Обучение

Когда додзе открыто, ученики могут прийти в любое время. Об убывающих не скорбят. То, что вы делаете или не делаете со своим временем, зависит только от вас. Итак, как проходит тренировка? Ученик должен был точно выполнить ката — хореографическое движение с мечом, передаваемое из поколения в поколение. Это является основой тренинга.

Существует более 80 ката. Критический путь к совершенствованию — это тщательное наблюдение за ката продвинутого члена и копирование его движений. В пределах одного ката есть десятки движений, но причины, лежащие в их основе, остаются невыясненными. Юниоры просят старших членов о сеансе один на один и повторяют одни и те же движения ката снова и снова, пока их тела не начнут двигаться автоматически. Практика означает повторение. Наблюдайте, копируйте, пробуйте и снова наблюдайте.

Ученики часто сомневаются в этом повторении и сталкиваются с проблемами дальнейшего совершенствования. Они думают: «Я делал это годами, я вообще улучшаюсь?» Но именно так вы совершенствуетесь, взбираясь на эту «стену» снова и снова. 

Они продолжают сомневаться в этом, но через несколько лет приходят к естественному пониманию значения ката без объяснений. Для тех, кто соответствует ожиданиям мастера-учителя, открывается новый путь обучения. Мокуроку — секретный свиток, который выдается только ученикам после многих лет обучения. Получение свитка является доказательством уверенности в себе и характера. В этом свитке раскрываются советы, как стать носителем настоящего смертоносного меча.

Фото, история, самурай

Стратегия ката

Эта древняя боевая стратегия эпохи гражданской войны конца 15века посвящена тому, как точно атаковать жизненно важные области врагов в доспехах. Слабые места в доспехах включают туловище, шею и подмышки. Атака под мышкой перерезает жизненно важную артерию. Внутренняя часть руки — еще одна жизненно важная область, где проходят важные вены. Ткань, под доспехами самурая, добавляет мобильности, но открывает их для атаки.

Высокомобильная и функциональная японская броня имеет несколько незащищённых зон. Найти их и убить одним ударом — суть Катори Синто-рю. Это истинный смысл, скрытый в ката, которые участники должны повторять до тех пор, пока не запомнят. 

Есть скрытые техники, использующие тело в каждом ударе, которые нельзя увидеть с первого взгляда. В ката происходит обмен, когда каждый ученик получает меч другого. Тем не менее, всего лишь с небольшим изменением угла это становится атакой на жизненно важные области противника.

Кафе, принадлежащее мстительному самураю. 2

Истинное значение ката, скрытое даже от учеников, можно понять лишь частично, когда ученик достигает уровня, позволяющего получить свиток. Только когда ката будет глубоко понято, можно перейти на следующий уровень обучения. 

В отличие от боевого искусства, такого как кендо с его правилами, Катори Синто-рю представляет собой совокупность приемов, как тактических, так и практических, применяемых в реальном бою. Секреты скрыты в иай, а также в искусстве извлечения меча. Это мгновенное уклонение от атаки противника, быстрое перемещение в превосходящую позицию, а затем нанесение мощного и точного удара за долю секунды.

Овладевая приемами убийства, ученик получает возможность придать жизни истинную красоту и силу. Доброта в глазах учителей за пределами додзё показывает истинное качество Катори Синто Рю, которое покорило сердца учеников со всего мира. Учебное путешествие ученика не знает конца.

Томоэ Годзен (巴御前). Женщина-самурай

Оставьте комментарий