Гендерные роли в японском обществе

Мы часто не задумываемся о гендерных ролях. Мы социализированы как парни и девушки, чтобы вести себя определенным образом и часто не осознаем этого. Наши СМИ отражают эти нравы.

 Аниме, как и любое другое средство массовой информации, отражает ожидания, которые общество возлагает на своих членов. Аспекты аниме, такие, как девушка, готовящая бенто для своего любимого парня, или парни, ведущие себя чисто и невинно, являются отражением современных гендерных ролей и ожиданий в японском обществе.

Гендерные роли определяются культурой в большей степени, чем физическими различиями между мужчинами и женщинами. Конечно, женщины вынуждены рожать детей, потому что мужчины физически не могут этого сделать. Однако роли в воспитании детей являются продуктом культуры. Японская и китайская культуры склонны ценить разные роли, которые люди играют в обществе. Например, независимость не считается желательным качеством для мужчины в Китае.

Давайте кратко проследим развитие японских гендерных ролей, прежде чем рассматривать роли, существующие в современной Японии.

Конфуцианская Япония

Конфуций был китайским философом, жившим в 551-479 годах до нашей эры. Его идеи, содержащиеся в его «Аналектах», глубоко сформировали то, как китайцы и японцы управляют собой и видят свой мир. Его идеи делятся на 2 раздела: социальные и политические. Его социальные ценности были сосредоточены на сострадании и любви к другим. Это означало избегать слов и действий, которые могут ввести людей в заблуждение, и жить в соответствии с «золотым» правилом конфуцианства:

«Чего не желаешь себе, не делай другим».

В политическом плане Конфуций считал, что правители должны основываться на Золотом правиле и идее социальной гармонии, называемой «WA».

 Конфуцианское общество уделяет особое внимание семье. Мужчины являются главами семьи; женщины зависят от мужчин. У каждого есть предопределенные роли. Конфуцианское общество ожидает, что женщины выйдут замуж, произведут наследников и будут вести домашнее хозяйство. Вплоть до окончания Второй мировой войны японская культура одобряла браки по расчету.

Гендерные роли

Во времена сёгуната Токугава (1602-1868) женщины не существовали по закону. Женщины не могли владеть собственностью и во всем подчинялись мужчинам (Фридман, 1992).

Интеграция традиционных иерархических структур, в которых доминируют мужчины, привела к смещению гендерных ролей в патриархальную систему. И мужчины, и женщины придерживались конфуцианской системы: верности и мужеству. Ожидалось, что мужчины будут верны своим лордам; женщины должны были быть верны своей семье и мужу. Интересно, что в феодальной Японии (в отличие от США до 1973 года) женщины-самураи могли владеть и наследовать имущество и семейное положение. Ожидалось, что они будут контролировать семейный бюджет и принимать решения по дому, чтобы позволить мужчинам служить своему господину.

Япония была довольно равноправным матриархальным обществом, пока конфуцианские идеи не иммигрировали из Китая. Эти идеи определяли японское общество вплоть до конца Второй мировой войны.

В традиции ie женщины подчинялись мужской власти тремя способами (Cooper, 2013).

  1. В молодости она подчиняется отцу.
  2. Выйдя замуж, она подчиняется мужу.
  3. В старости она подчиняется своим сыновьям.

Постепенно конфуцианские семейные идеалы менялись. Самый большой сдвиг произошел после Второй мировой войны. В 1946 году Конституция Японии пересмотрела свод законов, определяющих семейные отношения в Японии. Гражданский кодекс 1947 года предоставил женщине все возможные законные права:

  • Женщины могли владеть имуществом.
  • Женщины могли наследовать родовое поместье.
  • Женщины могли свободно вступать в брак и разводиться.
  • Женщины получили родительские права.
  • Женщины могли голосовать.

 В феодальную эпоху от мужчин ожидалось, что они будут всесторонне развиты. В отличие от своих «грязных и вонючих мачо» — европейцев, самураи должны были знать литературу и искусство (Sugihara and Katusarada, 2002).

Вторая мировая война и смена ролей

Вторая мировая война ознаменовала сдвиг в восприятии гендерных ролей. Японское правительство использовало лояльность и мужество, чтобы поддержать военные усилия. Война резко разделила гендерные роли, в основном в ущерб женщинам. Патриотическим долгом женщины было иметь много детей. Пропаганда побуждала их выйти «замуж за нацию».  Многие женщины работали на заводах по производству боеприпасов. Журналы изображали женщин в качестве управляющих домашним хозяйством в стране.

Бедные женщины были призваны японским правительством для оказания сексуальных услуг военным. «Женщины комфорта», «Женщины для утешения» — это эвфемизм японского имперского правительства для девушек, подростков и детей, которыми они торговали в качестве сексуальных рабынь между 1932 и 1945 годами, вплоть до конца Второй Мировой Войны. Большинство жертв были кореянками и китаянками, хотя многие другие были из Филиппин, Индонезии, Нидерландов, Бирмы, Таиланда, Вьетнама, Малайзии, Австралии, Восточного Тимора, Гонконга и Макао. Эти женщины, известные как «женщины для утех», работали в передвижных борделях для военнослужащих. Солдаты называли этих женщин «гигиеническими общественными туалетами» или даже «туалетами для спермы».

 В то время как некоторые были завербованы ложными объявлениями, обещающими работу в качестве горничных, фабричных рабочих и медсестер, большинство было похищено и насильственно принуждено к сексуальному рабству на правительственных станциях комфорта, предназначенных для улучшения морального духа армии. Считалось, что «парни, которые слишком долго воздерживались от секса, плохо дрались» (Mclelland, 2010).

По оценкам, около 410 000 женщин и детей были вынуждены стать сексуальными рабынями для японских (затем американских) солдат и офицеров в этих созданных правительством «лагерях для изнасилований». По разным подсчётам через «станциях утешения» прошло 300 тыс. девушек моложе 18 лет, каждую насиловали в среднем по 20—30 солдат в день.

Ожидалось, что женщины, оставшиеся дома, в отличие от своих братьев, сыновей и мужей, останутся целомудренными. Они присылали своим мужчинам «comfort dolls». В отличие от «детей-утешительниц», эти куклы, сделанные из ткани и пуговиц, напоминали военным домашний очаг и уют. Считалось, что они обладают защитными свойствами.

Парни были вынуждены сражаться под извращенными самурайскими идеалами вплоть до самоубийства. Эти идеалы взяли идеи братской любви и использовали их, чтобы довести людей до суицидальных мыслей и общей растраты жизни. Камикадзе — результат этого искажения. Лояльность Императорской Японии и мужество послужили топливом для кровавого насилия. Фильм «Письма с Иводзимы (2006)» является хорошей иллюстрацией этих взглядов.

Фотоиллюстрация

Я рекомендую посмотреть этот фильм, если вам интересно увидеть как традиционная японская мораль может быть искажена для поощрения насилия.  Со стороны американцев события показаны в откровенно пропагандистском фильме «Флаги наших отцов».

Современная Япония и традиционные роли

Оккупация после Второй мировой войны резко изменила гендерные роли Японии. Дискриминация по половому признаку запрещена Конституцией Японии. Несмотря на юридическое равенство, на практике женщины Японии подвергаются сильнейшей дискриминации.

Статус японских женщин в сфере общественной жизни, политических и экономических прав и возможностей крайне низок

Правительственное исследование показало, что только 4,3 процента японских женщин, ставших жертвами сексуального насилия, сообщили об этом в полицию. Официальная статистика также показывает, что в Японии только треть дел об изнасилованиях доходит до суда, и лишь 17 процентов тех, кто признан виновным, получают тюремные сроки от трех лет и более. Исследование показало, что одна из 15 японских женщин была изнасилована или принуждена к сексу. Опрос женщин, работающих в японских газетах и ​​телеканалах, выявил 156 случаев предполагаемых сексуальных нападений, о которых сообщили 35 женщин.

Отношение американцев к публичным проявлениям любви, американская моде и ценностям изменило отношение мужчин и женщин друг к другу и к традиционным ролям. Вторая мировая война фактически положила конец социальной феодальной системе (Mclelland, 2010). В то время современные японские гендерные роли представляли собой уродливую смесь американских и традиционных взглядов.

Гендерные роли современных японцев вращаются вокруг их вертикального общества, где чья-то идентичность является частью их групповой идентичности. Вот почему почетные суффиксы являются важной частью языка. Они помогают определить, как человек относится или принадлежит к другому человеку или группе. Отношения сэмпай-кохай (старший-младший) — это то, как люди ранжируются в компаниях и школах. Эта структура более важна, чем роли, определяемые полом. Поощряются такие качества, как лидерство, которые не мешают этой вертикальной социальной структуре (Yamaguchi, 2000).

Борцы сумоисты на татами.
Сумо

Верность и гармония продолжают поддерживаться в современной Японии. Лояльность особенно ориентирована на компанию с японской системой пожизненного найма. Женщины по-прежнему контролируют домашнее хозяйство, семейный бюджет и решения по дому, позволяя мужчинам посвятить себя своей работе. Ситуация меняется по мере того, как все больше женщин начинают карьеру. Оба пола всё чаще откладывают брак. Клеймо одиночества стало обычным для обоих полов, особенно для женщин.

Есть несколько ключевых идей о гендере, которые сохраняются (Yamaguchi, 2000):

  • Мужчины должны работать вне дома
  • Гендеры должны воспитываться по-разному
  • Женщины более приспособлены к работе по дому и воспитанию детей, чем мужчины.
  • Неработающие домохозяйки, ценны для общества из-за их роли в воспитании детей.

В 2007 году японские мужчины в среднем уделяли работе по дому, уходу за детьми и пожилыми людьми всего 30 минут в день (North, 2009). И это независимо от того, сколько жена работает.

Женщины не на многое имеют право, кроме материнства; мужчины не на многое имеют право, кроме работы (Bae, 2010).

 Ожидается, что жены возьмут на себя эти задачи. Хотя это постепенно меняется. Часть медленного темпа изменений просто связана со временем. В Японии мужчины часто перегружены работой и им недоплачивают. Они живут и умирают на работе.

Все чаще незамужние женщины в возрасте от двадцати до тридцати лет признаются в качестве сякаидзин – членов общества, но они по-прежнему сталкиваются с социальным давлением, вынуждающим их выйти замуж 

Женское счастье, по традиции, только в браке. Женщины выходят замуж в возрасте 22-27 лет. Женщины нередко оказывались изгоями в обществе, если им не удавалось выйти замуж до 27 лет. Однако ситуация меняется. Жениться в более позднем возрасте становится все более приемлемым как для мужчин, так и для женщин. Эти факторы сочетаются с нежеланием людей вступать в брак, что приводит к низкой рождаемости в Японии.

Хонне и татэмаэ 

Летний день в лесу. Кусакабе Кимбей ок. 1890-е годы
Летний день в лесу. Кусакабе Кимбей ок. 1890-е годы

Эти стойкие гендерные идеи уходят корнями в феодальную Японию. Долгосрочные последствия этой патриархальной системы, в которой мужчины контролируют социально-политические дела и имеют власть над женщинами, очевидны и сегодня.

Роли также работают в рамках вертикальной социальной структуры отношений между старшими и младшими. Как правило, черты, связанные с индивидуализмом, такие как напористость, независимость и уверенность в себе, плохо оцениваются японцами по сравнению с конформизмом, нежностью и лидерскими способностями. Опять, типичный американский идеал тупого «мачо»-альфа-самца не одобряется в японском обществе. Ожидается, что парни будут хорошо разбираться в искусстве, музыке, литературе и многом другом (как в феодальной Японии) (Sughara, 2002).

В японском обществе есть пара ключевых понятий, объясняющих иногда странные противоречия их поведения. Хонне и татэмаэ — японские слова, определяющие контраст между истинным намерением человека и внешним проявлением этих намерений.

 Татэмаэ — это то, кем нужно быть, «социально приемлемое выражение мыслей или намерений». Это набор моральных принципов, с которыми соглашаются люди, например, быть лояльным или преданным работе. Хонне — это то, «истинные мысли и намерения», кем человек является на самом деле. 

Данными терминами определяется особый коммуникационный стиль японцев. Гендерные роли и черты подпадают под понятие татэмаэ. То, как некоторые люди на самом деле живут в Японии: женщины, делающие карьеру, и мужчины, сидящие дома, — это  хонне  (Yamaguchi, 2000).

Проблемы, с которыми сталкиваются японские женщины, связаны с традиционной структурой семьи. Эта система называется «ie».  Глава семьи отвечал за поиск брачного партнера для наследника семьи. Замужние женщины должны были родить наследника. Эта структура продолжается в том, как муж и жена обращаются друг к другу публично (Kawamura, 2011):

  • шуджин — используется женой для публичного обращения к мужу. Это означает «хозяин дома».
  • канай — используется мужем для публичного обращения к жене. Это означает «тот, кто остается в доме».

В Японии дети рождаются почти исключительно в браке. Незамужние женщины составляют всего 2% рождений. Брак и дети — синонимы (Кавамура, 2011; Сайто, 1987).

Современные выражения для женщин включают «одиноких паразитов» (взрослые дети, особенно женщины, которые живут с родителями, имеют работу и большой располагаемый доход), «трехразовое питание и дневной сон» (выражение, используемое для описания беззаботного существования домохозяек), «рождественские торты» (незамужние женщины старше 25 лет, ссылка на торт, который никому не нужен после 25 декабря) и «старая горная ведьма» (молодые женщины с неестественным загаром, растрепанными волосами и густым макияжем)

Хотя традиционная структура и социальные ожидания, кажется, работают против женщин, они в равной степени работают и против мужчин. Мужчины, которые не хотят работать сверхурочно или хотят оставаться дома папами, сталкиваются с критикой.

Аниме, изображающее традиции и современность

Вы можете увидеть эти черты и роли в аниме. Девушки в аниме делают огромное дело, готовя обед для своего любимого парня, потому что это женское занятие. В то же время идеальный мужской персонаж на наш западный взгляд довольно женственный и умеет хорошо готовить.

Хорошая кулинария показывает, насколько персонаж разносторонний и способен поддержать женщину, если у нее будет собственная карьера. Женоненавистничество, которое вы видите, когда аниме-героини более возбуждены … чем парни, является продуктом «девушек для утех», и рабских обязанностей которые традиционное общество накладывало на женщин. Частично этот сдвиг в сексуальности является негативной реакцией на то, когда от парней ожидалось, что они будут очень сексуальными.

Аниме, манга, опрос 4

Во многих аниме-сериалах родители практически отсутствуют. Часто они всё время проводят на работе. Это отражение ожидания от мужчин (и все чаще от женщин) преданности своему рабочему месту. Кроме того, комедийные выходки легче проводить без серьезных взрослых!

 Когда родители рядом, вы в основном видите маму дома, а отца на работе. Опять же, традиционное представление о женщинах, ведущих домашнее хозяйство, чтобы мужчина мог работать. Иногда вы видите, как роли меняются местами; в таких случаях папа-домохозяйка выглядит причудливым и странным. Это иллюстрация того, насколько это странно по сравнению с нормой. Хотя эти папы, как правило, тоже современные.

Аниме любит играть с понятиями татэмаэ и хонне. Папа-домохозяйка — одна из иллюстраций этого. На публике он часто собран, но дома он причудливый и странный.

Японские женщины продолжают бороться против женоненавистничества и объективации. В японских аниме-манге вы видите, как женщины разрываются между проблемой богини и объективацией. В обоих случаях они не рассматриваются как личность. Мужчины также имеют менее чем лестное изображение в СМИ. Часто мужчинами движет секс, различные извращения и другие базовые мотивы.

Несколько странностей

Есть несколько небольших странностей с японскими гендерными ролями. Сладости считаются немужскими. Чтобы сделать сладости мужественными, некоторые пекарни стали делать большие порции, чтобы парни могли чувствовать себя менее женственными из-за сладкого. Это аниме-троп, который только частично верен. Считается, что женщинам нравятся более изысканные и сладкие десерты, чем мужчинам.

Гендерные роли более изменчивы, чем люди думают. Они являются продуктом культуры и эпохи. Гендерные роли в основном являются консенсусом. Редко они honne. Гендерные роли медленно меняются, особенно для женщин. 

И для парней, и для девушек становится приемлемым оставаться одинокими дольше. Девушки могут делать карьеру, а парни становятся отцами-домохозяйками.

 Женщины становятся все более образованными.Женщины добивадтся успехов на рабочем месте, но по-прежнему сталкиваются с проблемами. Эти изменения отражены в аниме и других средствах массовой информации. В любом случае разница между гендерными ролевыми ожиданиями у парней и девушек очень мала. Традиционный фундамент, заложенный в феодальную эпоху, сохранится, но стал более гибким.

References

Mclelland, Mark (2010). “Kissing is a symbol of democracy!” Dating, Democracy, and Romance in Occupied Japan 1945-1952. Journal of the History of Sexuality. 19[3] p 508-535.

Sugihara, Yoko and Katsurada, Emiko (1999). Gender Differences in Gender-Role Perceptions Among Japanese College Students. Sex Roles. 41. p. 775-786.

Sugihara, Yoko and Katsurada, Emiko (2000). Gender-Role Personality Traits in Japanese Culture. Psychology of Women Quarterly. 24 p 309-318.

Sugihara, Yoko and Katsurada, Emiko (2002). Gender Role Development in Japanese Culture: Diminishing Gender Role Differences in Contemporary Society. Sex Roles. 47. p. 443-452.

TV Tropes. Real Men Hate Sugar. Retrieved from http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/RealMenHateSugar.

Yamaguchi, Kazuo (2000). Married Women’s Gender-Role Attitudes and Social Stratification. International Journal of Sociology. 30[2] p. 52-89.

Оставьте комментарий