22 мая 2017 года Россия передала свою заявку в МБВ на право проведение ЭКСПО 2025. Место проведения ЭКСПО 2025 было объявлено на генеральной ассамблее МБВ в ноябре 2018 года. 23 ноября 2018 года был выбран город Осака, Япония. Правительства многих стран считают, что выставка, наряду с Олимпийскими играми и чемпионатом мира по футболу, входит в «большую тройку» событий, которые могут поднять глобальный авторитет страны.
На фото: продолжается строительство Большой крыши, деревянного кольца, которое станет центральным элементом выставки Osaka Kansai Expo 2025 года.
Всемирная выставка на «Острове мечты» погрязла в задержках строительства и удвоении затрат.
Всемирная выставка в Японии: шанс продемонстрировать технологическое и производственное мастерство мощной экономики всей планете, открывая окно в то, как вести бизнес в Азии и с ней.
Строительство сопровождается серьезными задержками, отражающими структурные проблемы, такие как вымирание населения, растущая нехватка рабочей силы и ограничения на сверхурочную работу, которые будет беспокоить четвертую по величине экономику мира в течение многих последующих лет.
Содержание
Японская выставка ЭКСПО-2025
До открытия выставки Osaka-Kansai Expo 2025 остался год, ажиотажа вокруг этого мероприятия немного, а продажи билетов идут вяло. Также была высказана критика по поводу задержек в строительстве и резкого увеличения затрат, что затрудняет наращивание темпов.
Тема выставки — «Проектирование будущего общества для нашей жизни». Несмотря на отсутствие фирменных экспонатов, выставка представляет собой фестиваль передовых технологий, где посетители могут ощутить повседневную жизнь в окружении роботов и увидеть образы самих себя из будущего.
На пресс-конференции во вторник, проведенной Японской ассоциацией Всемирной выставки 2025 года, журналисты задали такие вопросы, как «Как продвигается строительство объектов Экспо?» и «Удалось ли вам добиться понимания налогоплательщиками растущих затрат?»
Первоначально пресс-конференция была предназначена для продвижения примерно 220 мероприятий, которые состоятся во время выставки. Однако в большинстве вопросов выражалась обеспокоенность по поводу открытия ЭКСПО.
Высокопоставленный представитель ассоциации подчеркнул, что пресс-конференция стала «хорошей возможностью дать людям понять, что дела продвигаются». Тем не менее, трудности, с которыми столкнулась выставка, снова всплыли на поверхность. Эти проблемы особенно остро на фоне коррупционных скандалов с предыдущей олимпиадой в Токио.
В ноябре прогнозируемые затраты на строительство были увеличены до 235 миллиардов фунтов стерлингов, что на 90% выше первоначальной оценки, сделанной, когда Осака была выбрана местом проведения мероприятия. Эксплуатационные расходы составят 116 миллиардов йен, что на 40% выше. Правительство объяснило это высокой инфляцией и другими факторами.
Теперь строительство только Большой крыши, которая является символом ЭКСПО, обойдется в 34,4 миллиарда фунтов стерлингов, и ее критикуют как «самый дорогой зонтик в мире».
Из 53 стран, которые построят свои павильоны за свой счет, 17 еще предстоит выбрать строительных подрядчиков. Странам, которые вряд ли смогут вовремя построить собственные павильоны, следует немедленно предложить принять решение о переходе на упрощенные павильоны, предоставленные выставочной ассоциацией.
Эти проблемы особенно остро стоят на фоне коррупционных скандалов, связанных с предыдущей Олимпиадой 2021 года в Токио. С начала 2023 года в Японии вынесли уже несколько обвинительных приговоров по многомиллиардным коррупционным делам на Играх в Токио.
Отсутствие ажиотажа
С появлением сообщений о том, что строительство павильона сильно отстает от графика, помощники Кисиды начали высказывать опасения, что доверие Японии в международном сообществе может быть подорвано, если выставка не начнется, как запланировано, в апреле 2025 года.
По данным опроса, проведенного властями префектуры Осака и правительства города, процент тех, кто заявил, что хотел бы поехать на выставку, упал до 33,8% в декабре с 41,2% годом ранее. В столичном регионе Токио этот показатель упал до 19,5%.
Отсутствие ажиотажа омрачило продажи билетов. Ассоциация ожидает 28,2 миллиона посетителей в течение шестимесячного периода и планирует продать 14 миллионов билетов с конца ноября прошлого года до открытия выставки.
Однако по состоянию на 10 апреля было продано всего около 1,3 миллиона билетов. Примерно за четверть периода продаж план продаж был достигнут только на 9%.
Бизнес-сообщество недовольно. Более 80% операционных расходов выставки, или 96,9 млрд фунтов стерлингов, будут покрыты за счет продажи билетов. Если продажи останутся вялыми, выставка может оказаться в убытке, и бизнес-сообществу, вероятно, придется частично компенсировать дефицит.
Пока что нет никаких планов по созданию какой-либо привлекательной экспозиции на выставке, такой как серый лунный камень, который был представлен на выставке в Осаке в 1970 году, или образец мамонта на выставке Айти в 2005 году.
Серый лунный камень был привезен астронавтами на «Аполло–12» в 1969 году и передан Соединенным Штатам для временного показа.
«Экспо уже имеет плохую репутацию. Работа не будет завершена вовремя, если что-то не будет сделано в ближайшее время», — заявил высокопоставленный представитель Экономической федерации Кансай. Без строгого контроля за бюджетом и прекращения роста нагрузки, вероятно, будет сложно развеять недоверие общественности к выставке.
Триумф в Осаке или глупость на миллиарды долларов?
Отчасти благодаря давлению со стороны бизнес-сообщества ассоциация начала действовать. С этого месяца штат компании увеличивается примерно до 770, что на 20% больше, чем в прошлом году.
Ее промо-бюро также наняло сотрудников из компаний, и ассоциация даже рассматривает возможность привлечения известных влиятельных лиц.
Ассоциация также рассмотрит порядок продажи билетов. В настоящее время билеты, как правило, продаются только онлайн. Но после критики о том, что это мешает пожилым людям покупать билеты, ассоциация рассматривает возможность продажи билетов в магазинах шаговой доступности, а также бумажных билетов.
«Отсутствие импульса во многом связано с неспособностью ассоциации откровенно реагировать на критику», — сказал Хироши Наканиши, профессор международной политики в Киотском университете и эксперт по истории всемирных выставок. «Ассоциации необходимо столкнуться с резкими мнениями и стремиться к пониманию важности события».