По мере старения населения Японии использование домов престарелых стремительно растёт

Как в Японии готовят трудовых мигрантов для работы в стране? 2025

В 2022 году количество учреждений социального обеспечения для пожилых людей, нуждающихся в длительном уходе, в Японии составило более 8,4 тысяч.

В 2023 году население Японии уменьшилось на 840 тысяч человек: рекордно низкая рождаемость и старение населения. По состоянию на 1 июня 2023 года доля населения Японии в возрасте 65 лет и старше составляла 29,1 %, в возрасте 75 лет и старше — 16,0 %, в возрасте 85 лет и старше — 5,4 %В 2040 году 15% жителей Японии будут страдать от слабоумия

Банда поседела: большинству в якудза больше 50 лет.

Стремительно стареющая Япония страдает от все более острой нехватки рабочей силы в ряде секторов, но по-прежнему не желает допускать широкомасштабную иммиграцию иностранных рабочих.

В Японии больше никому не нужны детские подгузники

За последние 15 лет число иностранных работников в Японии (124,5 миллиона) выросло более чем в четыре раза и по состоянию на октябрь прошлого года составило 2,05 миллиона человек, или около 3% от всей рабочей силы.

Техническая стажировка — это система, в рамках которой иностранцы осваивают японский язык, работая на заводах, стройках и фермах в Японии в течение от одного до пяти лет.

В рамках этой системы стажеры не считаются официальными работниками и должны вернуться в свои страны после завершения программ «обучения», которые обычно длятся три года.

Вьетнамские рабочие проходят собеседование при приеме на работу в японскую компанию в Ханое
Решение вопроса с «иностранными специалистами» в вымирающей Японии. 2025

Иностранные «специалисты»

В Японии отмечается критическое состояние сектора ухода за пожилыми людьми

Правительство префектуры Фукуи предлагает онлайн-курсы по культуре и диалекту своего региона для жителей Мьянмы, которые приедут в префектуру в качестве работников по уходу.

Занятия направлены на развитие навыков общения между гражданами Мьянмы, которые будут работать в Японии в качестве технических стажёров, и пожилыми людьми и другими пациентами в домах престарелых.

14 января ведущий местного телеканала объяснял диалект Фукуи во время онлайн-занятия. Когда он сказал, что на диалекте Фукуи болтливого человека называют «шабери бачи», люди, присутствовавшие на занятии в Мьянме, громко повторили это выражение.

В течение примерно шести месяцев проводится двенадцать занятий по 90 минут каждое. Участники также знакомятся с географией и климатом префектуры Фукуи.

Кроме того, они изучают местные правила, касающиеся утилизации мусора, а также способы использования общественного транспорта и банкоматов финансовых учреждений.

«Студенты»

Занятия начались год назад, и первая группа из 13 человек, завершивших курс, начала обучение в учреждениях сестринского ухода в префектуре в октябре. Ожидается, что вторая группа студентов прибудет в Японию уже этой весной.

Иностранные технические стажеры, собирающие корни лотоса в Касумигауре, префектура Ибараки. (Киодо)
Иностранные технические стажеры, собирающие корни лотоса в Касумигауре, префектура Ибараки. (Киодо)Ход и этапы обучения технических стажеров (гастарбайтеров) в Японии

Конкуренция за персонал из стран Юго-Восточной Азии усиливается во всём мире. Префектура надеется получить преимущество, продвигая эти курсы и другие формы поддержки.

Прошло четыре года с тех пор, как военные Мьянмы совершили переворот. Женщина из Мьянмы, которая с октября работает в доме престарелых в городе Фукуи, сказала, что не приехала бы в Японию, если бы не переворот.

«Персонал дома престарелых и другие люди, которые меня окружают, любезно дали мне наставления. Я хочу остаться в Японии на много лет», — сказала женщина.

Свалка бабушек

В настоящее время в Японии самая высокая в мире доля пожилых людей и самое большое число долгожителей.

В вымирающей Японии испытали автоматизированную тележку
В стареющей Японии испытали автоматизированную тележку для перевозки мусора пожилыми людьми

Традиционно японская семья была основным источником поддержки для пожилых людей, и дети, как само собой разумеющееся, заботились о своих немощных родителях в соответствии с конфуцианской этикой сыновней почтительности. Это было закреплено юридически в Гражданском кодексе Мэйдзи 1898 года, который предусматривал патриархальную семейную систему Ie. В рамках этой системы старший сын был ответственным за своих пожилых родителей — хотя фактически о нем заботилась его жена — и за других членов в рамках расширенных семейных договоренностей, взамен наследуя все имущество семьи.

Необходимо пересмотреть широко распространённые оптимистичные и упрощённые представления об уходе за пожилыми людьми в Японии. 
Ограничения, связанные с уходом за пожилыми людьми в семье, имеют более давнюю историю и более серьёзные последствия, чем принято считать.

Центры по уходу за пожилыми людьми стали появляться в 1960-х годах, но сменявшие друг друга правительства сохраняли дополнительные меры, основанные на оценке нуждаемости, которые манипулировали культурными нормами и традициями, в частности, сыновней почтительностью и семейной ответственностью за заботу о пожилых людях.

Убасутэ: японцы отказываются от пожилых родителей в целях экономии
Пусть пожилые люди «поторопятся и умрут», советовал японский министр в 2013

 Общественные жилые дома обычно ассоциировались с Обасутэяма, легендарной горой, на которой старшие сыновья оставляли престарелых, зависимых родителей, которые пережили свою полезность, умирать от голода и холода. Японская литература и фольклор поддерживают этот образ в общественном воображении.

Флагманские государственные учреждения по уходу за пожилыми людьми были ограничены теми пожилыми людьми, у которых не было финансовых средств и поддержки семьи, и оставались стигматизированными, обычно ассоциируемыми с Обасутэяма (буквально — «гора бабушкиной свалки»), что означало пренебрежение со стороны семьи, отсутствие сыновней почтительности, заброшенность и стыд.

  • Две последние особенности привели к скрытым, но серьёзным социальным проблемам. Во-первых, в некоторых семьях «уход» включал в себя пренебрежение и жестокое обращение, что приводило к «аду ухода» и даже убийствам. Во-вторых, с 1970-х годов большое количество «брошенных» пожилых людей фактически проживали в больницах, часто не нуждаясь в медицинской помощи, что усугубляло «социальную госпитализацию».
  • Государственная опека, пренебрежение со стороны семьи и больницы — это не альтернатива позитивному семейному кходу, а крайние меры, возвращение к «Обасутейяме».

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх