Японский клинок: технология и производство

Японский клинок: технология и производство

11.12.2020 0 Автор Masaka

Сцена из X века: мастер Мунэтика куёт меч «ко-кицунэ-мару» («лисёнок») при помощи духа-лиса. Гравюра Огаты Гэкко (1873)

СОДЕРЖАНИЕ

Японский меч

Ковка японского меча — тонкий и тщательный процесс, искусство, которое развивалось на протяжении веков как ответ на стилистические и эстетические требования общества, и на технический прогресс. Чтобы изготовить эти клинки, кузнец должен обладать не только физической силой, но также терпением, ловкостью и изысканным взглядом на возможности материала и красоту готового меча.

Катана (длинный меч) появилась в XV веке (ранний период Муромати) как следствие эволюции тати (太刀) и использовалась до конца XIX века как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё,  大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (脇差,  小刀 сёто, букв. «Малый меч»).

Японские кузнецы традиционно используют Tamahagane (玉鋼, «алмазная сталь»), сталь, производимую в плавильной печи tatara из богатого железом песка. Современные кузнецы, изготавливающие японские мечи традиционным способом, до сих пор используют этот тип стали, которая теперь производится на последнем действующем заводе по выплавке татары, расположенном в Йокоте, префектура Симанэ. 

Татара, как и другие плавильные печи, использует способность раскаленного железа объединяться с углеродом, в результате чего получается сталь. В татара для получения углерода сжигается древесный уголь, приготовленный из особых пород древесины для выжигания вредных серо- и фосфоросодержащих примесей в железе и насыщения его углеродом. Полученные угли покрываются железным песком и немедленно засыпаются слоем древесного угля. Эта операция повторяется каждые тридцать минут в течение семидесяти двух часов. Один рабочий цикл татара занимает пять дней. За время полного цикла татара расходует 13 тонн древесного угля и 8 тонн сатэцу. По окончании процесса выплавки на дне татара образуется стальной блок — кэра, весом приблизительно около двух тонн. Стены татара разрушаются, и огромный кусок металла извлекается наружу, после чего рабочие разбивают его на отдельные куски.

Однако процесс плавки татары, хотя и эффективен, не идеален, а Тамахаганэ полон примесей и не имеет постоянного распределения углерода, жизненно важного ингредиента для превращения железа в сталь. Слишком мало углерода — металл будет мягким, слишком много — и металл станет хрупким. Именно в неоднородной структуре, объясняющейся неравномерным содержанием углерода, есть уникальность и преимущество тамахаганэ для изготовления клинка перед заводской сталью с одинаковым содержанием углерода. Различная степень твёрдости (из-за различного содержания углерода), позволяет клинку лучше поглощать удар, а также вызывает интересные визуальные эффекты на его поверхности, что является критерием его оценки знатоками. Тамахаганэ стоит приблизительно 20 долларов за фунт (около 450 граммов).

Kitae: ковка клинка


Чтобы исправить и компенсировать качество тамахаганэ, была разработана техника складывания китэ. Сначала кузнец выбирает подходящие куски тамахаганэ и сваривает их в единый блок. Этот блок будет формировать внешнюю оболочку готового клинка. Затем кузнец начинает кропотливый процесс выковки и складывания бруска. Этот процесс дает два важных результата. Сначала из стали удаляются примеси, и содержание углерода гомогенизируется по всему металлу. Таким образом, опытный кузнец может с большой точностью контролировать качество стали.

Во-вторых, складывание дает хаду или узоры, которыми так известны эти лезвия. Каждый раз, когда блок выколачивается и загибается, формируются слои. Сложив всего четырнадцать раз, можно получить более 16 000 слоев. Бессмысленно складывать лезвие более чем примерно восемнадцать раз (262 144 слоя), поскольку дискретная структура каждого слоя теряется, а сталь приобретает однородную структуру, которая была изначальной структурой.

Когда лезвие закончено, ji-hada видна в ji, поверхности между краем и линией гребня. Кузнец может выбрать конкретный джи-хад, например масамэ (прямое волокно, параллельное краю) или аясуги-хада (концентрически изогнутое зерно), просто меняя направление складывания. Блок можно многократно складывать в одном и том же направлении, в альтернативных направлениях или крест-накрест, каждый метод дает свой стиль jihada.

Хада — это «зернистый» узор на поверхности японского клинка. Он формируется во время начального процесса изготовления, когда стальная заготовка, которая в конечном итоге станет мечом, многократно выковывается и складывается. Полученная хада указывает на технику, которую кузнец использовал для изготовления клинка. Для того, чтобы показать свою Хада Nihontô должен быть профессионально отполирован. 

Комбинации определенных типов хада также являются отличительной чертой многих других школ и кузнецов. Для этих комбинаций хада используются дополнительные имена.

Мечь, катана,
Не пытайтесь самостоятельно отполировать японский клинок. Он не раскроет хаду и может уменьшить его значение до нуля.

Затем внешняя оболочка, называемая кавагане, оборачивается вокруг более мягкого железного сердечника или шингане. Эта комбинация придает лезвию гибкость и прочность, чтобы противостоять поломке под нагрузкой. Кроме того, более сложный кавагане лучше подходит для заточки, чем более пластичный сердечник. Два слоя нагревают и забивают в длинный брус. Это сваривает слои вместе и формирует заготовку, из которой делается готовый меч. После того, как лезвие было выковано в его основную форму, кузнец использует пилки и рубанки, чтобы придать окончательную форму, а затем грубую полировку. В это время присутствуют все отличительные характеристики меча — четко очерченный профиль, острие и линии гребня, хвостовик и ровная поверхность. Кузнецу стается только подготовить кромку.

Японский клинок: технология и производство

Яки-ire: Закалка лезвия


Закалка лезвия является самым важным и самым трудным аспектом процесса изготовления мечей. Для кузнеца-оружейника операция закалки — как завершающий мазок в картине для художников. Это вопрос успеха или провала всей работы, можно сказать, это вопрос жизни и смерти для меча Именно закалка лезвия дает лезвию способность воспринимать и сохранять удивительную остроту. 

Сначала лезвие покрывают якибацути, смесью воды, глины, золы и других ингредиентов. У каждого кузнеца есть свой особый рецепт, который часто держится в секрете. Yakibatsuchi наносится на поверхность, толще по корешку и тоньше по краю. Работая в затемненном помещении кузницы, используя только свет раскаленных углей, кузнец осторожно нагревает лезвие. С повышением температуры кристаллические структуры в металле начинают изменяться. Кузнец внимательно наблюдает за цветом светящегося клинка, и при достижении критической температуры меч быстро закаливается в кадушке с водой.

При критической температуре, около 750 ° C, структура стали меняется на аустенит, фазу, в которой углерод полностью соединяется с железом. Когда лезвие быстро охлаждается закалкой, аустенит превращается в мартенсит, самый твердый тип стали. Однако там, где был нанесен толстый слой якибацути, лезвие будет охлаждаться медленнее, превращаясь не в мартенсит, а вместо этого образуя феррит и перлит, которые более мягкие и гибкие. Подобно кавагане и шинане, эта комбинация твердой кромки и более мягкого корпуса — что придает клинку желаемые качества.

Закалка кромки также создает видимое изменение поверхности металла. В зависимости от того, как была нанесена глиняная смесь, можно получить множество эффектов. Этот рисунок кромки называется хамоном и является одним из наиболее важных аспектов эстетического вида лезвия. Как и джихада, у каждого из этих паттернов есть определенное название. Сугуха, например, очень прямой хамон, а санбонсуги  описывает зигзагообразную линию.

Страж меча (Цуба).
Страж меча (Цуба).  Исигуро Масаёси (яп., 1772–1851 гг.)

Сая (яп. 鞘). Ножны

После затвердевания лезвия, если кузнец удовлетворен внешним видом и качеством изделия, в дело вступают другие профессионалы. Полировщик придаст лезвию окончательную зеркальную поверхность. За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча.

Сая (яп. 鞘) — японский термин для обозначения ножен меча. Во времена самураев изготавливались из древесины магнолии и покрывались лаком для защиты от влаги. В соответствии со вкусами разного времени украшались лаковыми миниатюрами, листовым золотом или кожей ската.

Редко самурай обходился единственными ножнами, как минимум клинку требовалась пара сая — для хранения и ношения. Но чаще воин владел четырьмя сая:

  • простой деревянный чехол без украшений и лака для повседневного хранения — сирасая;
  • для парадов и церемоний — богато украшенный атрибут самурайского облачения;
  • практичные ножны на каждый день;
  • военный вариант, упрочнённый металлом.

Если оружие хранилось на виду, то первый и второй типы ножен иногда объединяли. В этом случае сирасая выполнялась в виде деревянной вставки, которая по мере изнашивания заменялась новой.

 Полные крепления содержат множество элементов, в том числе металлические конструкции, такие как цуба и менуки, лакированное дерево, шелковые шнуры и оплётка, а также ножны из шкуры ската. Хотя все они сами по себе являются произведениями искусства и коллекционирования, лезвие остается истинным центральным элементом готовой работы, примером вековой изобретательности японских кузнецов и их стремления достичь идеального сочетания технологий и искусства.

Составные части катаны в полном монтаже

  • хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
  • цуба (гарда)
  • сэппа (шайбы под цубой и над ней)
  • фути (муфта между цубой и рукоятью)
  • самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)
  • цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)
  • мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
  • касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Составные части катаны в полном монтаже
Составные части катаны в полном монтаже

Тати косирае

Кабуто-гане — яблоко. На самом деле тати, то есть более старые мечи эпохи Кото, отличались несколько иной геометрией и определёнными нюансами в оплётке и устройстве рукояти.

Аси — крепления для подвешивания ножен.

Сайя-ито — оплетка ножен, аналогичная традиционной оплетке рукояти.

Семегане — крючок для подвешивания меча на стену.

Сайядзири — окованный металлом кончик ножен.

Сайя — собственно ножны.

Цуба

Накаго-ана — основное отверстие, в котором закрепляется меч.

Мими — область рядом с границей цубы.

Фукурин — кольцеобразное ребро цубы, внешняя граница.

Когай хицу-ана — отверстие для когая, одновременно расчески и ковырялки в ушах, иногда и палочек для еды заодно.

Секигане — подгонка цубы, небольшие кусочки мягкого металла.

Уденуки-ана — два отверстия, небольшое и ещё меньше, расположенные в этой части цубы, не являются декоративными. Сквозь эти отверстия пропускается кожаный ремешок, темляк, с помощью которого меч привязывается к руке.

Сеппа-дай — название области, на которую ложится сеппа.

Мей — клеймо изготовителя.

Кодзука хицу-ана — отверстие для кодзуки, маленького бытового ножа.

Сукаси — декоративные отверстия. Если сукаси очень много, то цубу можно назвать сукаси-цуба.

Буке-дзукури косирае (только ножны)

Коигути — часть ножен, подгоняемая под хабаки, удерживающая меч в ножнах.

Куригата — выпуклость со сквозным отверстием для крепления шнура.

Сито-доме — металлические кольцеобразные украшения/укрепления по бокам куригаты.

Кодзири — укрепленный кончик ножен.

Катана

Касира — небольшое яблоко с отверстием для крепления шнура.

Касира-гане — отверстие для крепления шнура.

Макидоме — выпуклый узел.

Цука — рукоять меча.

Цука-ито — шнур, оплетающий рукоять. Цукамаки — название процесса оплетки.

Мекуги — клинышек, удерживающий клинок в рукояти. Может быть не один, особенно на крупных мечах.

Менуки — декоративный элемент рукояти. Основная функция менуки — локальное увеличение толщины рукояти, приводящее к улучшению хвата. Бывало, что оплётка рукояти отличалась от приведённой на изображении, её, по сути, вообще могло не быть. В этих случаях менуки служили шляпками для мекуги, не дающими клинышкам вывалиться. На внешней стороне меча менуки располагается ближе к цубе (традиционно — начиная с третьего витка цука-ито), а на внутренней стороне — ближе к касире (соответственно заканчивается за три витка до узла). Таким образом со стороны омоте менуки попадает под пальцы правой руки, а со стороны ура — под пальцы левой.

Фути — кольцо, упрочняющее рукоять.

Цуба — небольшая гарда, традиционная для японских мечей.

Сеппа — шайба между цубой и хабаки.

Хабаки — «воротничок», удерживающий меч в ножнах. Считается неотъемлемой частью клинка, снимается только при необходимости реставрации. Клинок без хабаки — это недоделанное изделие, а клинок с хабаки — это уже меч, которому не хватает сущих мелочей.

Хоримоно — декоративная гравировка. Мастера никогда не использовали данную область меча для размещения своего клейма. Гравировкой может быть орнамент, рисунок или какой-то девиз, благо кандзи и обе азбуки выглядят достаточно красиво.

Омоте — внешняя боковая сторона меча, не прилегающая к телу при традиционном ношении оружия слева за поясом. Считается парадной. Оплётка обычно начинается и заканчивается (узлами) на этой стороне.

Ура — внутренняя боковая сторона меча, прилегающая к телу.

Муне — спина клинка, задняя часть без заточки.

Ха — лезвие, режущая кромка меча.

Хи / бо-хи — дол, облегчающий меч.

Хамон / якиба — закаленная область меча, прилегающая к режущей кромке. Якиба — старое название. Вообще слово «хамон» обозначает стиль якибы. То есть: «якиба-то якибой, это понятно, а хамон какой — прямой или волнистый?» Впрочем, слово «якиба» вышло из употребления, закаленную область все давным-давно называют хамон.

Синоги — ребро боковой поверхности меча, изменяющее его геометрию.

Синоги-дзи — плоскость меча между синоги и муне.

Хирадзи — часть меча между синоги и хамоном.

Хира — область между синоги и лезвием, включающая хамон и хирадзи.

Йокоте — линия, отделяющая киссаки от остальной части клинка. После нее меняется геометрия клинка.

Киссаки — кончик клинка, понятие включает в себя как саму точку острия, так и прилегающую область.

Боси — закаленная область киссаки.

Фукура — изгиб клинка в киссаки, между йокоте и острием.

Тосин (клинок)

Накаго-дзири — конец хвостовика.

Хитое — спина хвостовика, переходящая в муне.

Накаго — собственно хвостовик.

Мекуги-ана — отверстие для мекуги.

Мей — клеймо изготовителя. Вообще накаго используется для хранения информации о клинке. Здесь могут отметиться как кузнец, так и все полировщики, имевшие дело с мечом. Разумеется, когда речь идет о полировке антикварных мечей, современные полировщики не отваживаются оставлять автограф.

Ясури-мей — своеобразное альтернативное клеймо изготовителя, следы от грубого напильника, заменяющие полировку. Существует несколько узоров, по сути — направлений движения напильника. Благодаря ясури-мей хвостовик не скользит в рукояти.

Ха-мати — лезвийный пропил.

Муне-мати — спинной пропил. На спинном и лезвийном пропилах удерживается хабаки, не слетая по клинку в направлении киссаки.

Фумбари — наиболее широкая и толстая область меча, характерная не для всех эпох и мастеров.

Катахаба — название для измерения толщины клинка в самом толстом месте, которое обычно находится где-то в районе фумбари.

Нагаса — длина клинка от муне-мати до кончика киссаки.

Сори — кривизна клинка.

Цуба-мото — треть клинка, прилегающая к цубе.

Тю-о — средняя треть клинка.

Моно-ути — дальняя треть клинка.