В Японии принято обедать и выпивать вместе с коллегами, более того, в некоторых компаниях это может быть негласным требованием. Многие японцы считают, что вечеринки после работы — это важный способ укрепить отношения. Может оказаться полезным понять, кто такие ваши коллеги, их типичное мышление, когда они расслаблены и находятся вне офиса.
Практически невозможно пройти по ночному мегаполису и не споткнуться о пьяного японца, потерявшего сознание.
Возможно, это во многом связано с тем фактом, что в Японии долгое время был общепринятым стандартом пожизненный труд. Очень важно было наладить хорошие отношения со своими коллегами, поскольку вы можете проработать с ними десятки лет. У пьянки даже появилось своё название – nominication. Номинация — это местное слово, сочетающее в себе номи (напиток) и заимствованное из английского слово «коммуникация». Таким образом, это относится к искусству общения и установления связей с другими посредством употребления алкоголя.
В типичной японской компании каждый аспект работы сотрудника регламентирован. В начале рабочего дня все рассаживаются по местам, обед длится строго один час, ровно с двенадцати дня. Общение с коллегами считается “шиго” (приватной беседой) и должно быть сведено к минимуму. Поскольку на работе не так много места для установления хороших или личных отношений, это было перенесено за пределы офиса, где это не будет мешать их времяпрепровождению, связанному с компанией.
Боссы, “Джоши”, и старшие члены команды, “сэмпаи”, приглашают команду, “Буку”, или младший персонал, “Кохаи”, на быстрый ужин или выпивку (которая никогда не бывает быстрой и не ограничивается одним напитком). Приглашение часто делается с добрыми намерениями, чтобы дать им возможность поговорить на случай, если у них возникают проблемы на работе. Даже если беседа неинтересна, большинство Бука и Кохаи просто соглашаются на нее, поскольку обычно это означает бесплатную выпивку или еду в заведении, которое они не могли бы позволить себе самостоятельно.
В Японии распространена поговорка: “Если хочешь подняться по карьерной лестнице, тебе придется выпить”. Именно так многие работники старшего поколения устанавливали отношения и считали это нормальным способом ведения бизнеса.
Корпоративная жизнь и культура сильно изменились за последнее десятилетие или около того. Рабочая среда стала более гибкой и учитывает потребности людей в соответствии с их образом жизни и этапом развития.
Карьерные изменения происходят чаще и проще. Если какая-то корпоративная культура не подходит, можно двигаться дальше, и меньше внимания уделяется выстраиванию отношений, которые должны длиться всю жизнь.
Большинство представителей молодого поколения, которые начинали свою карьеру в такой среде с большей свободой, как правило, проводят меньше времени со своими коллегами и больше внимания уделяют своей жизни и взаимоотношениям вне работы.
Многие из тех, кто познакомился с культурой общения за столом и выпивкой с коллегами, согласны с тем, что проведенное время принесло им пользу. Им было легче общаться со своим начальником в непринужденной обстановке вне работы.
Отношения с коллегами стали более тесными после непринужденных бесед, когда они делились своими опасениями по поводу работы или других коллег. Некоторые из них становятся больше, чем просто коллегами и друзьями. Многие японские коллеги вступают в брак друг с другом. Как это происходит? Как и во многих других случаях, ужин сблизил их, и те, кому повезло больше, нашли своего будущего партнера.