47 Ронинов, самураи

Ронин (самурай без хозяина)

Ксилография Утагавы Кунисада: Отец и Сын (Хорибе Яхей и Хорибе Ясубей), члены Сорока семи ронинов из Чошингура. Сокровищница верных слуг: люди, участвовавшие в ночной атаке.

Феодальная Япония вспоминается как эпоха самураев. Подобно рыцарям феодальной Европы, они были богато экипированной воинской аристократией.  Быть самураем — это не просто быть воином. Это быть частью четкой иерархии, знать свое место и защищать его. Иногда самурай терял свое место в иерархии.

Ronin

Ronin пишется иероглифами «плывущий» и «человек» (浪人, буквально «человек плывущий по воле волн»), это деклассированный воин феодального периода Японии поздних периодов Муромати (1138–1573) и Токугава (1603–1868). Ронин был воином-самураем в феодальной Японии без хозяина или лорда, известным как  даймё.

 Этот термин был придуман в периоды Нара (710-794) и Хэйан (794-1185) и первоначально применялся к крепостным, которые бежали или покинули землю своего господина. Что бы прокормиться, они часто становились грабителями и разбойниками. Со временем это слово перешло вверх по социальной иерархии к самураям-изгоям. Эти самураи считались преступниками и бродягами, людьми, изгнанными из своих кланов или отрекшимися от своих лордов. Термин весьма уничижительный, его русский эквивалент может быть бомж, бродяга, скиталец, странник. Те, кто выбрал жизнь ронина, обычно жили в нищете и позоре.

Путь к тому, чтобы стать ронином

Какая альтернатива тому, чтобы стать ронином? В конце концов, самурай не был виноват, если его хозяин внезапно умер, был свергнут с должности даймё или был убит в бою. В первых двух случаях, как правило, самурай продолжал служить новому даймё, обычно близкому родственнику своего первоначального лорда. 

Однако, если это было невозможно, или если он чувствовал слишком сильную личную преданность своему покойному господину, чтобы передать свою преданность, ожидалось, что самурай совершит ритуальное самоубийство или сэппуку. Точно так же, если его господин был побежден или убит в битве, самурай должен был убить себя, согласно самурайскому кодексу бусидо. Так самурай сохранил свою честь. Это служило потребности общества избегать убийств из мести, а также вывести из обращения «внештатных» воинов.

Казнь через обезглавливание в Японии в 1860 году, Феличе Беато
Казнь через обезглавливание в Японии в 1860 году, Феличе Беато

Самурай становился ронином:

  • Когда их хозяева скончались.
  • Когда их хозяева потеряли свои привилегии или власть.
  • Когда они потеряли благосклонность или покровительство своего хозяина и были изгнаны.

В 20 веке это слово использовалось для обозначения авантюристов и националистов, которые активно продвигали японские интересы и экспансионизм на азиатском континенте: их называли китайские ронины или азиатские ронины.

В настоящее время этот термин используется для безработных офисных работников или выпускников средних школ, которые провалили вступительные экзамены в университет, и ожидают своего следующего шанса поступить в колледж или университет.

Фото, самурай, Мусаси
Гравюры на укиё-э мастера 
Утагавы Куниёси изображающих известного 
Ronin Миямото Мусаси

Социальный статус

Социальный статус ронинов был очень низким. Согласно бусидо («Кодекс воина»), самурай должен был совершить сэппуку (также харакири, «разрезание живота», форма ритуального самоубийства) после потери своего хозяина. Тот, кто решил не соблюдать кодекс, был «сам по себе» и должен был претерпеть великий позор, что способствовало формированию негативного общественного имиджа, который ронин сохранял до конца периода Токугава. 

 В период Сэнгоку с 1467 по 1600 год самурай мог легко найти нового хозяина, если его господин был убит в бою. В то хаотичное время каждому даймё требовались опытные солдаты, и ронины недолго оставались без хозяина. Однако, как только Тоётоми Хидэёси, правивший с 1585 по 1598 год, начал усмирять страну, а сёгуны Токугава принесли в Японию единство и мир, необходимость в дополнительных воинах отпала. По мере восстановления порядка в Японии для таких мужчин оставалось все меньше и меньше работы.

Японские лучники. 1860 год. (в цвете)
Японские лучники. 1860 год. (в цвете)

В ранние феодальные периоды, включая периоды Камакура, Муромати и Адзуми-Момояма, правительство разрешало самураям, в том числе ронинам, менять род занятий. Это означало, что ронин мог выбрать занятие в более низком классе, включая торговцев, фермеров, рыбаков и крестьян. Более того, представители низших социальных слоев могли стать самураями. 

В период Эдо, с жесткой классовой системой и законами сёгуната такой возможности не стало. Те самураи без хозяина, которые решили нарушить традицию сеппуку и продолжали жить, приобрели дурную славу. 

Они все еще носили два самурайских меча, если только им не приходилось продавать их, когда наступали тяжелые времена. Как члены класса самураев в строгой феодальной иерархии они не могли по закону начать новую карьеру фермера, ремесленника или торговца — и большинство из них презирало такую ​​работу. 

Яманака Юкимори (1543–1576 гг.), самурай, известный своей огромной силой и преданностью, служил военачальнику Амако в период японской истории, известный как «Сэнгоку», или «страна в состоянии войны». Он носит доспехи под названием «тосэй гусоку» («современное снаряжение»), которые были разработаны в 16 веке для пеших солдат. Как и многие самураи, Юкимори никогда не шел в бой без своей «кроличьей лапки» — орнамента в виде полумесяца, который он носил на своем шлеме в знак удачи.
Яманака Юкимори (1543–1576 гг.), самурай, известный своей огромной силой и преданностью, служил военачальнику Амако в период японской истории, известный как «Сэнгоку», или «страна в состоянии войны». Он носит доспехи под названием «тосэй гусоку» («современное снаряжение»), которые были разработаны в 16 веке для пеших солдат. Как и многие самураи, Юкимори никогда не шел в бой без своей «кроличьей лапки» — орнамента в виде полумесяца, который он носил на своем шлеме в знак удачи.

Не имея собственных земель или регулярного дохода, ронины без гроша в кармане искали работу лучшим из известных им способов — нанимаясь в качестве наемников или телохранителей (用心 棒, йоджимбо), либо занимаясь грабежами и восстаниями.

Они также присоединиться к тому, кто поднимал боевой флаг, и нуждался в дополнительных бойцах, чтобы увеличить свои армии. Короче говоря, они были источником социальной и военной нестабильности. Например, когда сёгунат Токугава решил атаковать и уничтожить силы Тоётоми в Осаке в 1615 году, считается, что до 100 000 ронинов присоединились к Тоётоми. Хотя такое же количество, присоединилось и к силам Токугава

История

После битвы при Сэкигахаре (1600 г.) многие самураи стали ронинами. В последующие мирные годы стало меньше необходимости содержать дорогостоящие постоянные армии. Таким образом, многие выжившие ронины обратились к фермерству или стали горожанами. Другие, такие как знаменитый наёмник Ямада Нагамаса, искали приключений за границей.

Конфискация феодальных владений во время правления третьего сёгуна Токугава Иэмицу привела к особенно большому увеличению ронинов. Большинство из них жили в крайней нищете. Согласно подсчётам сегуна Иэмицы, их число приблизилось к пятистам тысячам. Не обладая статусом или властью наемных самураев, ронины часто имели дурную репутацию и были праздными бездельниками.

Молодой Тоётоми Хидэёси на картине Цукиоки Ёситоси из серии «Сто видов Луны». 1885 г.
Молодой Тоётоми Хидэёси на картине Цукиоки Ёситоси из серии «Сто видов Луны». 1885 г.

Многие обратились к преступной жизни, работая или даже управляя бандами, которые содержали публичные дома и нелегальные игорные заведения. Некоторые даже потрясали владельцев местного бизнеса классическим рэкетом. Подобное поведение помогло укрепить имидж ронинов как опасных и безродных преступников.

Первоначально сёгунат посчитал их опасными и изгнал из городов или ограничил кварталы, где они могли жить. Им также запретили служить новым хозяевам. Оставшись без средств к существованию, несчастные были вынуждены присоединиться к восстанию Кейан (慶安 事件, Кейан дзикен), государственному перевороту разъяренных ронинов против сёгуната Токугава в 1651 году.

Это заставило сёгунат пересмотреть свою политику. Они ослабили ограничения на имущество даймё, что привело к уменьшению конфискаций земель, а также позволили ронинам поступать на службу к новым хозяевам. 

Честь без хозяина

Ронины — любимый предмет романтической литературы. Их жизнь была исключительной, особенно в период стабильности периода Эдо. Одним из главных исключений из ужасной репутации ронинов является правдивая история о 47 ронинах, которые решили остаться в живых как ронины, чтобы отомстить за несправедливую смерть своего хозяина.

47 Ронинов, самураи
Бусидо — путь воина. Кодекс самурая

 Поскольку это была незаконная вендетта, им было приказано покончить жизнь самоубийством. Они послушно совершили сеппуку, как того требует кодекс бусидо и были похоронены в храме Сэнгакудзи недалеко от железнодорожной станции Синагава в Токио, примерно в двух милях от Накасэндо, где был похоронен их лорд. Их действия, хотя технически незаконные, преподносятся как воплощение верности и служения своему господину.

Минамото-но Ёритомо отправляется в Киото в начале сёгуната Камакура
Минамото-но Ёритомо отправляется в Киото в начале сёгуната Камакура

Известные ронины

Во времена феодальной Японии было несколько выдающихся ронинов, перечисленных ниже:

Сакамото Риома

Сакамо́то Рё́ма — японский политический и общественный деятель периода Эдо, важная фигура движения против сёгуната Токугава. Один из национальных героев Японии. Настоящее имя — Сакамо́то Наона́ри. Псевдоним — Сайда́ни Умэтаро́. Почитается как синтоистское божество в токийском святилище

Миямото Мусаси

Миямото Мусаси (Бродяга)
МИЯМОТО МУСАСИ, ВЕЛИЧАЙШИЙ МЕЧНИК ЯПОНИИ

Миямото Мусаси был великим фехтовальщиком и ронином, который ни разу не потерпел поражений в своих 60 боях на мечах. Миямото был также автором «Книга пяти колец. Горинно сё. Путь стратегии», в котором подробно описываются оригинальная философия и техника кендзюцу.

Ямада Нагамаса

Ямада Нагамаса стал ронином после битвы при Сэкигахаре. Он был японским искателем приключений, который приобрел значительное влияние в королевстве Аюттхая в начале 17-го века и стал советником короля Сиама, губернатором провинции Накхонситхаммарат, которая находится на Малайском полуострове в современном Южном Таиланде.

Оставьте комментарий