Бусидо (武士道, букв. «Путь воина»; 武士 буси «воин») относится к набору норм, составляющих кодекс поведения для класса японских воинов. Под влиянием конфуцианства, дзен — буддизма и синтоизма, принцыпы бусидо были официально классифицированы в период Эдо. В середине XIX века заповеди Бусидо стали основой этического воспитания всего общества, а император заменил феодала или дайме в качестве средоточия верности и жертвенности.
Как таковой он способствовал подъему японского национализма после Реставрации Мэйдзи (1868) и укреплению гражданского духа во время китайско-японской войны (1937-45) и Второй мировой войны. Кодекс был официально отменен с поражением Японии в 1945 году. Элементы кодекса остаются, однако, в практике японских боевых искусств и борьбы сумо.
Содержание
Принципы бусидо
Название Бусидо не использовалось до 16 века, но сама идея кодекса развивалась с периода Камакура (1192-1333). В то время семья Минамото основала первое военное правительство Японии (бакуфу), возглавляемое наследственным лидером сегуном. Содержание кодекса Бусидо постепенно менялось по мере того, как класс самураев попадал под влияние дзэн-буддизма и конфуцианской мысли, но его единственным неизменным идеалом был боевой дух, включая спортивные и военные навыки, а также бесстрашие в бою. Бережливый образ жизни, доброта, сыновнее благочестие, честность и личная честь также высоко ценились. Однако высшим долгом самурая был долг перед своим господином, даже если это могло причинить страдания его родителям.
Бусидо считает, что человек и вселенная были созданы подобными как по духу, так и по этике. Наряду с этими добродетелями бусидо с величайшим уважением относится к справедливости, доброжелательности, любви, искренности, честности и самоконтролю. Справедливость — один из главных факторов кодекса самураев. Подлые поступки и несправедливые действия считаются низкими и бесчеловечными. Любовь и доброжелательность были высшими добродетелями и княжескими поступками. Самураи придерживались определенного этикета как в повседневной жизни, так и на войне. Искренность и честность ценились не меньше, чем их жизнь. Bushi no ippun (武士の一分), или «честь самурая», представлял собой пакт полной верности и доверия. Для таких договоров не требовалось письменного залога: это считалось ниже достоинства воина. Самурай также нуждался в самоконтроле и стоицизме, чтобы быть полностью уважаемым.
Этика
Бусидо был строгим кодексом, который требовал верности, преданности и чести до самой смерти. При бусидо, если самурай не смог защитить свою честь, он мог вернуть ее, совершив сэппуку (ритуальное самоубийство).
Бусидо основывается на следующих принципах:
- Верность и преданность (忠義 【ち ゅ う ぎ】chūgi): своему феодальному хозяину.
- Нравственность и порядочность (義 【ぎ】gi)
- Честь (名誉 【め い よ】meiyo)
- Уважение и благодарность (礼 【れ い】rei)
- Честность и лояльность(誠 (P); 実 【ま こ と】Makoto)
- Мужество и храбрость (勇 【ゆ う】yū)
- Дружелюбие и человечность (仁 【じ ん (P); に ん】yū)
- Сыновнее благочестие (孝 【こ う; き ょ う】kō, kyō)
- Уважение к пожилым (悌 【て い】tei)
- Мудрость (知; 智 【ち】chi)
Первые семь принципов составляют основу кодекса японского воина, а три других можно рассматривать как связанные добродетели. В целом они сродни понятию рыцарства в средневековой Европе. Идея бусидо впервые была упомянута в литературе 8-го века и получила широкое распространение как философская концепция в периоды Камакура и Муромати (11-16 века), когда основы поведения воина назывались «путем коня и лука» (弓馬の道 kyūba no michi). Идеал воина был воплощен в поэзии и литературе того периода, например, в «Хайке Моногатари», который изображает войну Генпэй (源 平 合 戦 Genpei Kassen) между кланами Минамото (源) и Тайра (平 氏).
Период Эдо
Период Эдо открыл беспрецедентную мирную главу в истории Японии. Самураи, формально будучи военными, взяли на себя управление и охрану своих феодальных владений по всей Японии (от имени режима Токугавы). Литература бусидо того времени содержит много мыслей самураев, ищущих свое место в жизни, их попытки применения боевых принципов и опыта в мирное время, а также размышления о долгой истории войн и бедствий на этой земле.
Ямага Соко (山 鹿 素行, 1622–1685), философ, стратег и стойкий конфуцианец, стал главным теоретиком в вопросах поведения самураев. Сосредоточившись на более общей форме бусидо, основанной на чистом конфуцианстве и поклонении императору, которой должен был следовать не только класс самураев, но и простое население. Самурай был приравнен к конфуцианскому «безупречному джентльмену». Детей учили, что их основная функция-служить примером добродетели для низших классов.
Подчеркивалось повиновение власти, но долг стоял на первом месте, даже если это влекло за собой нарушение статутного права. Степень, в которой долг вытеснил все остальное, возможно, лучше всего проиллюстрирована в истории 47 ронинов начала 18 века. Самураи, лишившиеся хозяина (rōnin) после того, как их господин был предательски убит, отомстили за смерть своего господина, и после этого всем было приказано совершить сэппуку.
Ямага думал о самураях как о «воинах-мудрецах» и сосредоточил свои труды на совершенствовании этого «трансцендентального идеала», обосновывая их развитие из чисто военной аристократии в категорию политических и интеллектуальных лидеров. Однако, он вскоре поссорился с бакуфу Токугавы, сжёг свои труды и был изгнан.
Нитобэ Инадзо
После Реставрации Мэйдзи защитники бусидо сосредоточились на центральной роли Императора и преданности к нему, ожидаемой от его подданных. Правительство и военные превратили Бусидо в инструмент пропаганды, адаптировав его под свои политические потребности.
Нитобэ Инадзо (新 渡 戸 稲 造, 1862–1933) был японским экономистом в области сельского хозяйства, писателем, педагогом, дипломатом, политиком и христианином. Выступал за развитие духовных связей Японии с зарубежными странами. Он стал известен на западе своей книгой «Бусидо, душа Японии. Кодекс чести самурая» (1900).
Эта уникальная книга — наиболее полное и понятное описание не только воинского искусства, зародившегося в феодальной Японии, но и объяснение принципов воспитания и формирования японского национального характера. Всем этим принципам, будь то быт, бизнес или взаимоотношения с людьми, можно с успехом следовать и сейчас — ведь понятия долга, чести, патриотизма и верности не устаревают никогда.
Первоначально он написал свою работу на английском языке, чтобы познакомить западных читателей с Японией.
Но есть и другое мнение, что «это (кодекс бусидо) современный продукт«. Б. Холл Чемберлен (18 октября 1850 — 15 февраля 1935), ведущий британский японовед, утверждал: Бусидо как институт или свод правил никогда не существовал. Приведенные сведения о нем были сфабрикованы, главным образом, для иностранного потребления … Само слово не появлялось ни в одном словаре, ни родном, ни иностранном, до 1900 года … Бусидо было неизвестно около десяти лет назад.