Фото: Ксилография Куниказу Утагава (歌 川 国 員), ученика Кунисада
Содержание
Харакири, сэппуку, дзигай
В Древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Традиционный японский обряд самоубийства самураев харакири (сэппуку) имеет неяпонское происхождение. Японцы позаимствовали его у коренного населения Хоккайдо, Сахалина и Курил — айнов.
У коренных жителей северной Японии айнов существовал обряд самоубийства, заключавшийся во взрезании брюшной полости (пере’). В самурайском сословии, обряд «вспарывания живота» стал популяризироваться только лишь с 1156 года. Первым совершившим сэппуку стал даймё Минамото но-Тамэмото, чтобы избежать пленения на поле битвы.
Интересно, что древние айны считали себя единственными настоящими воинами, а японцев считали “торгашами”. Японцы в свою очередь называли айнов “бородатыми варварами”
Самурай совершал ритуальное самоубийство если хотел:
- добровольно умереть с честью в случае его захвата врагами или во избежание захвата,
- в знак верности и преданности на случай, если он потерял своего хозяина, известного как ойбара (追腹 или 追い腹, kun’yomi) или цуйфуку (追腹, on’yomi) «самоубийство вслед»,
- в знак протеста или негодования по поводу того, как с ним обращается его лорд (無念腹 munen-bara) или возмущения (фунши, 憤死),
- опротестовать решение лорда (諫 死kanshi, «возражение смерти» или «смертельный протест»),
- если они были признаны виновными в тяжких преступлениях или позорных деяниях в качестве средства высшей меры наказания.
Сэппуку (腹切), как и харакири (腹切り) означают «разрезание живота». Отличие харакири от сэппуку проявляется в написании иероглифов и их прочтении. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов «вспарывать» и «живот». Только запись харакири (腹切り) на первое место ставит «живот» использует «кунное» японское чтение, а запись сэппуку (切腹) начинается со слова «резать». Слово харакири японцы считают несколько вульгарным и употребляют его крайне редко, только в разговорной речи. Сеппуку – ритуальное вспарывание живота по всем правилам. Письменный вариант термина.
Ритуал сэппуку
Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.
В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось, по существу, в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.
Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление. Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие. В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды, символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.
Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы.
Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним, готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме. Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая.
Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Одним из важнейших институтов сэппуку был второй участник — Кайсяку (介錯人 kaishakunin). Это был пытный фехтовальщик, который отрубал самураю голову, помогая совершить сэппуку, чтобы ускорить смерть, и тем самым избавить его от дальнейшей ненужной боли или «некрасивой смерти» (с выражением страдания, падения на спину, с криками, страхом на лице и т.д.) и спасти от позора имя самоубийцы. Выбор ассистента производился согласно рангу самурая, совершающего сэппуку. Поэтому для самураев было принято выбирать и назначать кайсякой лучшего друга, ученика или родственника, который в совершенстве мог владеть мечом.
Основные направления при вспарывании живота
Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.
Затем самурай снимал с груди свое кимоно, брал в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), который держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не порезаться руку и не потерять хватку) и вонзал его себе в живот, делая разрез слева направо. Затем кайсякунин выполнял кайсяку — удар, которым воина обезглавливали. Удар мечом должен был быть выполнен в манере дакикуби (抱 き 首, букв. «обнятая голова»). В результате него остается небольшая полоса плоти, прикрепляющая голову к телу, так что она висит на груди между рук, как если бы ее обнимали. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.
К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.
Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в котором слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга делал ему один глубокий горизонтальный разрез в животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек должен был предстать перед своим господином, произнести речь, в которой он объявлял протест против действий господина, а затем раскрыл свою смертельную рану.
Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное для выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочли выполнить значительно более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «крестообразный разрез»), в которой нет кайсякунина, который мог бы быстро положить конец страданию самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай выполняющий jumonji giri, должен был спокойно переносить свои страдания, пока не погибнет от потери крови, закрыв лицо руками.
Женский ритуал самоубийства
У женщин был свой ритуал самоубийства. Некоторые женщины, принадлежащие к самурайским семьям, совершали самоубийство, перерезая яремную вену ножом, таким как танто (“короткий меч”, см. изображение выше) или кайкэн («короткий кинжал»). Главной целью было добиться быстрой и верной смерти, чтобы избежать плена. Прежде чем покончить с собой, женщина часто связывала колени вместе, чтобы ее тело было найдено в достойной позе, несмотря на судороги смерти. Дзигай, однако, не относится исключительно к этому конкретному способу самоубийства. Джигай часто делали, чтобы сохранить честь, если военное поражение было неминуемо, чтобы предотвратить изнасилование. Вторгшиеся армии часто входили в дома и находили хозяйку дома сидящей в одиночестве, отвернувшись от двери. Приблизившись к ней, они видели, что она закончила свою жизнь задолго до того, как они добрались до нее.
Сэппуку как смертная казнь
Наиболее распространенной формой сэппуку было обязательное сэппуку, которое использовалось как форма высшей меры наказания для опальных самураев, особенно для тех, кто совершил серьезное преступление, такое как неспровоцированное убийство, грабеж, коррупция или измена.
Самураям обычно рассказывали об их преступлении в полном объеме и давали определенное время для совершения сэппуку, обычно до захода солнца в определенный день. Если осужденный отказывался от сотрудничества, его насильно обезглавливали, сохраняя только атрибуты сэппуку, например короткий меч, выложенный перед преступником, можно было заменить веером. В отличие от добровольного сэппуку, сэппуку, проводимое в качестве смертной казни, необязательно освобождало семью преступника от наказания. В зависимости от тяжести преступления половина или все имущество умершего могло быть конфисковано, а семья лишена звания.
Отмена сэппуку
В 1873 году судебное сэппуку было официально отменено администрацией Мэйдзи, но случаи добровольного сэппуку продолжали иметь место. Несмотря на отмену, многие японцы после капитуляции японской императорской армии 15 августа 1945 года опасались, что император Хирохито может попросить военных совершить сэппуку из-за их поражения, но этот приказ так и не был отдан. Однако высокопоставленные офицеры и члены генерального штаба, такие как военный министр Анами Коречика (阿南 惟 幾), совершили добровольное сэппуку в день капитуляции.
Самые последние известные случаи добровольного сэппуку связаны с известным японским писателем Мисимой Юкио (三島 由 紀 夫, 1925-1970), который покончил жизнь самоубийством в штабе Сил самообороны Японии и дзюдоиста Инокумы Исао (猪 熊 功, 1938-2001).