Если вы зайдёте в отдел манги в любом местном японском книжном магазине, вы сразу увидите ошеломляющее изображение девушки в доступной позе с широко раскрытыми глазами и с невероятной дыне-образной грудью. Еще до того, как вы прочитаете первый абзац, становится ясно, что девушки существуют для того, чтобы возбуждать мужчин, будь то персонажи, читатели или сообщество в целом.
Теперь идите в самую дальнюю от входа часть отдела. Здесь, наряду с романтическими названиями для девочек начальной школы, вы найдете глянцевые обложки, на которых изображены только симпатичные мальчики — некоторые из них приближаются, чтобы поцеловать друг друга. Это «мальчишеская любовь» (BL) японский жанр манги, романов, аниме, фильмов, а теперь и компьютерных игр, показывающий любовные отношения между молодыми людьми, но, к нашему удивлению, не предназначенный для гей-аудитории.
Содержание
Для женской аудитории
Поклонники BL в Японии энергичны, но невелики. Согласно данным Исследовательского института Яно за 2015 год, менее одного процента населения идентифицируют себя как поклонники BL. Этот рынок зарабатывает лишь около одной двадцатой от общего объема отечественной индустрии манги. Манга является основным продуктом японской поп-культуры, составляющим крупный рынок стоимостью в 2020 году почти 613 миллиардов японских иен.
BL основном пишут женщины, читатели также преимущественно женщины. Это больше, чем просто двойное удовольствие для глаз, поскольку эти истории о романе между красивыми мальчиками освобождают женщин от осуждающих взглядов и создают мир, который освобождает их разум от социальных норм реальности.
«Любовь мальчиков» похожа на слэш-фантастику Запада тем, что они оба изображают гомосексуальные отношения и возникли в значительной степени благодаря любительским творениям поклонников жанра. Большинство читателей обеих категорий — женщины, однако большинство поклонниц слэш-фантастики идентифицируют себя как лесбиянки. Напротив, у BL основная фан-база состоит преимущественно из гетеросексуальных молодых женщин. Около 60 процентов из них в возрасте от 15 до 29 лет.
Японский жанр в настоящее время известен под названием ボーイズラブ (boizu rabu) или аббревиатурой BL (ビー・エル). Однако на Западе он по-прежнему в основном известен под старым японским названием яой. Это было самоуничижительное имя, которое писатели использовали еще в первые дни, и оно было образованно из начальных звуков японских слов «я манаси о чинаси и минаси» (山 な し 、 落 ち な し 、 意 味 な し), что означает «нет кульминации», ни толка, ни смысла» — другими словами, очень скучная манга.
В настоящее время в Японии эти два термина относятся к разным жанрам: «любовь мальчиков» сосредоточена на романтике и менее экстремальна, в то время как «яой» доходит до откровенных сексуальных сцен.
Прорыв в мужской мир
Термин «любовь мальчиков» появился в начале 1990-х, но материал начал создаваться в 1970-х, когда писательницы начали прорываться в мир написания манги для девочек, где доминируют мужчины. Некоторые начали создавать жанр комиксов высоко эстетичных отношений между мальчиками, известный как сёнэн ай, буквально «мальчишеская любовь» на японском языке, который часто ссылался на классическую литературу.
Затем писательницы-любители начали писать подрывные, сексуализированные пародии на популярное аниме и мангу для мальчиков, в которых персонажи-мужчины превращались в любовников-геев.
Эти романтические истории между красивыми мальчиками-андрогинами освобождают женщин от осуждающего взгляда и создают мир, который освобождает их от ограничивающих социальных норм реальности.
Писательница манги Кейко Такемия сыграла ключевую роль в создании жанра BL, и ее работа 1970 года (фото выше) «В солярии» (サンルームにて), как говорят, содержит первый поцелуй мужчины с мужчиной в манге для женщин.
«Гнилые девчонки»
Как и в случае с субкультурами, развился ряд слов, специфичных для этого жанра. Ключевым в любви мальчиков и яой является слово фудзёси (腐女子), которое используется для описания поклонниц. Этот термин берет слово «женщины и девушки» и меняет первый символ кандзи, чтобы он читался как «гнилые девушки» или «испорченная девушка».
Эта фраза появилась в начале 2000-х среди поклонников аниме и игр в онлайн-сообществе 2channel, которое в то время было популярно в Японии, как самоуничижительный ярлык, признающий неуместность в их культуре женщин, которые любят изображать романтические отношения между мужчинами.
Фудзёси (яп. 腐女子, «испорченная девушка») — так называют любительниц яойных аниме и литературы, а также соответствующий женский архетип в аниме, изображаемый в виде носящей очки стеснительной девушки, приходящей в восторг при виде любых явных и не очень гомоэротических намёков, своеобразный женский вариант отаку.
Зачем читать БЛ?
Одна японская поклонница, блогер, называющая себя Анча, говорит, что самая большая привлекательность BL media заключается в том, что читатели могут быть частью мира, который они не могут испытать в реальной жизни, и испытать ощущения, которых в противном случае они бы не испытали.
Препятствия для персонажей BL, добивающихся любви друг к другу, намного выше, чем в обычных повествованиях, что, следовательно, делает истории более романтичными или «удовлетворительно душераздирающими» для читателей.
«Например, — пишет Анча на своей веб-странице mazimazi-party.com — если главному герою нравится одноклассник, но он думает, что он натурал, его, скорее всего, будут преисполнять сомнения по поводу того, нормально ли влюбляться в мальчика или нет. Чем сложнее персонажам сблизиться друг с другом и раскрыть свои чувства, тем более эмоционально возбуждены читатели».
Обсуждая связь между персонажами, читатели говорят об «укэ» (受け) — «получать» — как о традиционной женской роли, а «сэмэ» (攻め) «нападать» — как о мужской роли (активный и пассивный).
Анча, которая начала читать BL примерно в 12 лет и была поклонницей BL версии серии Наруто, говорит, что женщинам интересно читать с точки зрения роли соблазнителя, или семе, учитывая, что они обычно в реальных отношениях играют противоположную роль.
Ей также нравится отсутствие в BL женской героини. Это делает актерский состав BL media, состоящий исключительно из мужчин, «свободным от стресса», — считает она.
Это чтение без стресса еще и потому, что, поскольку главные герои — мужчины, женщины не проецируют себя на эти роли во время чтения.
То, что персонажи любят друг друга в условиях повышенных трудностей, включая социальное сопротивление гомосексуализму, вызывает у читательниц уважение, которое Анча описывает как «благоговение перед чистой любовью, которая игнорирует суждения других. BL — это благородно», — говорит она.
Вне суждения
Отсутствие суждения может быть главной привлекательностью BL. То, как развивается жанр, показывает разочарование профессиональных писателей из-за того, что они не могут полноценно выразить жажду романтики между мальчиками, в то время как творения фанаток набирают популярность. Сознательно или нет, они отвергают окружающий патриархат в пользу своего собственного мира, которым они хотят наслаждаться, не отвлекаясь на мужские требования и мнения.
BL создает мир, в котором женщины не подчиняются мужским суждениям.
Хотя персонажи BL — мужчины, сюжетные линии написаны в соответствии с романтическими желаниями и чувствами женщин. У персонажей сердце девушки в теле мальчика, что для читателей полностью устраняет любые проблемы стыда тела.
BL создает мир
BL создает мир, в котором женщины не подвергаются осуждению мужчин. Даже за пределами страниц, называя себя «фудзоши», поклонники BL не позволяют другим наклеивать на них другой ярлык. С помощью этого подрывного термина они добровольно отрезают себя от требований мужского мира. “Гнилые” ясно дают понять, что они больше не подходят для мужского потребления.
Поджанр BL, изображающий сексуальные отношения между пожилыми мужчинами и несовершеннолетними мальчиками, обычно не одобряется.
Активисты за права геев критикуют BL за неточное изображение гомосексуальных мужчин, но сценаристы и фанаты поддерживают этот жанр, говоря, что персонажи никоим образом не предназначены для гомосексуалистов и что бегство от реальности является для фанатов центральным элементом влечения.
Академический мир хвалят BL за такие аспекты, как возможность читателям бросить вызов фиксированным идентичностям и исследовать альтернативные способы управления желаниями.
Рэйчел Мэтт Торн, культурный антрополог из Университета Киото Сейка, описала привлекательность BL среди женщин из различных промышленно-развитых стран как основанную на “недовольстве мужскими стандартами женственности, которых они должны придерживаться, и социальной средой, которая не одобряет или не сочувствует этому недовольству”. Она считает, что его популярность идет рука об руку с распространением “протофеминистского сознания”.
Общие цели
Неотъемлемой частью BL является ее автономия женского самовыражения. Один автор манги описал эротические яой как женскую альтернативу обычной порнографии, созданной для мужчин.
Свобода женского самовыражения — важный шаг на пути к феминизму. БЛ продвигает это дальше, отвергая социально предписанные гендерные роли. Его персонажи, как правило, преследуют общие цели в равноправном партнерстве, которое ломает традиционную иерархию мужчин и женщин.
BL предлагают позитивное пространство для читателей LGTBQ, создавая гибкость в восприятии пола и сексуальности и сопротивляясь ожиданиям гетеросексуальности.
Таким образом, жанр кажется тесно связанным с двумя крупными социальными движениями, которые повлияли на мир за последние несколько лет: движения #MeToo и за права LGTBQ.
Но неразумно ожидать большого социального действия от субкультуры, упивающейся своим отделением от реального мира, и читательской аудиторией, которая, как правило, чтобы читать, прячется в своей спальне.