Сталк по заброшкам Японии. Что такое «Haikyo»?

Сталк по заброшкам Японии. Что такое «Haikyo»?

18.03.2020 0 Автор Masaka

Вы когда-нибудь хотели исследовать город-призрак? Может быть, ползти по забытым туннелям военного времени? Собрать воедино загадочные тайны прошлого? Сами того не подозревая, вы страстно желаете заняться каким-нибудь Хайкё.

Добро пожаловать в Тайный мир Хайке.

Хайкё-мания (廃 墟 マ ニ ア) — это субкультура, появившаяся у японских «городских исследователей». Городское исследование (или его сокращенная версия «urbex», «Сталк» в России.) — это исследование искусственных сооружений с основным упором на заброшенные руины и части сооружений, неизвестные для широкой публики. В то время как urbex используется во многих разных странах, «хайке» (廃 墟) — буквально «руины» — является японским эквивалентом.

Город остров
Город остров

Самой известной во всем мире японской развалиной был бы Остров Хасима, или «Ганкажима», недавно использованный в качестве источника вдохновения для логова злодея в фильме «Обезьяны» Бонда. Фактически,  Гункандзима  теперь открыт для туристов, посещающих Нагасаки, которые могут присоединиться к официальной экскурсии по пустынному горному острову.

Хотя городские исследования имеют общую направленность исследований, причины их проведения различны для разных людей.

Причины Haikyo

Для некоторых привлекательность Haikyo заключается в фотографии, захвате сюрреалистических сцен, таких как зеленые пальцы матери-природы, восстанавливающие разъедающий бетон, или скелетная красная ржавчина, оставленная позади, когда железные структуры окисляются. Другим нравится изучать историю и культуру, привязанную к местам и людям, которые жили там раньше, большая часть которой была потеряна во времени.

Некоторые исследователи просто любят купаться в ощущении незаконности своего хобби, ища приключений, на свою голову. Хайке предлагает опыт, который просто невозможно найти, живя на правильной стороне социальных норм. Фанаты посещают места, о посещении которых обычные люди даже боятся подумать, такие, как канализация, руины, катакомбы. Иногда они доходят до крайности, вторгаясь на чужую территорию и внедряясь в жилые объекты в поисках подлинного острых ощущений, хотя проникновение в Японии не столь распространено, как в России.

Японские-хайкё-маньяки предпочитают объекты, более близкие к истинному смыслу этого слова, и обычно держатся за руины и заброшенные места. Такие руины являются обычным явлением в Японии, особенно после краха экономического пузыря в конце 1980-х годов. После послевоенного экономического бума в Японии многие люди и корпорации остались с избытком денежных средств и из-за быстро растущих цен на недвижимость и благоприятного настроения провели неуместные эксперименты и инвестиции, которые рухнули после катастрофического краха.

Такие руины являются обычным явлением в Японии, особенно после краха экономики пузыря в конце 1980-х годов.

Сегодня эти инвестиции постепенно разрушаются, владельцы не имеют необходимых средств для их сноса. Также мало стимулов для этого, поскольку здание дает право землевладельцу на снижение или освобождение от уплаты налога на основные средства.

заброшенные здания в Kinugawa, Tochigi, Япония
Заброшенные здания в Kinugawa, Tochigi, Япония

Японский urbex берет свое начало в железнодорожном фанатизме, а такие работы, как «Исчезающие железные дороги- Ода разрушенным рельсам»   Дзюнъити Хори  (Hori’s Disappearing Railroads – An Ode to Ruined Rails 1983), являются предвестником растущей популярности погони. Бум хайкё действительно зародился в 80-х-90-х годах, когда публикация за публикацией была посвящена этой теме, кульминацией которой стала недавняя своего рода библия хайкё « Nippon no Haikyo» (2007, OOP). Nippon no Haikyo был особенно спорным среди исключительного сообщества хайкё за его смелый шаг, чтобы включить подробные карты и информацию о местоположении для сотен оставленных по всей Японии.

Как и в большинстве групп Урбекса за границей, среди исследователей Хайкё существует неписаный код. Одним из наиболее распространенных правил является понимание того, что места или информация, легко приводящая к ним, никогда не раздается и не предоставляется лицам, не являющимся членами их братства. Для этого обычно есть три основные причины: 1) Чтобы не создавать проблем местным жителям, 2)чтобы места были свободны от вандализма, и 3) чувство исключительности, возникающее из-за того, что один из немногих избранных знает секретное место.

Новые открытия и специальные здания хранятся как тщательно охраняемые секреты среди тесно сплоченных сообществ исследователей, и часто бывает удручающе трудно стать доверенным членом клуба.  Но с момента появления Интернета и появления потребительских GPS-карт подробные карты мира доступны через портативные смартфоны, и стало очень просто определять местоположения и делиться ими с другими.

Таким образом, публикация Nippon no Haikyo и сочетание веб-сайтов и досок объявлений с подробным описанием местоположений вызвали волнения в сообществе, что в конечном итоге привело к тому, что места Хайкё стали более известными и неизбежно разрушались толпами новоявленных сталкеров или самими владельцами зданий и территорий.

Это один из вечных парадоксов, обнаруженный городскими исследователями: существует сильное желание искать и обмениваться уникальными местами для признания в сообществе, но присутствует постоянный страх и нежелание выдавать любимые места, что вызывает когнити́вный диссона́нс.

Но в то время как существуют фракции и борьба внутри самих общин, само стремление к исследованию городов часто неправильно понимается в обществе и осуждается само по себе. Чтобы посетить заброшенные места, иногда исследователь должен вторгаться в частную собственность и рисковать в опасных районах, что приводит к потенциальной ответственности для землевладельца в случае получения сталкером травмы.

И хотя почти все городские исследователи следуют девизу; «Делайте только фотографии. Оставьте только следы», другие разрушительные люди вандализируют объекты и загрязняют их граффити, одновременно уничтожая столь востребованную природную красоту упадка (разрушения, часто включающую в себя японскую эстетику «ваби-саби») и загаживая образ честных исследователей и фотографов.

Однако нельзя отрицать, что urbex часто превращается в серые зоны. Хайке одновременно манит тех, кто ищет необычного, и пугает «диванных путешественников». Это было бы не совсем городское исследование, если бы все элементы риска, как юридического, так и физического, отсутствовали, и по тем же самым причинам это вряд ли когда-нибудь станет широко распространенным времяпрепровождением, по крайней мере в его нынешней форме.

Но для тех, кто действительно находит странное удовлетворение, стоя в одиночестве с камерой в руках перед живой, дышащей «заброшкой», вряд ли заскучает в ближайшее время. Все больше и больше объектов недвижимости становятся пустыми и бросаются, и всегда будут люди, которые находят очарование в городском упадке. Для тех, кто предпочитает сидеть сложа руки и наслаждаться рассказами других людей, свободных от риска, несомненно, есть много удивительных историй и фотографий от городских исследователей по всему миру, которые еще предстоит увидеть.

 Места могут быть очень опасными — исследователи погибают упав с больших высот, задохнувшись в коллекторах, утонув, замёрзнув. Это также юридически довольно рискованное занятие, особенно для иностранцев без защиты, которую обеспечивает полное гражданство. Приключение на свой страх и риск.