«Как сообщалось за последние пять лет, торговцы людьми подвергают японских и иностранных мужчин и женщин принудительному труду и торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации, а также подвергают японских детей торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. Правительство Японии не полностью соблюдает минимальные стандарты по искоренению торговли людьми, но прилагает для этого значительные усилия.», – Государственный департамент США, Отчет о торговле людьми, июнь 2021 г.
Хотя Япония признает эксплуатацию детей в целях проституции преступлением, наказания для виновных менее суровы, чем в других развитых странах, и общество демонстрирует терпимое отношение к преступникам.
Содержание
Сексуальная эксплуатация
Секс-индустрия Японии, стоимость которой оценивается в 24 миллиарда долларов, считается огромной по любым стандартам. Стоимость одной только порноиндустрии в 2019 году достигла примерно 960 миллионов долларов. Чтобы удовлетворить этот огромный спрос, неудивительно, что тысячи мужчин, женщин и детей живут в условиях современного рабства.
Что, возможно, удивительно, так это то, что широкая общественность по большей части не подозревает об этом ужасном зле, происходящем на виду. Те, кто знаком с концепцией торговли людьми, воспринимают ее как нечто, происходящее в развивающихся странах в результате бедности и отсутствия образования, и уж точно не в Японии.
Властям и некоммерческому сектору предстоит долгий и медленный процесс, чтобы приоткрыть завесу этого ужасного преступления, провести столь необходимые политические реформы и способствовать изменению мышления выживших, преступников и широкой общественности в целом. Проходящие раз в два года встречи между правительством и членами JNATIP (Японская сеть по борьбе с торговлей людьми) обеспечивают важную платформу для выявления проблем и разработки планов действий по устранению пробелов.
Однако, несмотря на усилия правительства и активистов, недостаточная осведомленность и сохраняющиеся лазейки в законодательстве открывают множество возможностей для эксплуатации японских и иностранных женщин в целях проституции, при этом преступники часто нападают на женщин (в том числе матерей-одиночек), которые становятся уязвимыми после потери постоянной работы.
Многие молодые мужчины также оказались в ловушке этой индустрии, но японское законодательство признает только женщин потенциальными жертвами, что чрезвычайно затрудняет мужчинам поиск законного выхода из сложившейся ситуации.
Скрытое на виду
Но дело не только в торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации. В последние годы трудовая эксплуатация трудовых мигрантов оказалась в центре внимания местных и международных СМИ. Это особенно распространено в правительственной программе подготовки технических стажеров, которая, несмотря на свои благие намерения, часто обнаруживает, что отправляющие организации или местные работодатели злоупотребляют лазейками в системе для эксплуатации работников посредством долговой кабалы и плохих условий труда.
Особую тревогу вызывает эксплуатация детей. Хранение изображений сексуального насилия над детьми (детская порнография) было объявлено незаконным в 2014 году, что является большим шагом вперед, но оно по-прежнему широко доступно. Это способствует эксплуатации тысяч детей в целях проституции, секс-вымогательства и различных других форм сексуального насилия.
По данным Министерства здравоохранения, сейчас 16 процентов японских детей живут за чертой бедности, а среди неполных семей этот показатель достигает 55 процентов. «Если родители работают бедно, их дети тоже бедны, и цикл бедности передается следующему поколению», — сказал профессор Кенсаку Томуро из Университета Ямагаты. «Дети из бедных семей не могут получить высшее образование, поэтому получают плохую работу», — сказал он. Эта ситуация тем более удивительно, что Япония «на грани» из-за падения рождаемости, заявил премьер-министр Фумио Кисида.
В то время как правоохранительные органы расправляются с преступниками, НКО, такие как ZOE Japan, сосредотачивают усилия на повышении осведомленности среди родителей и детей, что является ключевой стратегией профилактики, а также на поддержке жертв торговли детьми потенциально спасительной информацией и ресурсами.
Токийская кампания «Tokyo penalty shootout» предоставляет фантастическую возможность ускорить работу по повышению осведомленности и профилактике. Посредством этой кампании они стремятся передать послание надежды выжившим и активно вовлечь общественность в борьбу за искоренение торговли людьми в Японии.
Государственный департамент США, Отчёт 2023 года
1
Правительство продолжало прилагать недостаточные усилия по обеспечению правопорядка. Власти продолжали преследовать и осуждать торговцев людьми в основном на основании законов, предписывающих недостаточно строгие наказания, и по крайней мере шестой год подряд суды выносили либо полностью условные приговоры к тюремному заключению, либо штрафы.
Власти не признавали детей жертвами торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, если только третья сторона не способствовала совершению коммерческих сексуальных действий, лишая сотни детей возможности получить необходимые услуги по защите жертв и обратиться в суд.
Правительство сообщило, что оно не рассматривает все случаи использования детей в коммерческих целях как случаи торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации, поскольку – вопреки стандартам определений Протокола ООН по торговле людьми 2000 года – оно требует от преступника осуществлять «контроль над жертвой».
Некоторые представители правоохранительных органов провинций в предыдущие отчетные периоды отмечали, что необычно низкий возраст согласия в Японии (13 лет) еще больше осложняет усилия по формальному выявлению детей, эксплуатируемых в коммерческом сексе, как жертв торговли людьми.
Статья 7 “Закона о предупреждении проституции” предусматривает уголовную ответственность за вовлечение других лиц в коммерческий секс и предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до трех лет или штрафа в размере до 100 000 йен (759 долларов США), если использовались мошеннические или принудительные средства, а также тюремное заключение сроком до трех лет и штраф в размере до 100 000 йен (759 долларов США), если была применена сила или угрозы.
Статья 8 того же закона увеличила наказание до пяти лет тюремного заключения и штрафа в размере до 200 000 йен (1520 долларов США), если обвиняемый получал, заключал контракт на получение или требовал компенсацию за преступления, совершенные в соответствии со статьей 7.
“Закон о регулировании деятельности, связанной с детской проституцией и порнографией, и наказании за нее, а также о защите детей” предусматривает уголовную ответственность за участие в коммерческой сексуальной эксплуатации ребенка, посредничество в ней и подстрекательство к ней и предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до пяти лет, штрафа или того и другого вместе. Закон также предусматривает уголовную ответственность за покупку или продажу детей с целью их эксплуатации посредством коммерческого секса или производства детской порнографии и предусматривает максимальное наказание в виде тюремного заключения сроком на 10 лет.
Правительство преследовало преступления, связанные с торговлей людьми, используя Закон о защите детей, который широко криминализирует перевозку или укрывательство детей с целью склонения их к совершению непристойных или вредных действий и предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет или штрафа в размере до 3 миллионов йен (22 760 долларов США), или и то, и другое.
Закон о гарантиях занятости (ESA) и Закон о трудовых стандартах (LSA) криминализировали принудительный труд и предусматривали наказание в виде тюремного заключения сроком до 10 лет или штрафа, не превышающего 3 миллионов йен (22 760 долларов). Однако Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения (MHLW) сообщило, что определение “принудительного труда” в соответствии с LSA было более узким, чем определение торговли людьми в соответствии с международным правом, и – на практике – редкие случаи, квалифицируемые как “принудительный труд” в соответствии с LSA, не рассматривались как преступления, связанные с торговлей людьми.
Когда за торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации предусматривались штрафы вместо тюремного заключения, они были несоизмеримы с наказаниями, предусмотренными за другие тяжкие преступления, такие как изнасилование.
2
Организации гражданского общества сообщили, что зависимость от этих дублирующих друг друга законов по-прежнему препятствует способности правительства выявлять преступления, связанные с торговлей людьми, и преследовать их в судебном порядке, особенно в случаях, связанных с трудовой торговлей с элементами психологического принуждения.
По сообщениям, многие прокуроры избегали использования ESA и LSA из-за представления о том, что относительно высокие штрафы с большей вероятностью вызовут апелляционные процессы, которые снизят общее количество вынесенных обвинительных приговоров и негативно скажутся на их профессиональном статусе.
У правительства не было никаких законов, запрещающих работодателям, рекрутерам или агентам по трудоустройству конфисковывать паспорта японских или иностранных работников, проездные или другие документы, удостоверяющие личность, за исключением участников TITP, для которых конфискация паспортов или документов, удостоверяющих личность по месту жительства, была запрещена.
Как и в предыдущий отчетный период, правительство не сообщало об усилиях по обеспечению соблюдения этого закона. Контакты продолжали сообщать об острой неосведомленности о торговле людьми среди ключевых заинтересованных сторон в правоохранительных и судебных органах.
Не сумев решить широко распространенную проблему торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации, правительство сообщило, что оно, как правило, не расследует и не привлекает к ответственности дела, связанные с коммерческой сексуальной эксплуатацией детей в соответствии с законами о торговле людьми, поскольку на практике власти официально не квалифицируют детей, подвергающихся коммерческой сексуальной эксплуатации, как торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации. жертвами, если только третья сторона не способствовала совершению коммерческих сексуальных действий.
Правительство сообщило, что оно не рассматривает все случаи использования детей в коммерческих целях как случаи торговли детьми в целях сексуальной эксплуатации, поскольку – вопреки стандартам определений Протокола ООН по торговле людьми 2000 года – оно требует от преступника осуществлять «контроль над жертвой». Некоторые представители правоохранительных органов провинций в предыдущие отчетные периоды отмечали, что необычно низкий возраст согласия в Японии (13 лет) еще больше осложняет усилия по формальному выявлению детей, эксплуатируемых в коммерческом сексе, как жертв торговли людьми.