Культурная ценность технологий, используемых для производства сакэ, сётю, авамори и других алкогольных напитков, получила мировое признание. Японцы надеются, что это даст многим людям как в Японии, так и за рубежом возможность узнать об истории, технологиях и изысканном вкусе этих напитков.
Оценочная комиссия ЮНЕСКО рекомендовала включить традиционное японское производство сакэ в список нематериального культурного наследия. Официальное решение ожидается в декабре.
Процесс приготовления сакэ в Японии характеризуется использованием плесени кодзи для ускорения ферментации риса и ячменя, что обогащает вкус сакэ. Эта технология была разработана много веков назад в период Муромати, и она используется до сих пор.
Саке преподносили на синтоистских алтарях и в других местах в знак благодарности божествам, а также подавали на праздниках, таких как свадьбы и дни рождения. Сезонные традиции включают употребление сакэ со специями (Тосо или о-тосо (яп. 屠蘇)) в Новый год, чтобы помолиться о безопасном и здоровом годе, и белого сакэ сиродзаке во время фестиваля кукол в марте.
Объединяющие пьянки
Оценочная комиссия ЮНЕСКО признала, что японское сакэ незаменимо на социокультурных мероприятиях и способствует социальной сплочённости. Компания из Токио поощряет онлайн пьянки сотрудников.
Знакомство с культурой сакэ, которая является неотъемлемой частью японской жизни и повлияла на образ жизни людей с древних времён, — хороший способ познакомиться с японской культурой.
Целью системы нематериального культурного наследия является защита исполнительского искусства, мероприятий и традиционных ремёсел, а также других культурных объектов.
На данный момент в Японии зарегистрировано 22 объекта, в том числе но, кабуки и традиционная кухня васёку. Саке хорошо сочетается с японской кухней. Есть надежда, что меню и другие блюда будут составлены таким образом, чтобы васоку и сакэ можно было сочетать.
Внутренние поставки сакэ сократились до менее чем четверти от их максимального объёма в 1973 финансовом году, а количество пивоварен, производящих сакэ, за тот же период сократилось более чем наполовину, примерно до 1600. Поскольку число людей, употребляющих другие виды алкогольных напитков, увеличилось из-за разнообразия предпочтений, было отмечено, что молодые люди, в частности, всё меньше интересуются сакэ.
Тем временем количество ресторанов, предлагающих японскую кухню за рубежом, растёт, а спрос на сакэ увеличивается. За последние 10 лет экспорт вырос примерно в два раза. Также набирают популярность «саке-туры», во время которых посетители наблюдают за процессом приготовления сакэ.
Компании по производству сакэ в разных регионах запустили проект «Не останавливайте производство сакэ в Ното!» в поддержку пивоварен, пострадавших от землетрясения на полуострове Ното. Они собирают пожертвования с помощью краудфандинга и, как сообщается, уже собрали около 52 миллионов йен.