Минамидза, театр кабуки, управляемый компанией Shochiku Co. в районе Хигасиява, Киото

Тайны Киото. Легендарная женщина, стоящая за историей создания Кабуки

На фото: Минамидза, театр кабуки, управляемый компанией Shochiku Co. в районе Хигасиява, Киото

Знаете ли вы, что кабуки, уникальный театральный стиль Японии, родился в Киото?

Идзумо-но Окуни

На восточном конце моста Сидзё Охаси на реке Камо в городе стоит статуя Идзумо-но Окуни, легендарной фигуры, которая, как полагают, основала кабуки в начале 17 века. По диагонали от статуи и рядом с театром Минамидза, театром кабуки, управляемым компанией Shochiku Co., каменный памятник увековечивает место рождения Окуни кабуки.

Идзумо-но Окуни выросла в окрестностях святилища Идзумо тайся, где её отец — Накамура Санэмон — работал кузнецом; там же работали ещё некоторые члены их семьи. Со временем Окуни стала мико — служительницей храма. С 1603 года она была танцовщицей в храме у реки Камо.

Танец-молитва, который она исполняла, вдохновил её на создание собственного стиля, который вскоре перерос в особый вид японского театра — кабуки, где сочетались пение, музыка и игра актёров.

В хронике того периода «Тодайки» есть легенда, в которой рассказывается о том, как 16 апреля 1603 года Токугава Иэясу, которому император в Киото дал титул сёгуна, вошел в замок Фусими, свою резиденцию в современном районе Фусими в Киото. Далее в статье говорится, что «в то время существовал танец под названием кабуки одори».

В документе объясняется, что танец, исполняемый Окуни, женщиной, приехавшей в Киото из Идзумо в восточной префектуре Симанэ, был популярен в Киото среди людей всех сословий. Там говорится, что Окуни была приглашена в замок и исполнила танец, в котором она переоделась мужчиной и играла с девушками из чайного домика.

Статуя Идзумо-но Окуни стоит на восточном конце моста Сидзё Охаси в районе Хигасияма, Киото
Статуя Идзумо-но Окуни стоит на восточном конце моста Сидзё Охаси в районе Хигасияма, Киото

Идзумо-но Окуни для исполнения аяко одори (танца девушки) вместо обычного женского костюма надела мужской наряд и исполнила в Киото новый танец с коротким и длинным мечами.

Идзумо-но Окуни (яп. 出雲の阿国, букв. «Окуни из Идзумо»; 1571/1572?—?) — основоположница театра кабуки.

С 1610 года Окуни в письменных источниках не упоминалась. Вопрос о годе её смерти остаётся спорным, исследователи называют 1613, 1640 и 1658 годы.

Кабуки-одори

В статье также объясняется, что из-за того, что Окуни была похожа на «Kabukimono«, или самураев-бандитов, которые, как известно, одевались в эксцентричные наряды, ее танец назывался «кабуки-одори».

Окуни действительно можно было сравнить с «Кабукимоно». Ее знаменитое выступление в необычном вызывающем костюме шокировало и впечатлило жителей Киото и положило начало знаменитому театральному искусству.

Термин кабукимоно часто переводится на английский как «странные вещи» или «сумасшедшие», предположительно происходит от слова «кабуку», что означает «наклоняться» или «отклоняться». Примерно в это время стали популярны ненбуцу-одори, представляющее собой буддийское заклинание, состоящее из пения, боя на барабанах и танцев за упокой душ умерших людей, и другие подобные танцы.

В современном кабуки мужчины играют как мужские, так и женские роли, но исторический документ говорит нам, что его основательницей была женщина, которая одевалась как мужчина.

Вакасю-кабуки

Кабуки было связано не только с танцами – оно также включало элементы театра и музыки, что сделало его популярным среди людей. Тем не менее, кабуки, исполняемое женщинами (на самом деле были и мужчины), было запрещено в 1629 году сёгунатом Эдо. Многие артистки подрабатывали проститутками, и из-за них часто вспыхивали драки.

Сегунат был обеспокоен тем, что кабуки стало почти слишком популярным, и ситуация могла повлиять на моральный дух общества.

«Ширма Окуни Кабуки», принадлежащая Национальному музею Киото, изображает танцующую Окуни, одетую как мужчина.
«Ширма Окуни Кабуки», принадлежащая Национальному музею Киото, изображает танцующую Окуни, одетую как мужчина.

Между тем, вакасю кабуки, форма кабуки, исполняемая красивыми юношами, в то время стала наиболее популярной.  В.-к. получили широкое распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп онна-кабуки, состоявших из женщин.

Представления В.-к. носили преимущественно танцевально-песенный характер.

Фотоиллюстрация
Кабуки. 歌舞伎. Традиционный театр Японии

Это ограничение на участие только актеров-мужчин привело к созданию новых выразительных стилей для женских ролей. В дополнение к изобретению костюмов, макияжа и других хитроумных способов изобразить женщин, актеры разработали движения для выражения женского образа, которые включали ходьбу в стиле «косолапости» с обоими коленями, повернутыми внутрь, наклон плеч, опуская лопатки, и движения с нежными и эмоциональными женскими жестами.

Усердно практикуя эти движения каждый день и совершенствуя их, они создали сценический образ женщин, изображаемых онагатой (женские роли).

После того, как в 1652 году сёгунат запретил вакасю-кабуки по той же причине, что и для выступлений женщин, кабуки, исполняемое только взрослыми мужчинами, укоренилось и продолжается по сей день.

Жаркие споры о месте проведения первого представления

Но, возвращаясь к Окуни, ее труппа была приглашена во дворец.

Согласно дневнику аристократа «Кэйтё никкэнроку», 6 мая 1603 года во дворце матери императора Гоёдзэя, расположенном в северо-восточном углу императорского дворца в Киото, «состоялся кабуки-одори».

«»Кэйтё Никкенроку» и «Тодайки» — единственные два исторических материала, которые описывают исполнение кабуки в 1603 году в сколько-нибудь значимых подробностях», — рассказывал в интервью покойный Кёко Огасавара, бывший почетный профессор Университета Мусаси и известный исследователь Окуни.

Изображение: Кабуки-дзукан («Свиток с изображениями Кабуки») Второй том (из двух томов), Япония, период Эдо (17 век). Кабуки одори актрисы Идзумо-но Окуни сразу же нашло множество поклонников, например, танцующую фрейлину в середине свитка с картинкой.
Изображение: Кабуки-дзукан («Свиток с изображениями Кабуки») Второй том (из двух томов), Япония, период Эдо (17 век). Кабуки одори актрисы Идзумо-но Окуни сразу же нашло множество поклонников, например, танцующую фрейлину в середине свитка с картинкой.

Долгое время считалось, что первое представление кабуки состоялось на берегу реки Камо возле моста Сидзё Охаси, известного как район реки Сидзё Гавара, потому что в эпоху Гэндна (1615-24) здесь существовало семь игровых домиков, и он стал центром кабуки.

Однако, по словам Огасавары, это не более чем предположение. В «Ураминосукэ», книге раннего периода Эдо, написанной на кана, есть отрывок о поездке в Китано в современном районе Камигё в Киото, чтобы увидеть кабуки, а также описание событий, нравов и обычаев того времени. В дневнике буддийского монаха «Рокуон Нитироку» также упоминается выступление кабуки в Китано в новом 1604 году.

Невероятное предположение «профессора-кабуки»

Основываясь на этих документах, Огасавара пришел к шокирующему выводу, что местом проведения первого представления кабуки стала территория храма Китано Тэнмангу в приходе Киото.

Территория святилища Китано Тэнмангу в районе Камигё в Киото, где, как полагают, состоялось первое представление кабуки «Идзумо-но Окуни»
Территория святилища Китано Тэнмангу в районе Камигё в Киото, где, как полагают профессора, состоялось первое представление кабуки «Идзумо-но Окуни»

Есть также несколько складных картин, изображающих Окуни, танцующей на сцене, но в святилище Тэнмангу, хотя неясно, в какой период происходило представление.

Огасавара был уверен, что статуя Окуни (на фото) должна быть перенесена в район Китано, потому что «все сдерживают Сётику, который имеет монополию на театральный бизнес кабуки».

Шпионка

Идзумо-но Окуни часто появляется в рассказах и исторических романах, изображающих начало периода Эдо после окончания периода Сэнгоку. Она не только считается основательницей кабуки, но есть и другие литературные произведения, которые изображают её как шпионкой (синоби).

В книге «Скрытый японский народ» (1976 г.) Ямада Мунэмицу (隱れた日本人:山田宗睦) описывает Идзумо-но Окуни и её дам как отправляющихся в «места и сцены, которые изображаются как места, куда мог бы пойти ниндзя». В первую очередь, имея в виду районы в Изумо, где, как известно, обитали ниндзюцу-цукай (忍術使い, использующие ниндзюцу).

Сцена Кабуки

Культура развлечений Японии всегда с большим уважением относилась к старым традициям, и, возможно, именно поэтому артисты, чье видение бросает вызов традиционным традициям и предлагает зрителям новые и уникальные перспективы, добиваются успеха.

Существует около 400 пьес кабуки, которые исполняются до сих пор.

Они в основном делятся на два типа: дзидай-моно (исторические пьесы), исторические пьесы о событиях и людях до периода Эдо, и сева-моно (современные, бытовые пьесы), современные пьесы, которые рассказывают о любви, жизни и человечности обычных людей в период Эдо.

Эти пьесы включают в себя не только те, которые были созданы специально для театра Кабуки, но и многочисленные пьесы Но, Кеген и других видов искусства, созданных в предыдущие эпохи, а также Нинге-йорури (японский театр кукол) и другие исполнительские искусства, развитые в тот же период, многие из которых были адаптированы в спектакли для театра Кабуки.

В этих произведениях есть исключительные драматические элементы, и они составляют ключевую часть репертуара Кабуки.

Харуки Мураками присутствует на мероприятии в Токио
Хару́ки Мурака́ми представляет свой новый рассказ на литературном мероприятии в Токио

Некоторые пьесы кабуки возникли из искусства рассказывания историй ракуго, кодан, романов и другой подобной культуры, которые как повлияли, так и находились под влиянием Кабуки. Пьесы, поставленные в период Эдо, были разработаны драматургами и актерами, которые создавали произведения исключительно для Кабуки. Хотя с середины периода Мэйдзи (конец 19 века) и далее также начали ставиться драмы, написанные драматургами и писателями, которые не были непосредственно связаны с Кабуки.

Оставьте комментарий