На фото: Минамидза, театр кабуки, управляемый компанией Shochiku Co. в районе Хигасиява, Киото
Знаете ли вы, что кабуки, уникальный театральный стиль Японии, родился в Киото?
Содержание
Идзумо-но Окуни
На восточном конце моста Сидзё Охаси на реке Камо в городе стоит статуя Идзумо-но Окуни, легендарной фигуры, которая, как полагают, основала кабуки в начале 17 века. По диагонали от статуи и рядом с театром Минамидза, театром кабуки, управляемым компанией Shochiku Co., каменный памятник увековечивает место рождения Окуни кабуки.
Идзумо-но Окуни выросла в окрестностях святилища Идзумо тайся, где её отец — Накамура Санэмон — работал кузнецом; там же работали ещё некоторые члены их семьи. Со временем Окуни стала мико — служительницей храма. С 1603 года она была танцовщицей в храме у реки Камо.
Танец-молитва, который она исполняла, вдохновил её на создание собственного стиля, который вскоре перерос в особый вид японского театра — кабуки, где сочетались пение, музыка и игра актёров.
В хронике того периода «Тодайки» есть легенда, в которой рассказывается о том, как 16 апреля 1603 года Токугава Иэясу, которому император в Киото дал титул сёгуна, вошел в замок Фусими, свою резиденцию в современном районе Фусими в Киото. Далее в статье говорится, что «в то время существовал танец под названием кабуки одори».
В документе объясняется, что танец, исполняемый Окуни, женщиной, приехавшей в Киото из Идзумо в восточной префектуре Симанэ, был популярен в Киото среди людей всех сословий. Там говорится, что Окуни была приглашена в замок и исполнила танец, в котором она переоделась мужчиной и играла с девушками из чайного домика.
Идзумо-но Окуни для исполнения аяко одори (танца девушки) вместо обычного женского костюма надела мужской наряд и исполнила в Киото новый танец с коротким и длинным мечами.
Идзумо-но Окуни (яп. 出雲の阿国, букв. «Окуни из Идзумо»; 1571/1572?—?) — основоположница театра кабуки.
С 1610 года Окуни в письменных источниках не упоминалась. Вопрос о годе её смерти остаётся спорным, исследователи называют 1613, 1640 и 1658 годы.
Кабуки-одори
В статье также объясняется, что из-за того, что Окуни была похожа на «Kabukimono«, или самураев-бандитов, которые, как известно, одевались в эксцентричные наряды, ее танец назывался «кабуки-одори».
Окуни действительно можно было сравнить с «Кабукимоно». Ее знаменитое выступление в необычном вызывающем костюме шокировало и впечатлило жителей Киото и положило начало знаменитому театральному искусству.
Термин кабукимоно часто переводится на английский как «странные вещи» или «сумасшедшие», предположительно происходит от слова «кабуку», что означает «наклоняться» или «отклоняться». Примерно в это время стали популярны ненбуцу-одори, представляющее собой буддийское заклинание, состоящее из пения, боя на барабанах и танцев за упокой душ умерших людей, и другие подобные танцы.
В современном кабуки мужчины играют как мужские, так и женские роли, но исторический документ говорит нам, что его основательницей была женщина, которая одевалась как мужчина.
Вакасю-кабуки
Кабуки было связано не только с танцами – оно также включало элементы театра и музыки, что сделало его популярным среди людей. Тем не менее, кабуки, исполняемое женщинами (на самом деле были и мужчины), было запрещено в 1629 году сёгунатом Эдо. Многие артистки подрабатывали проститутками, и из-за них часто вспыхивали драки.
Сегунат был обеспокоен тем, что кабуки стало почти слишком популярным, и ситуация могла повлиять на моральный дух общества.
Между тем, вакасю кабуки, форма кабуки, исполняемая красивыми юношами, в то время стала наиболее популярной. В.-к. получили широкое распространение после 1629, когда были запрещены выступления трупп онна-кабуки, состоявших из женщин.
Представления В.-к. носили преимущественно танцевально-песенный характер.
Это ограничение на участие только актеров-мужчин привело к созданию новых выразительных стилей для женских ролей. В дополнение к изобретению костюмов, макияжа и других хитроумных способов изобразить женщин, актеры разработали движения для выражения женского образа, которые включали ходьбу в стиле «косолапости» с обоими коленями, повернутыми внутрь, наклон плеч, опуская лопатки, и движения с нежными и эмоциональными женскими жестами.
Усердно практикуя эти движения каждый день и совершенствуя их, они создали сценический образ женщин, изображаемых онагатой (женские роли).
После того, как в 1652 году сёгунат запретил вакасю-кабуки по той же причине, что и для выступлений женщин, кабуки, исполняемое только взрослыми мужчинами, укоренилось и продолжается по сей день.
Жаркие споры о месте проведения первого представления
Но, возвращаясь к Окуни, ее труппа была приглашена во дворец.
Согласно дневнику аристократа «Кэйтё никкэнроку», 6 мая 1603 года во дворце матери императора Гоёдзэя, расположенном в северо-восточном углу императорского дворца в Киото, «состоялся кабуки-одори».
«»Кэйтё Никкенроку» и «Тодайки» — единственные два исторических материала, которые описывают исполнение кабуки в 1603 году в сколько-нибудь значимых подробностях», — рассказывал в интервью покойный Кёко Огасавара, бывший почетный профессор Университета Мусаси и известный исследователь Окуни.
Долгое время считалось, что первое представление кабуки состоялось на берегу реки Камо возле моста Сидзё Охаси, известного как район реки Сидзё Гавара, потому что в эпоху Гэндна (1615-24) здесь существовало семь игровых домиков, и он стал центром кабуки.
Однако, по словам Огасавары, это не более чем предположение. В «Ураминосукэ», книге раннего периода Эдо, написанной на кана, есть отрывок о поездке в Китано в современном районе Камигё в Киото, чтобы увидеть кабуки, а также описание событий, нравов и обычаев того времени. В дневнике буддийского монаха «Рокуон Нитироку» также упоминается выступление кабуки в Китано в новом 1604 году.
Невероятное предположение «профессора-кабуки»
Основываясь на этих документах, Огасавара пришел к шокирующему выводу, что местом проведения первого представления кабуки стала территория храма Китано Тэнмангу в приходе Киото.
Есть также несколько складных картин, изображающих Окуни, танцующей на сцене, но в святилище Тэнмангу, хотя неясно, в какой период происходило представление.
Огасавара был уверен, что статуя Окуни (на фото) должна быть перенесена в район Китано, потому что «все сдерживают Сётику, который имеет монополию на театральный бизнес кабуки».
Шпионка
Идзумо-но Окуни часто появляется в рассказах и исторических романах, изображающих начало периода Эдо после окончания периода Сэнгоку. Она не только считается основательницей кабуки, но есть и другие литературные произведения, которые изображают её как шпионкой (синоби).
В книге «Скрытый японский народ» (1976 г.) Ямада Мунэмицу (隱れた日本人:山田宗睦) описывает Идзумо-но Окуни и её дам как отправляющихся в «места и сцены, которые изображаются как места, куда мог бы пойти ниндзя». В первую очередь, имея в виду районы в Изумо, где, как известно, обитали ниндзюцу-цукай (忍術使い, использующие ниндзюцу).
Сцена Кабуки
Культура развлечений Японии всегда с большим уважением относилась к старым традициям, и, возможно, именно поэтому артисты, чье видение бросает вызов традиционным традициям и предлагает зрителям новые и уникальные перспективы, добиваются успеха.
Существует около 400 пьес кабуки, которые исполняются до сих пор.
Они в основном делятся на два типа: дзидай-моно (исторические пьесы), исторические пьесы о событиях и людях до периода Эдо, и сева-моно (современные, бытовые пьесы), современные пьесы, которые рассказывают о любви, жизни и человечности обычных людей в период Эдо.
Эти пьесы включают в себя не только те, которые были созданы специально для театра Кабуки, но и многочисленные пьесы Но, Кеген и других видов искусства, созданных в предыдущие эпохи, а также Нинге-йорури (японский театр кукол) и другие исполнительские искусства, развитые в тот же период, многие из которых были адаптированы в спектакли для театра Кабуки.
В этих произведениях есть исключительные драматические элементы, и они составляют ключевую часть репертуара Кабуки.
Некоторые пьесы кабуки возникли из искусства рассказывания историй ракуго, кодан, романов и другой подобной культуры, которые как повлияли, так и находились под влиянием Кабуки. Пьесы, поставленные в период Эдо, были разработаны драматургами и актерами, которые создавали произведения исключительно для Кабуки. Хотя с середины периода Мэйдзи (конец 19 века) и далее также начали ставиться драмы, написанные драматургами и писателями, которые не были непосредственно связаны с Кабуки.