Период Азучи-Момояма (1573 — 1603)

Период Азучи-Момояма (1573 — 1603)

18.02.2020 0 Автор Masaka

Период Азути-Момояма (安土桃山時代 Azuchi-Momoyama jidai) пришелся на конец периода воюющих государств в Японии, когда произошло политическое объединение, предшествовавшее созданию сегуната Токугава. Она охватывает период примерно с 1573 по 1603 год, в течение которого Ода Нобунага и его преемник Тоетоми Хидэеси наладили порядок в хаосе, царившем после распада сегуната Асикага. Название этого периода взято из замка Нобунаги, замка Адзути, в современном городе Адзути, префектура Сига и замка Хидэеси, замка Момояма (также известного как замок Фусими), в Киото. Хотя часто дается дата начала 1573 года, в более широком смысле этот период начинается с вступления Нобунаги в Киото в 1568 году, когда он привел свою армию к столице империи, чтобы установить Асикагу Есиаки в качестве 15-го и в конечном счете окончательного сегуна сегуната Асикага, и продолжается до прихода к власти Токугавы Иэясу после его победы над сторонниками клана Тоетоми в битве при Сэкигахаре в 1600 году.

Япония около 1568 г. 

В период с 1576 по 1579 год Нобунага построил на берегу озера Бива в Азучи (в современной префектуре Сига) замок Азучи, великолепный семиэтажный замок, который должен был служить не просто неприступным военным укреплением, но и роскошной резиденцией, которая будет символом объединения. Этот замок дает нам первую часть названия этого периода.

 замок Азучи
Замок Азучи

Захватив область Кинаи, Нобунага теперь был достаточно силен, чтобы поручить своим военачальникам подчинить себе отдаленные провинции. Шибата Кацуиэ получил задание завоевать клан Уэсуги в Этчу, Такигава Кадзумасу противостоял провинции Синано, которой управляет сын Сингэна Такэда Кацуери, а Хасиба Хидэеси получил грозную задачу противостоять клану Мори в регионе Тюгоку на западе Хонсю.

Ода Нобунага

Ода Нобунага получил контроль над провинцией Овари (вокруг современного города Нагоя) в 1559 году. Как и многие другие даймё, он стремился объединить Японию. Стратегически выгодное расположение, помогло ему захватить столицу в 1568 году.

Утвердившись в Киото. Нобунага продолжал уничтожать своих врагов. Среди них были некоторые воинствующие буддийские секты, особенно секта Икко (Секта Чистой Земли), которая стала очень могущественной в нескольких провинциях. Нобунага полностью разрушил монастырь Энрякудзи возле Киото в 1571 году. 25 000 мужчин,  женщин и детей были убиты в ходе нападения. Его борьба против секты Икко продолжалась до 1580 года.  Упадок буддистских храмов также повлиял на японское искусство: картины, экраны, скульптуры и архитектурные украшения, такие как дверные панели, теперь стали более светскими по своему предмету. Птицы, цветы и люди, ярких цветов и с обилием позолоты, выполняющие повседневные здела, были особенно популярны. Территории, которые получил Нобунага, были отданы его лояльным командирам, а земли захваченных военачальников часто перераспределялись и перемещались, чтобы разрушить старые узы верности.

В 1576 году Ода Нобунага применил новое огнестрельное оружие-аркебузу (впервые показанную японцам европейцами), и победил клан Такэда традиционного самурая в битве при Нагашино. После этого традиционный боевой стиль самураев пришел в упадок.

Повезло Нобунаге в отношении двух его самых опасных соперников на Востоке: Такеда Синген и Уэсуги Кеншин. Они оба умерли до того, как смогли противостоять Нобунаге. После смерти Шингена Нобунага победил клан Такэда в битве при Нагашино (1575), используя современную войну.

В 1582 году, после продолжительной кампании, Хидэеси попросил Нобунагу помочь ему преодолеть упорное сопротивление. Нобунага, сделавший остановку в Киото по пути на запад с небольшим отрядом охранников, был атакован одним из своих недовольных генералов и покончил с собой. По другой версии, полководец погиб в огне горящего храма. Сын Нобунаги и избранный наследник Нобутада погиб в том же бедствии.

Ода Нобунага Портрет
Ода Нобунага Портрет

Нобунага смог победить и удержать свое положение над враждующими полевыми командирами и продолжать расширять свой территориальный контроль благодаря своей большой армии, которая была хорошо оснащена и в которую входил одаренный генерал Тойотоми Хидэёси (который станет преемником Нобунаги)

Тоётоми Хидэёси

Смерть Нобунаги будет быстро отомщена, когда его главный генерал Тотоёми Хидэёси победит Мицухидэ в битве при Ямазаки и объявит себя преемником Нобунаги. Хидэёси будет править Японией с 1582 по 1598 год. 

В 1582 году генерал Акечи убил Нобунагу и захватил его замок Азучи.  Тойотоми Хидэёси, генерал, сражающийся за Нобунагу, отреагировал очень быстро, победил Акечи и захватил контроль. Хидэёси продолжал устранять оставшихся соперников. Он покорил северные провинции и Сикоку в 1583 году и Кюсю в 1587 году. После победы над семьей Ходзё в Одаваре в 1590 году Япония наконец воссоединилась.

Чтобы полностью контролировать страну, Хидэёси разрушил многие замки, которые были построены по всей стране в эпоху гражданских войн. В 1588 году он конфисковал оружие у всех фермеров и религиозных учреждений в «Охоте на меч». Охо́та за меча́ми (яп. 刀狩 катана-гари) — указ Тоётоми Хидэёси от 29 августа 1588 г. и последовавшая за ним система мероприятий по изъятию оружия у населения, не принадлежащего к самурайскому сословию. Считается началом создания социальной стратификации Японии эпохи Токугава. До этого указа жители страны имели право носить оружие для самообороны или просто для украшения.

Он запретил самураям быть активными фермерами и заставил их переселиться в города-замки. Четкое различие между социальными классами должно усилить контроль правительства над людьми. Кроме того, в 1583 году было начато обследование земель, а в 1590 году была проведена перепись. В том же году был завершен большой замок Хидэёси, замок в Осаке.

В 1587 году Хидэёси издал указ об изгнании христианских миссионеров. Тем не менее, францисканцы смогли проникнуть в страну в 1593 году, и иезуиты оставались активными в Западной Японии.  Обеспокоенный тем, что иезуиты поощряют преследование буддийских и синтоистских верующих и что португальские торговцы продают японцев как рабов, в 1597 году был принят другой указ. На этот раз с нанесением увечий и расстрелом 26 христиан в Нагасаки, включая священников, которые бросили вызов первому указу. Иностранные торговцы и миссионеры действовали агрессивно и нетерпимо по отношению к местным японским учреждениям в эпоху, когда их соотечественники завоевывали и колонизировали другие части мира во имя христианства.

Хидэёси командовал войсками численностью около 200 000 человек, и, как и его предшественник, он успешно сочетал военные кампании с дипломатией чтобы утвердить себя в качестве правителя большей части Японии в 1590 году. Хидэёси все еще добивался легитимности от монархии. Чтобы получить королевскую милость от императора (у которого не было собственной власти), он давал деньги на придворные церемонии и перестраивал дворец в столице. В конечном итоге Хидэёси присвоил себе титул Тайко («регент в отставке»).

После объединения страны Хидэёси попытался воплотить в жизнь свою мегаманиакальную мечту о завоевании Китая. В 1592 году его армии вторглись в Корею и захватили Сеул в течение нескольких недель; однако в следующем году их снова отбросили китайские и корейские войска. Хидэёси упорно не поддавалась до окончательной эвакуации из Кореи в 1598 году, в том же году, в котором он умер.

Токугава Иэясу

Хидэёси умер от естественных причин 18 сентября 1598 года, но он уже договорился о том, чтобы пять старших министров (тайро) разделили роль регента для своего маленького сына. Эти люди, однако, боролись между собой только за власть. Одним из них был Токугава Иэясу (ок. 1603-1605 гг. Н. Э.) Из семьи Мацудайра, который уже безуспешно бросал вызов Хидэёси еще в 1584 году. В конечном итоге Иэясу утвердится в качестве военного правителя после победы в битве при Скейхахара 1600 года против тех генералов, которые поддерживали сына Хидэёси. Иэясу получил титул сёгуна в 1603 году. И основал сёгунат Токугава, который, наконец, увидел полное объединение Японии и в котором прожил около 250 лет мира. Как гласит старая японская поговорка: «Нобунага смешал пирог, Хидэёси испек его, а Иэясу съел его» (Бизли, 117). Этот следующий период японской истории будет известен как период Эдо после переноса столицы в этот город, теперь известный как Токио.