Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы

Рыцари и самураи: сравнение феодальных структур Японии и Европы

18.02.2020 0 Автор Masaka

Феодальная система — это термин для обозначения экономических, политических и социальных структур, которые управляли Европой в средние века, в Японии существовали очень похожие структуры.

Рыцари и самураи

В обоих случаях основу экономики составлял класс крестьян-земледельцев, почетный воинский класс был основой военной мощи, а гражданский порядок зависел от уз личной преданности между вассалом и лордом. Самураи клялись служить дайме (могущественному лорду клана), который правил страной от имени сегуна – главного военачальника Японии, точно так же европейские рыцари служили баронам и герцогам, чья власть происходила от их короля.

В Европе Средневековье было эпохой разрушительных конфликтов, где яркими примерами являются Столетняя война и Война роз. Аналогичным образом, в «эпоху Сэнгоку» — или «Период враждующих государств» — Япония погрузилась в политическую суматоху, поскольку различные кланы пытались узурпировать место разрушающегося сёгуната Асикага.

Мифические репутации самураев и ниндзя — двух популярных икон японской культуры — являются продуктом этой эпохи. Первые стремились завоевать честь своих лордов в славной битве, а вторые вели войну путем убийств и уловок.

Был даже религиозный конфликт, поскольку некоторые кланы попали под христианское влияние, занесённое недавно прибывшими европейскими миссионерами, в то время как другие яростно сопротивлялись этому.

Но феодальная система никогда не была равномерной даже в Европе, так что вряд ли это будет так среди культур, разделенных таким огромным расстоянием. Несмотря на все сходства на поверхности, более глубокий осмотр выявляет важные различия в ценностях, которые регулировали политические и экономические отношения в Японии и Европе в течение их соответствующих феодальных периодов.

Взаимоотношения лорд-вассал

Когда европейский вассал обещал свою службу лорду, он давал клятву верности, которая по закону связала обе стороны. Возможно, не было никакой бумаги для подписи, но сама клятва была самой близкой вещью к юридическому договору.

Но самурай не давал такой клятвы, и никакого юридического контракта не было. Узы между самураем и господином напоминали скорее узы родства, чем законное соглашение, и повиновение самурая своему господину было похоже на то, чего ожидал от сына его отец.

Рыцарь и самурай

Оба отношения были наделены долгом и честью, но по разным причинам. Кроме того, в Европе связь между лордом и вассалом предусматривала обязательства с обеих сторон, причем лорд должен был обеспечивать защиту и землю, в то время как вассал предоставлял военную и консультативную помощь.

Японский дайме не имел таких обязательств перед самураями, хотя мудрый дайме предпочитал избегать гнева своих вассалов. Если он и дарил вассалу землю, то лишь для того, чтобы вознаградить за верную службу, а не для того, чтобы обеспечить его материально.

Что вызывает еще одно важное отличие. Земля была основой отношений лорда и вассала в Европе, но в Японии значение имела сама связь. Таким образом, рыцарь или дворянин, получивший землю, которая принадлежала более чем одному лорду, должен был присягнуть на верность всем им, в то время как самурай служил только одному господину. Конечно, в действительности самураи могли менять (и меняли) чувство лояльности к определённым лордам.

Централизованная власть

Португальские исследователи, прибывшие в Японию в 16 веке, сравнили отношения между императором и сёгуном с отношениями папы и короля. Император служил символом всего, что люди считали священным и святым, в то время как истинная военная и политическая власть лежала в руках сёгуна.

Но хотя император имел даже меньше политической власти, чем папа, на самом деле он, вероятно, имел больше влияния. Сёгун просто не мог надеяться удержать свое место без его одобрения императором, чья божественная санкция укрепляла положение сёгуна.

Духовная власть японского императора была поистине могущественной. Возможно, это связано с долгой родословной императорской семьи, уходящей корнями по меньшей мере в 660 год до н. э. Возможно также, что небольшая и относительно изолированная территория Японии привела к более сильному чувству идентичности, основанному на императорской династии.

Кроме того, отсутствие политической власти у императора, возможно, действительно усилило его влияние, и правящие классы рассматривали его как человека, который действительно вышел за пределы структуры.

В любом случае, децентрализация власти была определяющей характеристикой феодальной системы в Европе, где короли по большей части находились под властью лордов, которые правили землей от их имени. Но в Японии динамика сегун-император привела к усилению централизованной власти (эпоха Сэнгоку была заметным исключением).

Крестьяне


Крестьяне были нижней ступенью социальной лестницы в обоих феодальных обществах, но в Европе они образовали пограничный класс рабов, отличный от свободных торговцев, которые часто посещали города.

Крестьяне в Японии, однако, были разделены на подклассы, где фермеры занимали самое высокое положение, за которыми следовали ремесленники, а затем торговцы. Действительно, в то время как купцы, возможно, пользовались более высоким статусом, чем фермеры в Европе, в Японии они воспринимались как получившие выгоду от работы других, и таким образом рассматривались как самая низкая форма крестьянства.

Но в то время как крестьяне-фермеры в Японии, возможно, имели больше свободы, чем их европейские коллеги, классовое различие между крестьянами и самураями было жестко закреплено.

Класс Воина


Самураи и рыцари были связаны кодексом, в который подчеркивались честь, верность и защита слабых. Но различия в системах верований, которые на них влияли, создавали различия в том, что представляла собой честь.

Для рыцаря, убийство сдавшегося врага, было вершиной бесчестья, в то время как самурай считал, что сдаться само по себе является позорным. Рыцарская жизнь принадлежала Богу, поэтому отнимать свою жизнь было грехом. Для самураев ритуальное самоубийство (известное как «сеппуку») было не только разрешено, но и требовалось в определенных ситуациях.

Побежденный в битве рыцарь может не просить о пощаде, но, безусловно, мог надеяться на выкуп, поскольку возвращение заключенных в свои дворянские дома было обычным делом во время войны. Не так в феодальной Японии, где самурай должен был умереть, а не сдаться, и прежде всего стремился освободиться от страха смерти.

Рыцари и самураи дают ценный урок истории, потому что они были двумя орденами воинов, которые ценили честь, но имели разные взгляды на то, что на самом деле означает честь.

Аналогичным образом, политические и социальные структуры Японии и Европы в эту эпоху не могут быть оценены исключительно по сходству, которое, возможно, существует на поверхности. Только исследуя ценности, которые управляли отношениями, можно получить представление о том, как эти отношения, в свою очередь, управляли системой.