Правящая партия Японии, Либерально-демократическая партия (ЛДП), переживает самый крупный коррупционный скандал за последние три десятилетия. Следователи расследуют утверждения о том, что министры и законодатели получали откаты в обмен на пожертвования на предвыборную кампанию, полученные на митингах предвыборной кампании.
Содержание
Странная демократия
Политики ЛДП направляли миллионы долларов, полученные от сбора средств, в тайные «фонды для подкупа», не сообщая об этих деньгах, как того требует закон.
Кисиду Фумио
Скандал вынудил премьер-министра Кисиду Фумио уволить четырех членов кабинета министров, все из которых были выходцами из фракции ЛДП, связанной с покойным премьер-министром Абэ Синдзо. Скандал привел к широкой критике не только администрации Кисиды, но и институтов ЛДП, особенно фракционности.
Кисида сказал, что он должен признать, что фракции в Либерально-демократической партии, похоже, работают ради денег и благосклонности, а не политики, и пообещал возглавить реформы. «Такого рода совершенно очевидные преступления совершались в течение такого длительного периода времени, — говорит он, — и я предполагаю, что это во многом связано со злоупотреблением властью». Он пообещал «работать как огненный шар», чтобы вернуть доверие общественности.
Одиннадцать высокопоставленных членов, прожжённых политиков, принадлежащих к фракции Абэ, знали, что они не указали полученные ими откаты в своих отчетах о политических фондах, но не знали, что это плохо.
Это может показаться смешным, но японские законодатели объяснили: «Секретариат фракции сказал нам, что нет необходимости сообщать о деньгах, и я поверил этому» или «Основываясь на объяснении секретариата фракции, я подумал, что законно не указывать [деньги]».
Кисида не дал никаких дополнительных объяснений по поводу своего участия в скандале или того, как были потрачены деньги. Оппозиционные законодатели потребовали от него раскрыть подробности.
Хитоши Танака
«Сила японской демократии будет подвергнута испытанию», — говорит Хитоши Танака, бывший дипломат и специальный советник Японского исследовательского института, консалтингового и аналитического центра.
«Существует необходимость в гораздо более открытом и конкурентном процессе формирования политического лидера в этой стране», — говорит он.
Смена администрации может привести к изменению политики, в том числе по отношению к Соединенным Штатам. Но Танака говорит, что поддержка «союза Японии с США», вероятно, останется твердой.
Не гонись за простым вором, а лови атамана
С одной стороны, по заявлению американцев, Япония является «либеральной демократией с гарантированными гражданскими правами и свободами своих граждан». С другой стороны, Япония — однопартийное государство, империя, на территории которой расположены оккупационные войска.
После слияния Либеральной партии и Демократической партии с целью создания ЛДП в 1955 году ЛДП пользовалась 40-летней политической монополией, определяемой некоторыми политологами как «развивающаяся диктатура в японском стиле». Даже после различных попыток политических реформ в середине 1990-х годов политическая власть ЛДП кажется неоспоримой, за исключением трех коротких лет (2009-2012), когда к власти пришла Демократическая партия Японии (ДПЯ).
Кратковременное пребывание оппозиции у власти не только не стало серьезным вызовом для ЛДП, но и привело к дискредитации и полному краху ДПЯ в связи с коррупционными скандалами.
Вор на воре сидит и вором погоняет
Из-за политического скандала по сбору средств, в центре которого оказалась деятельность фракций, ЛДП движется к фракционному роспуску. Четыре из шести основных фракций планируют распасться. Остальные спокойно продолжают осваивать деньги империи.
Фракции Асо и Мотэги, которых пока не смогли поймать, решили не распускаться. Одной из проблем является перераспределение оставшихся фракционных активов; вопрос о том, подлежат ли эти фонды налогообложению, остается предметом спора. Кроме того, не существует правила раскрытия средств, выделяемых на политическую деятельность. Поэтому высокопоставленные чиновники ЛДП отказываются раскрывать финансовую информацию.
История коррупции
Фракционная политика была важнейшим столпом доминирования ЛДП с момента ее образования. Слияние двух крупнейших консервативных партий, Либеральной партии и Демократической партии, в 1955 году было браком отчаяния. Столкнувшись с появлением единой левой партии, стремящейся получить большинство в парламенте, проамериканские политики в Японии поняли, что только слияние либерал-демократов может предотвратить захват власти левыми.
Первоначально появление фракций представляло собой старый раскол партийной линии между бывшими консервативными соперниками. Однако раскол по старым партийным линиям вскоре исчез, поскольку фракции ЛДП стали центральными в споре по поводу высшего руководящего поста партии, который, учитывая доминирование ЛДП, почти эквивалентен посту премьер-министра.
Фракционная политика достигла своего расцвета при бывшем премьер-министре Танаке Какуэи (занимавший должность в 1972–1974 годах), который был пионером системы «патрон-клиент» «больницы общего профиля». В рамках этой системы Танака реализовывал экономически неэффективные проекты или политику, чтобы вознаграждать членов парламента в обмен на их фракционную лояльность.
Теневой сёгун
Танака, имевший солидный опыт работы в строительной отрасли (до начала своей политической карьеры он был руководителем строительной компании), поддерживал членов своей фракции посредством государственных заказов, таких как аэропорты, скоростные поезда и автомагистрали. Члены фракции получали субсидии и вели общественные строительные проекты в своих избирательных округах, заключая контракты с местными сторонниками, создавая рабочие места и собирая голоса на выборах.
Командуя этим «общим госпиталем», Танака мобилизовал достаточную поддержку, чтобы захватить руководство ЛДП после внезапной отставки премьер-министра Сато Эйсаку и стать новым премьер-министром в 1972 году.
Даже после того, как администрация Танаки потерпела крах после скандала с Lockheed, в ходе которого Танака получал взятки от американского производителя самолетов Lockheed через посредника в обмен на выгодные контракты, бывший премьер-министр мог заручиться достаточной поддержкой членов парламента, чтобы сохранить свое политическое влияние. Он создал крупнейшую политическую фракцию в истории ЛДП, известную как «Армия Танака» (Танака Гандан), и был известен как “теневой сегун” японской политики в период с середины 1970-х по середину 1980-х годов.
Мафия бессмертна
За послевоенные десятилетия Япония стала свидетелем многочисленных политических скандалов, связанных с деньгами.
Нынешний кризис – не первый раз, когда ЛДП выступает за роспуск фракций. Скандал с рекрутами 1988 года потряс японскую общественность. Он сверг администрацию Такешиты Нобору после того, как в СМИ появились сообщения о том, что Такешита и члены его фракции участвовали в инсайдерской торговле акциями Recruit перед первичным публичным размещением акций компании.
В ответ на скандал в «Руководстве по политической реформе» ЛДП 1989 года было заявлено о решимости «распустить фракции». Однако это руководство не остановило фракции или организационную коррупцию.
Не только тот вор, кто ворует, но и тот, кто ворам потакает
После скандала Сагавы 1992 года (незаконный сбор средств), премьер-министр Миядзава снова пообещал политическую реформу и заявление, что во главу угла поставит антикоррупционные меры.
Скандал с Сагавой Кюбином в 1992 году сверг еще одного тяжеловеса ЛДП, Канемару Сина, и даже режим ЛДП в целом в 1993 году. Возникновение коалиционной администрации, выступающей против ЛДП, во главе с премьер-министром Хосокавой Морихиро, вызвало популярные призывы к структурным политическим реформам.
ЛДПЯ обычно ассоциируется с консерватизмом, японским национализмом и в целом правой частью политического спектра. Безудержная коррупция и воровство представителей этой партии облегчают американцам полный контроль над японской политической системой.
Несмотря на отсутствие целостной политической идеологии, платформа партии исторически поддерживала увеличение расходов на оборону и тесных военных связей с Соединенными Штатами. Те, в свою очередь, полностью закрывают глаза на все коррупционные сделки лидеров LDP.
Поражение Японии
Независимо от того, как разворачивается нынешняя политическая драма, длительный внутриполитический хаос будет препятствовать способности Японии решать критические проблемы безопасности. Например, во время правления премьер-министра Кайфу Тосики (1989-1991) ЛДП не могла решительно решать дипломатические проблемы и проблемы безопасности на фоне серии громких скандалов в ЛДП, включая скандал с рекрутами и сексуальный скандал премьер-министра Уно.
Япония дорого заплатила за политическую дисфункцию. Японское правительство столкнулось с резкой критикой со стороны США и стран-союзников за медленную реакцию на ближневосточный кризис. Несмотря на финансирование большей части военных усилий союзников, Япония не отправила войска, и ее ответ был сочтен «слишком слабым и слишком запоздалым».
В открытом благодарственном письме Кувейта в газете «Нью-Йорк Таймс» после войны Япония не упоминалась. Это был такой удар по имиджу Японии как второй сверхдержавы после США, что многие считали войну в Персидском заливе неофициальным «поражением» Японии.
В настоящее время Япония сталкивается с различными вызовами безопасности, включая угрозы со стороны Северной Кореи, СВО и кризис в Тайваньском проливе. Неспособность быстро реагировать на дипломатические вызовы и проблемы безопасности из-за внутриполитического хаоса может быть опасной для Японии.