Почему в такой молодой стране, как Соединенные Штаты, собрано так много культурных и исторических ценностей со всего мира?
На фото: Китайские древности, продающиеся в недатированном каталоге Yamanaka & Company, Inc., Бостон
Когда накануне вторжения глава иракской Национальной комиссии по культурному наследию д-р Донни Джордж предупреждал, что американцы хотят захватить «не только нашу нефть, но и нашу историю», коллеги его не поняли. Представители просвещённого Запада, как думали они, не могут стать грабителями. Ведь те шли освобождать колыбель евроазиатской цивилизации от власти кровавого тирана, несли измученному народу Ирака свободу и демократию…
Похищены были не только мелкие предметы, но и многотонные каменные статуи, для погрузки и транспортировки которых требовалась тяжёлая техника.
«Из 15 тыс. экспонатов Национального музея в Багдаде нам удалось вернуть только около 4 тыс., — рассказывает руководитель информационного центра музея Танхид Али. — В экспозиции зафиксировано ограбление в 42 местах, в хранилищах — в тысячах. Солдаты свободно ходили по залам, как по супермаркету, и брали то, что им нравится! Примечательно, что расхитители знали, где и что брать, имели схемы запасников музея, спецоборудование для взлома хранилищ».
По оценке Министерства туризма и древностей Ирака, в 2003-2004 гг. из страны было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей, а вернуть удалось пока всего 10%. «В Соединённых Штатах незаконно находится 90 тыс. принадлежащих Ираку археологических артефактов, — негодует министр туризма и древностей Лива аль-Сумайсим. — И Вашингтон отказывается их возвращать».
Содержание
World War II
Наджиба Х. Чоудхури — помощник специалиста по информации о коллекциях и исследователь происхождения произведений искусства в галерее искусств Freer и галерее Arthur M. Sackler.
Конфискация частной собственности Соединенными Штатами Америки во время Второй мировой войны редко изучается. Правительство США конфисковало активы частных лиц и компаний, которых оно считало врагами государства, в том числе граждан Германии, Японии и Италии. В этой статье рассказывается об аресте и распродаже коллекции Yamanaka & Co., Inc. в США, чтобы подчеркнуть необходимость лучшего изучения действий правительства США во время Второй мировой войны/
Моя статья основана на исследовании Юрико Кучики, посвященном этой фирме, и дает представление о политике США до и во время Второй мировой войны, чтобы помочь лучше понять, что привело к конфискации японской собственности в США; Я включил дополнительные юридические, правительственные и новостные источники, чтобы получить более целостное представление об этом конкретном преступлении.
Вторая мировая война (1939-1945) принесла масштабные разрушения и ущерб. Среди многих злодеяний, причиненных национал-социалистическим режимом, была спонсируемая государством конфискация коллекций произведений искусства у преимущественно еврейских частных коллекционеров, арт-дилеров и владельцев галерей. Хотя это было широко задокументировано, менее обсуждаемым является конфискация частной собственности Соединенными Штатами Америки во время Второй мировой войны. Правительство США конфисковало активы отдельных лиц и компаний, которых оно считало врагами государства, среди которых были граждане Германии, Японии и Италии. Это явление редко исследуется и, как правило, игнорируется в контексте истории искусств.
В этой статье я остановлюсь на конфискации и ликвидационной продаже США коллекции Yamanaka & Co., Inc., чтобы подчеркнуть необходимость лучшего изучения действий правительства США во время Второй мировой войны и их последствий для дисциплины исследования происхождения.
Японская международная фирма Yamanaka & Co., Inc. обсуждается в нескольких английских и японских изданиях. 2 В частности, Юрико Кучики подробно излагает информацию о конфискации в США бизнеса Яманаки в своей статье Impressions 2013 года. Кучики подробно исследовала международные операции дилерского центра и создание их различных дочерних компаний, особенно галереи в Нью-Йорке, а также окончательный крах компании в США во время Второй мировой войны.
Моя статья основана на ее исследовании и дает основу для политики США до и во время Первой мировой войны, чтобы облегчить лучшее понимание того, что привело к конфискации японской собственности в США; я включил дополнительные юридические, правительственные и новостные источники, чтобы обеспечить более целостное представление об этом конкретном изъятии. Кроме того, моя работа в Галерее искусств Фрира и Галерее Артура М. Саклера Смитсоновского института позволила мне использовать архивные документы оттуда, а также из нескольких других музеев, чтобы более подробно пролить свет на историю Yamanaka & Co., Inc. в тот бурный период.
Закон о торговле с врагом 1917 года:
Задолго до Второй мировой войны правительство США проложило путь к легализации изъятия частной собственности во время войны. Во время Первой мировой войны (1914-1918) Закон о торговле с врагом 1917 года был принят 6 октября 1917 года, всего через несколько месяцев после того, как США вступили в войну против Германии и Центральных держав. 3 С момента своего первоначального принятия Закон многократно изменялся, чтобы расширить его правовые полномочия.
Он по-прежнему является действующим законодательным актом, который может быть использован и применен всякий раз, когда США находятся в состоянии войны.
Во время Первой и Второй мировых войн закон позволял США изымать, использовать, управлять и ликвидировать активы в пределах своих границ, принадлежащие лицам, чьи действия приносили пользу любой стране, территории или лицу, которых правительство США считало «врагом» и с которыми находилось в состоянии войны. Он также включал любые компании, принадлежащие иностранным «врагам», и наделял их правами собственности правительства США. 4
По своей сути закон узаконивает спонсируемый правительством арест имущества, включая, помимо прочего, патенты, предприятия, доходы и недвижимость, находящиеся на территории США и/или на территориях США, которые соответствуют по крайней мере одной из следующих категорий:
- 1) Принадлежит отдельному лицу, группе или иностранному партнерству, объявленному правительством США иностранным врагом.
- 2) Приносит пользу либо отдельному лицу во вражеской стране или на оккупированной врагом территории, либо самой вражеской стране.
- 3) Принадлежит лицу, объявленному врагом президентом США. 5
Стоит отметить, что во время Второй мировой войны США не только изымали и ликвидировали имущество японских граждан и японоамериканцев (часто нацеливаясь на крупные корпорации) 6, но также немцев и в меньшей степени итальянцев. Хорошим примером этого является швейцарец и гражданин Германии Эдуард фон дер Хейдт (1882-1964), который был банкиром и коллекционером произведений искусства. Часть его коллекции была предоставлена в аренду Музею науки Буффало в Буффало, штат Нью-Йорк. В 1951 году правительство США заявило, что фон дер Хейдт давал деньги Национал-социалистической партии, и в соответствии с Законом о торговле с врагом, с приказом о передаче прав от 21 августа 1951 года, Генеральный прокурор США изъял сорок четыре объекта, которые были предоставлены в аренду Музею науки Буффало. В конечном итоге эти объекты были переданы Смитсоновскому институту в Вашингтоне, округ Колумбия, а тринадцать работ, принадлежавших фон дер Хейдту, сейчас находятся в Галерее искусств Фрира. 7
В результате Закона о торговле с врагом 12 октября 1917 года посредством Указа 2729-A в Министерстве юстиции было создано Управление попечительства за чужой собственностью (OAPC, 1917-34). В рамках этого Указа Министерство юстиции назначило уполномоченного попечителя за чужой собственностью, в дальнейшем сокращенного до APC, чья роль заключалась в надзоре за конфискованными правительством активами. Первым APC был бывший конгрессмен Александр Митчелл Палмер (1872-1936). 8 Через несколько месяцев после своего назначения он уже управлял активами на сумму более 135 миллионов долларов, что побудило The New York Times объявить OPAC крупнейшей трастовой компанией в мире. 9 В 1934 году OAPC был упразднен, но после вступления США во Вторую мировую войну он был на короткое время восстановлен в Министерстве юстиции под названием Alien Property Division (APD, 9 декабря 1941 г. — 21 апреля 1942 г.).
Критически важно, что вместо того, чтобы поместить OAPC в Министерство юстиции, США расширили полномочия OAPC, передав его в Управление по чрезвычайным ситуациям (OEM) Исполнительной власти в 1942 году. 10 Этот шаг позволил президенту США утвердить больший контроль и внести любые радикальные изменения, которые он считал необходимыми. Именно OAPC, работая в качестве рычага Исполнительной власти, курировал захват филиалов Yamanaka & Co., Inc. в США, и который впоследствии в 1944 году ликвидировал активы компании в США. 11
Yamanaka & Co., Inc.: Обзор
Yamanaka & Co., Inc. была одним из крупнейших дилеров, импортирующих и продающих восточноазиатское искусство, предметы старины и декоративные предметы в Соединенных Штатах с конца девятнадцатого века и до конца Второй мировой войны. Среди клиентов компании были такие гиганты коллекционирования произведений искусства, как Рокфеллеры в Нью-Йорке; Чарльз Лэнг Фрир из Детройта; Эрнест Феноллоса и Изабель Стюарт Гарднер из Бостона.
Фрир (1854-1919) был одним из ведущих коллекционеров азиатского искусства в Соединенных Штатах. Он основал Галерею искусств Фрира в Вашингтоне, округ Колумбия, и собрал более 1598 произведений искусства, в основном японских и китайских, но также и корейских керамических изделий, чаш для чая, свитков и ширм от Yamanaka & Co., Inc. Фрир описал Yamanaka & Co., Inc. как «крупнейшую из существующих компаний, занимающихся товарами японского изобразительного искусства», и далее подтверждает грозное положение компании среди других торговцев азиатскими древностями в США, написав, что «…почти все остальные торговцы в Нью-Йорке покупают у них». 12
Дилерский центр привозил древности преимущественно из оккупированного Китая, оккупированной Окинавы, оккупированной Кореи и Японии, но также продавал произведения из Южной и Юго-Восточной Азии. Поскольку CT Loo признан за его основополагающую роль в содействии сбору азиатского искусства и древностей в США и Европе, Yamanaka & Co., Inc., в частности Яманака Садажир ō (1866-1936), оказали аналогичное влияние, помогая коллекционировать азиатское искусство в США.
Yamanaka & Co., Inc. извлекла двойную выгоду и понесла убытки в результате геополитических отношений Японии. Поскольку в центре внимания обсуждения находится политика США в военное время, важно не придерживаться упрощенного взгляда, что Yamanaka & Co., Inc. была жертвой только периода Второй мировой войны, поскольку дилерская компания также извлекла выгоду из имперской политики Японии конца девятнадцатого и начала двадцатого веков.
Когда бизнес Яманаки поставлял предметы для продажи в США и Европу, Япония была имперской державой, чья политика имела катастрофические последствия для Китая, Кореи, а также частей Юго-Восточной Азии. Например, в результате этих военных действий и внутренних потрясений в этих странах Yamanaka & Co., Inc. смогла воспользоваться ситуацией и недорого приобрести множество предметов старины из охваченных голодом Китая и Кореи. Компания приобрела объекты в Пекине во время так называемого Движения боксеров (1899-1901) 13 и приобрела императорскую коллекцию принца Гуна и продала ее на аукционе в Нью-Йорке в 1913 году. 14
В 1917 году она приобрела дворец последнего принца Су Шаньци вместе с его коллекцией в Пекине 15 и переоборудовала бывший дворец в офис.16
На фотографии, сделанной в 1926 году, изображен персонал Яманака, сидящий в бывшем императорском дворце. 17
Япония также оккупировала Маньчжурию в течение пяти месяцев между 1931 и 1932 годами и вела Вторую китайско-японскую войну (1937-1945) с Китаем. Она захватила Корею между 1910 и 1945 годами. Во время Второй мировой войны Япония расширила свое присутствие во многих частях Юго-Восточной Азии, включая Камбоджу и Индонезию. Как обсуждалось в одном из последующих разделов этой статьи, Yamanaka & Co., Inc. продавала награбленные объекты из всех этих регионов.
Yamanaka & Co., Inc.: Роль Яманаки Сададзиро:
Семья Яманака открыла свой первый магазин в Осаке в девятнадцатом веке, но только в середине 1890-х годов при Яманаке Сададжире ō бизнес вышел на международный уровень. Под руководством Сададжира ō Yamanaka & Co., Inc. стала грозной международной бизнес-империей. Он был непосредственно ответственен за создание многих флагманских магазинов компании в США, а также в Лондоне, Пекине, Шанхае и Токио. 18 Сададжире ō работал в США с 1894 по 1931 год.
В 1894 году Садажир ō , которого усыновили в семью Яманака уже взрослым, вместе с Яманакой Сигэджир ō , который был женат на сестре жены Садажира ō , прибыли в США, чтобы основать филиал в стране. 19 Всего через несколько месяцев после прибытия в Нью-Йорк Yamanaka & Co., Inc. уже была занята предоставлением произведений искусства в аренду и проведением аукционов в городе.
В марте 1895 года компания предоставила около сорока японских гравюр и свитков для двухдневной выставки в Клойстере на Восьмой улице в Нью-Йорке. The New York Times описала содержание выставки как «…необычный уровень художественного совершенства, далекий от обычных работ, знакомых нам по магазинам, и […] репрезентативные примеры лучшего в этой очень прогрессивной стране…» 20 В 1897 году Yamanaka & Co., Inc. продавала китайские бронзовые изделия, китайскую и японскую керамику, японские мечи, буддийские скульптуры и японские подвесные свитки в Американских художественных галереях на Мэдисон-сквер-саут. 21
В 1898 году Саджир ō переместил свою галерею в Нью-Йорке в более постоянное здание на модной Пятой авеню, 254. 22 В январе 1904 года трехдневная распродажа в галерее на Пятой авеню принесла 35 836 долларов. 23 Помимо нью-йоркской галереи, филиалы Яманака открылись в Бостоне, Чикаго и недолгое время в Вашингтоне, округ Колумбия. Компания также имела сезонные филиалы в прибрежных городах Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси; Бар-Харбор, штат Мэн; Ньюпорт, штат Род-Айленд; и Палм-Бич, штат Флорида.
Последние галереи были открыты в летние месяцы для богатых американских клиентов, которые отдыхали в этих городах. Из всех филиалов галерея в Нью-Йорке была крупнейшим филиалом Яманака в США, и ее посещали известные коллекционеры. В период с 1917 по 1944 год галерея в Нью-Йорке занимала двухэтажное здание на Пятой авеню, 680, с десятью просмотровыми залами и лекционным залом. 24
Более дорогие предметы часто отправлялись в нью-йоркский филиал компании, который был зарезервирован для серьезных покупателей, которые регулярно коллекционировали восточноазиатское искусство. Саджир ō , который работал в Осаке, но часто путешествовал из Осаки в Китай, а затем в США и Европу, проводил меньше времени в США после того, как компания прочно обосновалась. Он лично занимался многими важными клиентами и стремился приобретать древности для удовлетворения их потребностей. 25
Разграбление Китая
Письмо 1914 года является примером его путешествий в поисках древностей. В письме Саджир ō пишет Фриру, что он ездил в Шанхай на три недели, а затем в Пекин на месяц, чтобы приобрести предметы. Он уточняет, что он очень много работал, чтобы найти важные предметы, заявляя: «В Китае вещи настолько редки, и я не мог найти интересных вещей, но, к счастью, я купил очень мало интересных вещей, и я уверен, что вы увидите их позже». 26
Расположенный в пяти милях к северо-западу от древнего города-крепости Пекин, Летний дворец (Юаньминъюань) был главной китайской императорской резиденцией с 1725 по 1860 год. Спроектированный для исключительного удовольствия императора, его 860 огороженных акров, в пять раз превышающих размер Запретного города, включали сотни зданий: залы для публичных аудиенций, частные апартаменты, студии, библиотеки, храмы, театры, павильоны и даже ряд дворцов в европейском стиле, размещенных в собственных ландшафтных условиях. Дворец был заполнен прекрасными произведениями искусства. «Ничто в нашей Европе не может дать представление о равной роскоши, и для меня невозможно в этих нескольких строках описать его великолепие, особенно под впечатлением недоумения, вызванного моим видом этих чудес», — сказал генерал сэр Джеймс Хоуп Грант (1808–75).
В октябре 1860 года, в заключительном акте Второй опиумной войны, дворец был захвачен и систематически разграблен вторгшейся армией британских и французских солдат; прекрасная коллекция была разграблена, а дворец разрушен.
Это лишь одна из многих историй, описывающих судьбу более 10 миллионов китайских культурных ценностей, разграбленных из Китая за последние более 100 лет.
Однако было бы неправильно предполагать, что Yamanaka & Co., Inc. продавала только высококачественные предметы старины. Компания также продавала декоративные предметы и предметы из сувенирных магазинов для клиентов, которые были более повседневными в своих покупательских привычках и хотели украсить свои дома и/или себя модными восточными предметами.
Примечательно, что недатированный каталог продаж из бостонского филиала рекламировал китайские древности, а также драгоценные камни и жемчуг, японские кимоно и даже декоративные предметы, такие как лампы, что ясно указывало на то, что компания предлагала разнообразные предметы для привлечения различных типов потенциальных клиентов, а также отвечала желаниям клиентов. 27
Саджиро ō оставался центральной фигурой в деятельности Yamanaka & Co., Inc. до 1931 года, когда он перестал ездить в США, и в конечном итоге скончался в Японии в 1936 году. 28 За исключением членов семьи Яманака, включая сына Саджиро ō , Яманака Кичитара ō (который жил в Осаке, но периодически приезжал, чтобы следить за галереями в США), бизнесом управляли японские менеджеры и торговый персонал.
Политика в деле: Растущая напряженность между США и Японией:
Политические отношения между США и Японией постепенно ухудшались в начале двадцатого века, поскольку Япония начала военную экспансию в Китае, Корее и далее на восток. Для США оккупация Японией Маньчжурии, а затем и Вторая китайско-японская война (1937-1945) были демонстрацией политических амбиций Японии. Официальная переписка правительства США, предшествовавшая присоединению страны к союзным державам, показывает растущее чувство беспокойства по отношению к военным инициативам Японии. 29
Настоящая напряженность в межгосударственных отношениях с прежними союзниками возникла после вторжения Японии в Маньчжурию в 1931 году, усилилась во время китайско-японской войны 1937 года, наконец, ввод японских войск во Французский Индокитай привел летом 1941 года к наиболее масштабным экономическим санкциям со стороны Соединенных Штатов, от которых Япония прежде получала большую часть ресурсов, — в завершении всего этого было введено самое болезненное для японцев эмбарго на экспорт нефти.
За несколько месяцев до оккупации Маньчжурии Японией, в попытке восстановить ухудшающиеся отношения между двумя странами, члены императорской семьи Японии отправились в официальный тур по США. Принц Нобухито Такамацу (младший брат тогдашнего императора Японии, императора Хирохито) вместе со своей женой, принцессой Кикуко Такамацу, посетили многочисленные мероприятия. На одном приеме, организованном городом Бостон, присутствовали многие видные члены японского и японо-американского общества, среди них Яцухаси Харумити (1886-1982), управляющий бостонским филиалом Яманака, и его семья. Список гостей приема свидетельствует о престиже и уважении, которыми японские экспатрианты и японо-американцы пользовались не только в Бостоне, но и на Восточном побережье, а также в более широком сообществе США. Этот почтительнейший климат должен был кардинально измениться в следующем десятилетии. 30
31 июля 1941 года на аудиенции у императора Хирохито начальник штаба ВМФ адмирал Нагано Осами сказал: «Если мы больше не будем получать поставки нефти, то наши запасы будут исчерпаны в течение двух лет. В случае войны все запасы нефти будут исчерпаны в течение полутора лет».
7 декабря 1941 года Япония атаковала Перл-Харбор, военно-морскую базу США, что привело к 2300 жертвам среди американских военных. На следующий день США объявили войну Японии и официально вступили во Вторую мировую войну. Это заявление активировало Закон о торговле с врагом 1917 года. В рамках объявления войны США определили всех граждан Японии как врагов государства, и те граждане, которые проживали в США, наряду с японоамериканцами, начали сталкиваться с враждебностью. Особенно на Западном побережье японские граждане и японоамериканцы подвергались преследованиям, а их предприятия закрывались. Менее чем через три месяца после Перл-Харбора президент Рузвельт приказал принудительно переселить японских граждан и японоамериканцев в лагеря для интернированных на Западном побережье. 31 Около 122 000 человек были вынуждены покинуть свои дома и переселены в десять лагерей для интернированных в шести штатах. 32
На Восточном побережье не было лагерей для интернированных, но в регионе все еще царило беспокойство. Например, на следующий день после Перл-Харбора Галерея искусств Фрира Смитсоновского института, которая является частью федерального правительства, опасаясь негативной реакции, убрала все японское искусство из экспозиции. 33 В то время Киносита Ёкичи (1880-1952), японский монтажник-реставратор, который был не только первым японцем, но и первым постоянным сотрудником азиатского происхождения во всем Смитсоновском институте, работал в Галерее искусств Фрира. 34 Несмотря на то, что большую часть своей взрослой жизни он жил и работал в США, в результате вступления США во Вторую мировую войну Киносита был вынужден вести себя сдержанно, работая в Галерее искусств Фрира, чтобы снизить риск привлечения к себе внимания. Он часто работал из дома и ему разрешалось приносить азиатские книги из библиотеки Фрира к себе домой, чтобы продолжить работу в этот военный период. 35
В 1943 году правительство США конфисковало часть его имущества, включая радио, бинокль, театральный бинокль и три маленьких японских флага, которые он успешно вернул после войны. 36 В 1950 году в возрасте семидесяти лет он вышел на пенсию из Фрира и, проработав сорок лет в США, вернулся в Японию; он скончался два года спустя. По случаю его выхода на пенсию в газетной статье в Today’s Star упоминается, как Киносита был «полностью американизирован» и что он чувствовал: «Япония будет выглядеть совсем иначе после всех этих лет». 37 При этом в 1952 году Галерея искусств Фрира смогла создать четыре федеральные исключительные должности, предназначенные для негражданских «специалистов по реставрации произведений восточного искусства» посредством Акта Конгресса, который действует до сих пор. 38
Хотя отношение к японцам и японоамериканцам было неодинаковым на всей территории США в зависимости от географического положения, тем не менее, обстоятельства, в которых они жили после и во время участия США во Второй мировой войне, были, мягко говоря, сложными.
Yamanaka & Co., Inc.: Конфискация и ликвидация
К 1942 году в США все еще действовало только три отделения Yamanaka & Co., Inc. 8 июля 1942 года OAPC использовала Закон о торговле с врагом 1917 года, чтобы захватить три оставшихся отделения Yamanaka & Co., Inc. в Бостоне, Чикаго и Нью-Йорке. В объявлении Федерального регистра говорилось, что после расследования OAPC три дочерних отделения Yamanaka & Co., Ltd. в Осаке, Япония, были признаны принадлежащими иностранным гражданам «указанной вражеской страны» и, таким образом, были захвачены. 39 Это единственная причина, по которой OAPC пришлось предоставить конфискацию предприятий. Владельцы Yamanaka & Co., Inc., включая Яманаку Сададжира ō, который к тому времени уже умер, и его сына и преемника бизнеса Яманаку Кичитара ō, оба были гражданами Японии. 40 В тот же день APC, Лео Т. Кроули, объявил, что филиалы в Бостоне и Чикаго будут инвентаризированы, а затем открыты для ликвидации их акций. 41 OAPC не только захватила контроль над акциями и запасами японской компании, но и над ее недвижимостью. 42
Во время Второй мировой войны правительство США конфисковало не только имущество иностранных компаний, принадлежащих врагу, но и небольшие владения граждан стран, обозначенных как вражеские. Например, житель Каназавы, Япония, Дж. Имамура купил бронзовую курильницу и три бронзовые вазы, но оставил их во владении Tiffany & Co. в Нью-Йорке, где они были конфискованы OAPC в 1943 году. Имамура также купил керамическую курильницу, лаковую шкатулку и две фарфоровые вазы из нью-йоркской галереи Яманаки, все из которых также были конфискованы. 43
В 1943 году OAPC опубликовала брошюру под названием «Коллекция китайского и другого дальневосточного искусства». В каталоге Лео Т. Кроули APC объявила, что
Аллен Дж. Мерчер, назначенный Кроули председателем правления Yamanaka & Co., Inc., а также специальным представителем APC, заявил, что большинство предметов, продаваемых в брошюре, были из Китая. Более того, поскольку Китай является важным союзником США, APC хотела предоставить коллекционерам и музеям «… необычную возможность приобретать по существенно сниженным ценам…» 45
Американский бизнес Yamanaka & Company, Inc. в настоящее время находится под надзором и контролем Управления по надзору за иностранной собственностью Соединенных Штатов Америки в силу передачи Управляющим 100% акционерного капитала трех американских магазинов Yamanaka & Company, Inc., расположенных в Нью-Йорке, Бостоне и Чикаго. 44
Грабь награбленное
Хотя большинство из 1683 предметов, опубликованных в каталоге, были китайскими, там также были картины, гравюры и ширмы, деревянные и каменные скульптуры и декоративные аксессуары из Японии; картины и скульптуры из Кореи; и буддийские скульптуры из Афганистана, Камбоджи, Индии и Таиланда. Кроме того, цены не были указаны; Мерчер заверил потенциальных покупателей, что они будут довольны окончательной ценой. 46
Имеются доказательства того, что Мерчер вел дела с музеями США по продаже предметов из опубликованного инвентаря Yamanaka & Co., Inc. (рис. 5) Письмо Мерчера попечителю Музея искусств Нельсона-Аткинса Дж. К. Николсу от 16 октября 1943 года напрямую ссылается на статью о продаже (илл. кат. № 1627) из опубликованной в 1943 году брошюры. Мерчер пишет, как Х. В. Джонс, другой попечитель музея, посетил его в Нью-Йорке, чтобы осмотреть индейскую каменную голову буддийского божества с богато украшенной короной. После переговоров о цене и получения одобрения начальника Мерчера в OAPC голова была продана музею в Канзас-Сити, штат Миссури. 47
Конфискованный статус компании Yamanaka был также четко указан в официальных документах о коммуникации. Mercher использовал канцелярские принадлежности, на которых было указано, что Yamanaka & Co., Inc. находится «в процессе ликвидации под надзором Хранителя иностранной собственности Соединенных Штатов Америки». Нераспроданные акции из всех филиалов компании хранились в нью-йоркском филиале к 1943 году. В том же году Нельсон-Аткинс недорого приобрели еще один предмет из брошюры 1943 года: фрагмент среднеазиатской настенной росписи из Турфана, вывезенный во время экспедиции Ле Кока, под названием «Фреска с изображением бюста Бодхисаттвы в позе обожания» (илл. кат. № 390). 48
Другой объект, фарфоровый предмет, который был напечатан на обложке брошюры о продаже Яманаки 1943 года OAPC (илл. кат. № 1203), в конечном итоге поступил в Галерею искусств Фрира в 1954 году через CT Loo & Co., которая купила его у HL Hsieh из Нью-Йорка. 49 Хотя на данный момент неизвестно, кто купил эту вазу у OAPC в 1943 году, Hsieh продал ее CT Loo & Co. в 1949 году, которая, в свою очередь, предложила ее музею в 1954 году. Мерчер все еще вел переговоры о продаже в 1944 году. Он написал куратору отдела текстиля в Детройтском институте искусств Адель Кулин Вайбель, убеждая ее рассмотреть возможность покупки по брошюре и указывая на то, что ликвидация Yamanaka & Co., Inc. близится к завершению. 50
В 1944 году OAPC наняла Parke-Bernet Galleries, Inc. в Нью-Йорке для организации аукционов по ликвидации оставшихся запасов. Серия аукционов была разделена на три части, содержащие коллекцию произведений искусства Yamanaka & Co., Inc. Художественная библиотека также была продана с аукциона 6-7 июня с 1037 лотами. OAPC не организовывала каждую часть аукционов для продажи исключительно определенного типа объектов из запасов Yamanaka, вместо этого каждая категория объектов была распределена по серии продаж с мая по июнь.
На продажу были выставлены японские бронзовые изделия, фарфор, керамика, гравюры, рисунки, ширмы, свитки, а также небольшие декоративные контейнеры и аксессуары, которые традиционно являются частью кимоно. Были выставлены китайские бронзовые изделия, декоративные предметы, ювелирные изделия, лаки, картины, фарфор, керамика, ковры, скульптуры и текстиль. На аукционе была продана восточноазиатская мебель и особенно лампы. На ликвидационных распродажах также предлагались корейские и тибетские картины и скульптуры. Вопреки расхожему мнению, помимо произведений искусства и древностей Восточной Азии, Yamanaka & Co., Inc. также продавала предметы древности Южной и Юго-Восточной Азии, особенно священные скульптуры.
Интересно, что ожерелье из культивированного жемчуга с 68 градуированными жемчужинами (илл. кат. № 256) было продано за 2200 долларов, что является одной из самых высоких цен, заплаченных за предмет на аукционе. В другом случае корейская крупномасштабная картина на шелке и пеньке, которая рекламировалась как в брошюре продажи 1943 года (илл. кат. № 1651, рис. 10), так и в каталоге аукциона 1944 года (илл. кат. № 230) под названием «Важная корейская буддийская живопись», была куплена музеем и садами Эрмитажа в Норфолке, штат Вирджиния, за 450 долларов. (Средняя заработная плата рабочего составляла около 200 долларов в месяц). Музей передал картину в дар Национальному музею Кореи в январе 2014 года после того, как было обнаружено, что Yamanaka & Co., Inc. вывезла ее из храма с территории современной Северной Кореи, пока страна была оккупирована Японией. 51
Часть вторая была ликвидирована в течение шести сессий 14-16 июня с 1172 лотами. Часть третья была ликвидирована в течение шести сессий 28-30 июня с 1253 лотами. Помимо музеев США, частные коллекционеры и их агенты, торговцы произведениями искусства и другие предприятия, занимающиеся антиквариатом, приобрели предметы с распродажи. Например, вышеупомянутая CT Loo & Co. также приобрела предметы с распродажи. В первый день распродажи Части первая Loo купила Голову Гандхары вывезеннуюиз Афганистана за 1200 долларов (илл. кат. № 6). 52 Оценочные цены ни на одну из акций не были опубликованы до того, как они поступили в продажу в галереях Parke-Bernet. 53 Выручка от всех продаж шла в Министерство финансов США, в то время как процент шел Parke-Bernet в качестве комиссии. К 1945 году OAPC распустила конфискованный бизнес Yamanaka & Co., Inc. в США.
Yamanaka & Co., Inc.: После Второй мировой войны
Когда был принят Закон о торговле с врагом 1917 года и назначен первый АПК, газеты изображали АПК просто как хранителей, которые хранили и управляли активами иностранных граждан, обозначенных как иностранные враги, но со временем средствам массовой информации стало ясно, что правительство США, возможно, не имело такого намерения. 54
В конце Первой мировой войны договор, подписанный между Соединенными Штатами и правительством Имперской Германии и Королевской Австро-Венгерской империей, еще больше усилил политику США по отказу в возмещении германскому правительству ущерба, причиненного Германией во время Первой мировой войны. 55
Аналогичным образом, после Второй мировой войны побежденная Императорская Япония подписала Сан-Францисский мирный договор 1951 года с США, по которому японское правительство отказалось от права требовать возмещения убытков и ущерба, причиненных во время Второй мировой войны; это соглашение не запрещало японским гражданам требовать возмещения.
После окончания Второй мировой войны в августе 1945 года Yamanaka Kichitar ō совместно с некоторыми другими японскими предприятиями, аналогичным образом пострадавшими во время Второй мировой войны, подали иски в США. В Приказе о передаче прав 6196 в Федеральном реестре США от 27 апреля 1946 года говорилось, что Yamanaka & Co., Inc. и, в частности, Yamanaka Kichitar ō могут подать иск в APC и потребовать слушания. Одновременно в Приказе также говорилось, что последний адрес Kichitar ō был в Японии и что как государство «указанной вражеской страны» Yamanaka & Co., Inc. является собственностью правительства США. Кроме того, в Приказе упоминалось, что ничто в документе «… не должно считаться признанием существования, действительности или права на удовлетворение любого такого иска». 56
Согласно исследованию Кучики, требование компании о реституции не было удовлетворено, и семья Яманака отказалась от своих претензий в 1960 году. 57
Несмотря на мучительное обращение с Yamanaka & Co., Inc., а также арест и ликвидацию ее бизнеса в Соединенных Штатах в 1944 году, в 1950-х годах компания возродилась в США. Переписка из Художественного музея Нельсона-Аткинса свидетельствует о продолжающихся деловых отношениях между Yamanaka & Co., Inc. и музеем после Второй мировой войны. Письма еще от 1954 года указывают на то, что Yamanaka & Co., Inc. восстановила бизнес фирмы в Нью-Йорке в другом здании. Иноуэ Кю сир о управлял нью-йоркской компанией в 1950-х годах. 58 В письме 1954 года Нельсону-Аткинсу Иноуэ писал, что токийский офис был закрыт, и в Японии остались только филиалы в Осаке и Киото. 59
Компания продолжала вести бизнес в конце 1950-х годов в Нью-Йорке; Нельсон-Аткинс приобрели чашу Тан у Yamanaka & Co., Inc., Нью-Йорк, в июне 1956 года. 60 Еще в середине января 1959 года Иноюэ переписывался с директором Nelson-Atkins. По словам Кучики, в Нью-Йорке Yamanaka & Co., Inc. окончательно закрылась в 1966 году, 61 но галереи Yamanaka & Co., Ltd. в Осаке и Киото продолжали продавать награбленное культурное достояние музеям США до конца 1970-х годов. 62 Центральный филиал Яманаки в Осаке закрылся в 2003 году. 63
Члены семьи Яманака по-прежнему проживают в Осаке и Киото. 64
Заключение
Целью этой статьи было пролить свет на систематическую несправедливость и предрассудки, закрепленные в законодательстве США, и их более широкие последствия, а также на необходимость пересмотреть правила, положения и законы. Закон о торговле с врагом 1917 года по-прежнему действует и может применяться во время войны и национальных чрезвычайных ситуаций сегодня. Остается вопрос, как музеи и культурные учреждения признают эти более темные истории своих коллекций? Поскольку рассматриваются исследования происхождения во время Второй мировой войны, в дополнение к обсуждению национал-социалистических захватов, принудительных продаж и продаж, совершенных под принуждением, следует также изучить историю захватов в Соединенных Штатах.
Cписок литературы
1 See Lynn H. Nicholas, The Rape of Europa: The Fate of Europe’s Treasures in the Third Reich and the Second World War (New York: Vintage Books, 1994); Jonathan Petropoulos, Art as Politics in the Third Reich (Chapel Hill University of North Carolina Press, 1996); Jonathan Petropoulos, The Faustian Bargain: The Art World in Nazi Germany (New York: Oxford University Press, 2000).
2 Yamanaka Sadajirō Okina den (Ōsaka-shi: Ko Yamanaka Sadajirō Okina Den Hensankai, 1939) = [Yamanaka Sadajirō Biography (Osaka: Yamanaka Sadajirō Biography Editorial, 1939)]; Thomas Lawton, Yamanaka Sadajirō: Advocate for Asian Art, in Orientations 26 (1995), 80-93; Yuriko Kuchiki, The Enemy Trader: The United States and the End of the Yamanaka, in Impressions, 34 (2013), 32-53; Yuki Okamura, Japanese Art Dealer — his New York city period 1893-1936 (New York: Fashion Institute of Technology, 2003); Yumiko Yamamori, Japanese Arts in America, 1895-1920, and the A. A. Vantine and Yamanaka Companies, in Studies in the Decorative Arts, 15/2 (Spring-Summer 2008), 96-126; Constance J. S. Chen, Merchants of Asian-ness: Japanese Art Dealers in the United States in the Early Twentieth Century, in Journal of American Studies, 44/1 (2010), 19-46; Masako Yamamoto Maezaki, Innovative Trading Strategies for Japanese Art: Ikeda Seisuke, Yamanaka & Co. and their Overseas Branches (1870s-1930s), in Bénédicte Savoy, Charlotte Guichard, Christine Howald, eds., Acquiring Cultures: Histories of World Art on Western Markets (Berlin: de Gruyter, 2018), 223-238..
3 For an overview of the way the Trading with the Enemy Act has been historically interpreted, expanded, and used, see Benjamin A. Coates, The Secret Life of Statutes: A Century of the Trading with the Enemy Act, in Modern American History, 1 (2018), 151-172.
4 U.S. Congress. United States Code: Trading with the Enemy Act of 1917, 50 U.S.C. 2011. Periodical. See also, Paul V. Myron, The Work of the Alien Property Custodian, in Law and Contemporary Problems, 11/1 (1945), 76-91.
5 Myron, The Work of the Alien Property Custodian, 76.
6 For instance, Mitsubishi, Nippon Trading Ltd., and Toyo, among other Japanese corporations were seized by the US.
7 The 13 objects transferred to the Freer Gallery of Art, Smithsonian Institution include Chinese, Indian, and Indonesian works. The accession numbers for these artworks are as follows: FSC-S-16a-b, F1974.31a-b, F1976.15, F1977.8, F1977.9, F1978.29, F1978.30, F1978.31, F1978.32, F1978.33a-b, F1978.34, F1978.35, F1978.36. For more information on von der Heydt see also, Eberhard Illner, ed., Eduard von der Heydt: Kunstsammler, Bankier, Mäzen (München: Prestel, 2013).
8 See Trading with the Enemy Act 50 U.S.C. §4306 (1817).
9 See Harris & Ewing, How Seized German Millions Fight Germany: First Authoritative Account of the Many-Sided Activities of Alien Property Custodian — Enemy Money is Put into Liberty Bonds, in The New York Times (1857-1922), 27 January 1918, p. 63.
10 For a detailed history of the OAPC see the “Records of the Office of Alien Property” in The Guide to Federal Records in the National Archives of the United States (Washington, DC: National Archives and Records Administration, 1995).
11 The OAPC was transferred to Department of Justice in 1961. In 1966, the OAPC was again abolished.
12 See Letter from Charles Freer to W. J. McBride, 6 December 1901, Box 41, Folder 2, Charles Lang Freer Papers, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Archives, Smithsonian Institution, Washington, DC.
13 See Japanese and Chinese Carvings: Remarkable Collection of Old Carved and Lacquered Shrines, Panels, Doors, and Plaques, in The New York Times, 2 February 1903, 9.
14 See The Prince Kung of China (New York: American Art Galleries, 1913). In Sadajirō’s biography there are several photographs of him in the Imperial Palaces including one where he is sitting on a throne in the Forbidden Palace, and outside the Prince Kung’s mansion. In Yamanaka Sadajirō Okina den, unpaginated (see p. 81-83 for illustrations).
Yamanaka & Co., Inc.’s catalogue selling East Asian art in New York City in 1915 astutely comments on the presence of Chinese antiquities in Japan and Japanese collection as opposed to China. Dana H. Carroll, the cataloguer confirms, “In China itself people will tell you: the Japanese get the best of everything here’; and in Japan itself some of the finest Chinese things are found.” See Rare and Beautiful Oriental Art Treasures of Supreme Quality (New York: The American Art Association, 1915), unpaginated.
15 Michael St. Clair, The Great Chinese Art Transfer: How So Much of China’s Art Came to America (Madison: Fairleigh Dickinson University Press, 2016), 105.
16 See Lawton, Yamanaka Sadajirō: Advocate for Asian Art, 85-87.
17 Yatsuhashi Harumichi Family Papers, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery Archives. Smithsonian Institution, Washington, DC. The photograph is published in Chen, Merchants of Asianness, 25, fig. 3.
18 Aside from branches in the US, Yamanaka & Co., Inc. had galleries in Beijing, Shanghai, London, Paris, Osaka, Kyoto, and Tokyo. For a detailed list and dates of when all the US-based Yamanaka & Co., Inc. shops were established refer to Kuchiki’s publication.
19 Kuchiki, The Enemy Trader, 34-35.
20 See Japanese Paintings and Prints, in The New York Times, 17 March 1895, 4.
21 The total value of objects sold at the three-day sale in March was approximately $6,063 in 1897. (Please note, the last two numbers of four-digit sale figure are difficult to read, hence the exact figure might be off by a few dollars). “A statuette of Buddha” sold for $35 in 1897 money. Another Buddha sculpture sold for $27. Some of the highest prices realized at the auction were for vases including “a vase of Wan-li porcelain” for $345. See The Yamanaka Collection Sold, in The New York Tribune, 11 March 1897, 5.
22 Kuchiki, The Enemy Trader, p. 35.
23 The Yamanaka Collection Sold, in The New York Tribune, 31 January 1904, 6.
24 For images of the interior of the New York gallery on 680 Fifth Avenue see Collections of Chinese and Other Far Eastern Art (New York: John B. Watkins Company., 1943).
25 Sadajirō would visit Beijing every year twice, in the spring and fall. See Roy Davids and Dominic Jellinek, Provenance: Collectors, Dealers & Scholars in the Field of Chinese Ceramics in Britain & America (Oxon: Great Britain: Roy Davids, 2011), 454-455.
26 See the letter from Yamanaka Sadajirō to Charles Freer dated 13 March 1914, Charles Lang Freer Papers, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Archives, Smithsonian Institution, Washington, DC., Box 36, Folder 7.
27 Although this Yamanaka & Co., Inc., Boston catalogue is undated, the locations at the end of the catalogue lists the New York branch of the store as residing in 680 Fifth Avenue; which did not open until 1917 and was active until 1944, which suggests that the catalogue must have been produced sometime between 1917 and the early 1940s. See Catalog, undated, Box 1, Folder 16, Yatsuhashi Harumichi Family Papers, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery Archives. Smithsonian Institution, Washington, DC.
28 Sadajirō Yamanaka: Head of Fifth Av. Firm, Importer of Oriental Art Objects, in The New York Times, 2 November 1936,. 25.
29 Joseph V. Fuller (ed.), Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1931-1941 (Washington, DC: United States Government Printing Office, 1943).
30 Yatsuhashi Harumichi Family Papers, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery Archives. Smithsonian Institution, Washington, DC, Box 1, Folder 6.
31 Executive Order 9066, 19 February 1942.
32 For reference see, Richard Reeves, Infamy: The Shocking Story of the Japanese American Internment in World War II (New York: Henry Holt and Company, 2015) and Albert Marrin, Uprooted: the Japanese American experience during World War II (New York: Alfred A. Knopf, 2016).
33 Chase Robinson, After Pearl Harbor, our museum hid Asian art. In coronavirus crisis we are showing it off., in USA Today, 2 May 2020.
34 Kinoshita came to the US in 1910 at the age of 30 and initially worked for the Museum of Fine Arts, Boston. Starting in the winter of 1924, in addition to working at MFA, Boston, he spent a few months each year working on East Asian paintings at the Freer. He became a full-time, permanent employee in 1932 when the East Asian Painting Conservation Studio was established at the Freer. See Michi Toda, A Quest for the First Asian Employee, in SI Archives Blog, 10 May 2012.https://siarchives.si.edu/blog/quest-first-asian-employee, 10 May 2012; Report of the Secretary of the Smithsonian Institution (Washington, DC: Smithsonian Institution, 1925), 59.
35 Andrew Hare (Supervisory Conservator of East Asian Painting, Freer Gallery of Art and Arthur M. Sackler Gallery), Personal Interview, 9 September 2019, and 12 August 2020. See also, Robinson, After Pearl Harbor, our museum hid Asian art.
36 Thomas Lawton and Thomas W. Lentz, Beyond the legacy: anniversary acquisitions for the Freer Gallery of Art and the Arthur M. Sackler Gallery (Washington, DC: Smithsonian Institution, 1998), 43.
37 Nelson M. Shepard, Japanese Expert in Oriental Art Retiring from Freer Gallery, in Today’s Star, August 31, 1950.
38 National Archives and Records Administration. Federal Register: 83 Fed. Reg. 19320. 2 May 2018.
39 National Archives and Records Administration. Federal Register: 7 Fed. Reg. 5207. 9 July 1942.
40 As an important sidenote to readers, even if Kichitarō or other Japanese nationals wished to become US naturalized citizens, the US had made it illegal under the Immigration Act of 1924, and it would not be until the Immigration Act of 1952 when it was possible for those Japanese individuals to gain naturalized citizenship status. See Reeves, Infamy; Azuma, Eiichiro. Between Two Empires: Race, History, and Transnationalism in Japanese America (New York: Oxford University Press, 2005).
41 Seizes 3 Japanese Stores: Alien Custodian to Liquidate Affairs of Yamanaka & Co., Inc., in The New York Times, 9 July 1942, 3.
42 National Archives and Records Administration. Federal Register: 7 Fed. Reg. 8812. 30 October 1942.
43 National Archives and Records Administration. Federal Register: 8 Fed. Reg. 6694. 21 May 1943.
44 Collections of Chinese and Other Far Eastern Art (New York: John B. Watkins Company, 1943).
45 Ibid., forward, unpaginated.
46 Ibid., forward, unpaginated. See also National Archives and Records Administration. Federal Register: 9 Fed. Reg. 1040. 28 January 1944.
47 Letter from the Alien Property Custodian dated 16 October 1943, RG 80/10, William Rockhill Trust Office Records, J.C. Nichols Files, Box 3, Folder 35, Spencer Art Reference Library, Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO.
48 https://art.nelson-atkins.org/objects/19942/a-male-figure-possibly-a-bodhisattva-or-devata-fresco-frag?ctx=7d6993b3-d299-4263-be8f-1b5c2ec7fb6f&idx=1 Accession number 43-17.
49 https://asia.si.edu/object/F1954.127a-e/. Accession number F1954.127a-e.
50 Letter from Yamanaka & Co., Inc., dated 7 January 1944, Textile Department Records, Series III, Box, 8, Folder 13, Detroit Institute of Art, MI.
51 See Colin Brady, Repatriation, Hermitage Museum & Gardens, Norfolk, Virginia, 8 January 2014, https://hermitagemuseum.wordpress.com/2014/01/08/repatriation/. The Hermitage Museum & Gardens purchased a total of 12 objects from Part One of the 1944 Liquidation sale out of which the Buddhist painting was the costliest.
52 Yamanaka Sale Begins: Auction for the Alien Property Custodian Yields $40,595, in The New York Times, May 25, 1944, p. 9.
53 I aim to continue research on this series of sales, and one of my interests will be to compute the total sales figure from the auctions.
54 “How Seized German Millions Fight Germany: First Authoritative Account of the Many-Sided Activities of Alien Property Custodian – Enemy Money is Put into Liberty Bonds,” in The New York Times, 27 January 1918, 63. Palmer is Big Business: Now Managing Seized Enemy Concerns Here and in Our Island Possessions, in The New York Times, 15 December 1918, 27.
55 See section 5, Public Law No. 32, Joint Resolution Terminating the State of War Between the Imperial German Government and the United States of America and Between the Imperial and Royal Austro-Hungarian Government and the United States of America, S. J. Res. No. 16, Pub. Res. No. 8, 67 Cong. (2 July 1921).
56 National Archives and Records Administration. Federal Register: 11 Fed. Reg. 4681. 27 April 1946.
57 Kuchiki, The Enemy Trader, 49
58 In the correspondence with the Nelson-Atkins Inouye signs his name as “K. Inouye.” Letter from Yamanaka & Co., Inc. dated 26 July 1954, RG 02, Dept. of Oriental Art Records, Box 7, Folder 30, Spencer Art Reference Library, Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO.
59 Ibid.
60 Letter from Yamanaka & Co., Inc. dated 25 June 1956, RG 02, Dept. of Oriental Art Records, Box 7, Folder 30, Spencer Art Reference Library, Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO.
61 Kuchiki, The Enemy Trader, 51.
62 See correspondence between Laurence Sickman (Director of the Nelson-Atkins Museum) and K. Takahashi, (Managing Director of Yamanaka & Co., Ltd., Osaka) dated 23 June 1964, 26 June 1964, and 5 Sept. 1968, RG 02, Dept. of Oriental Art Records, Box 8, Folder 1, Spencer Art Reference Library, Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO. The last correspondence in the museum’s archives is from Yamanaka & Co., Ltd., from Yamanaka Shōji to Laurence Sickman dated 27 February 1978. According to Kuchiki, the Kyoto branch closed in the 1980s, and the Osaka branch closed in 2003 (Kuchiki, The Enemy Trader, 51-52).
63 According to Kuchiki, The Enemy Trader, 52.
64 Yayoi Shinoda (Curatorial Assistant, East Asian Art, The Nelson-Atkins Museum of Art), Personal Correspondence and Interview, 14 February 2020 and 19 March 2020.