Сегодня Япония — это территория контрастов, где традиционное искусство сосуществует с самыми передовыми технологиями. Что позволяет объединить обе эти концепции? Ответ кроется в трех ценностях, которые кажутся столпами японского народа: долг, честь и обязательство. Другое возможное объяснение можно найти в мифологических и религиозных верованиях.
Содержание
О душах
Японское общество считает, что когда кто-то умирает, его душа отделяется от физического тела. Психическое состояние в момент смерти определяет судьбу духа. Душа может превратиться в мстительное привидение, бесцельно бродящее по Земле в поисках покоя.
С древних времен японцы приписывали стихийные бедствия и эпидемии рукам onryo, злобных духов мертвых, погибших в результате насилия или при других неестественных обстоятельств. Чтобы превратить этих онрё из злобных приведений в добрых божеств, которые будут использовать свои силы для мира и процветания, японцы создали «Goryo Shinko», религию призраков.
Онрё — в японской мифологии привидение умершего человека, вернувшееся в мир живых ради мести, восстановления справедливости или исполнения некого проклятия. Такое привидение не в состоянии обрести покой, пока не совершит свою месть. Горё — благородные духи.
Духи или души, отделяющиеся от своих тел после смерти, — это распространенное верование во всем мире. Япония не является исключением. Начиная с далекой истории периода Дземон, японцы строили свои духовные верования на призраках и могилах. Освобожденная душа, называемая по-японски mitama или tamesh, могла вызвать множество несчастий. Особую опасность представляли души тех, кто погиб из-за политических интриг или потерпел поражение в войне. Эти духи мстили своим еще живым врагам. В период Хэйан народные верования и ритуалы, связанные с гневными мертвецами, оформились в религию.
Во времена национальной нестабильности, когда в стране царили политические распри и сражения, угроза от онрё была очень велика. Любой, кто погибал среди хаоса, был способен выделять мощную ненависть. И эта ненависть была несфокусированной. Онрё не ограничивали свою месть теми, кто причинил им зло при жизни. Популярные у них способы мести — чума, пожары и землетрясения — били «по площадям». Фактически, количество политических и стихийных бедствий было барометром, показывающим, что большинство населения были мстительными призраками.
Период Хэйан (794-1185) полон примеров этих гневных призраков, в основном высокородных и привилегированных в жизни. Политические силы считали фундаментальным решение всех проблем с помощью того, что мы могли бы назвать «межпространственной дипломатией», которая привела к шаманским ритуалам и предоставлению императорским двором благородных титулов некоторым горё. Таким образом, была надежда, что злобные призраки превратятся в защитных духов, которые будут охранять определенные территории или поддерживать определенные цели.
Считалось, что Фудзивара Хироцугу, принц Савара и принц Осабе после своей смерти превратились в онре. Чтобы успокоить их бушующий дух, они были посмертно возведены в высокий придворный ранг, а затем увековечены как ками в синтоистских святилищах. Эти ритуалы, как говорили, превращали их из разрушителей в защитников Японии.
Горе Синко. Goryo shinko
Это, в сущности, и есть Горе Синко. Превращение гневных призраков в защитных существ посредством специальных ритуалов. В период Хэйан эта религия была настолько распространена, что при Императорском дворе даже проводилась церемония приветствия перехода новых духов в ряды духов-защитников. Согласно официальным документам, первая подобная церемония подтверждения goryo состоялась 20 мая 863 года до н. э. (5-й год эры Джеган) в Синсенене. (Из Nihon Sandai Jitsuroku).
Высокопоставленные лица построили храмы для самых могущественных горё (воинов и дворян). Их обряды умиротворения включали подношения или пение «сутры сердца», которыми пытались преобразовать их гневное состояние в состояние покоя.
Примеры Горё Синко сохранились до современной Японии. В Киото есть два древних храма, которые по-прежнему посвящены Горё Синко: Святыни Верхний и Нижний Горё. В святилище Верхнего Горё хранятся Хасё Горё (Горё восьми округов): император Судо (принц Савара, сын императора Конина), императрица Иноэнай (жена императора Конина), принц Осабэ (сын императора Конина), Фудзивара Дайбунин ( Фудзивара Ёсико, мать принца Иёсина), Татибана Дайбу (Татибана Хаянари), Будайфу (Бунья Миятамару), божество Хоноикацу (Сугавара Мичизане) и Киби Дайдзин (Киби Макиби). Также почитаются принц Шосин, правительственные инспекторы Китая (Фудзивара Наканаи и Фудзивара Хироцугу), император Сотоку, Фудзивара Ёринага (известный как Бадман Удзи), император Антоку, император Дзюнтоку и император Цучимикадо.
Хотя Горё Синко отождествляется с периодом Хэйан, и самые ранние записи о Горё Синко датируются этим временем, есть предположение, что эта религия была основана на более старых традициях. Если посмотреть на чисто исторические записи, первым известным рассказом об онрио был Фудзивара Хироцугу, о котором написано в военной истории Генбо “Шоку-Нихонги”
(“Продолжение хроники Японии”). Но есть и другие мнения.
В своей книге “Kakushita Jyujika” (“Скрытый крест”) автор Умехара Такэси делает маловероятное (и совершенно необоснованное) утверждение, что буддийский принц Шотоку Тайши был ранним онрё. Другой автор, Яэгаси Наохики, видит свидетельство активности онрё в упадке глав клана Сога (Сога Эмиси и Сога Ируке). Еще один кандидат на дохэйский период онрё выдвигается Ооцу Мико, которая отождествляет Тада Кадзуоми в своих книгах “Fusouryakuki” (“Летопись приближения земель к востоку от Китая”) и “Yakushiengi” (“Предзнаменование храма Якуси”). Ооцу говорит, что истинные причины исторических событий могут быть возложены на карму, возвращающуюся к нам из будущих жизней. У каждого из этих авторов есть некоторые основания для аргументов.
Другой более вероятный кандидат выдвигается Терасаки Ясухиро, который писал в “Jinbutsu Sousho” (“Библиотека человечества”), что смерть от оспы четырех детей клана Фудзивара была вызвана онре Нагая Оокими. Тем не менее это все еще по-прежнему указывает на то, что Горё Синко относится к периоду Хэйан, поскольку Нагая Оокими был современником Фудзивара Хироцугу, и обе их истории были представлены в компиляциях периода Хэйан, таких, как «Shoku Nihongi». С точки зрения времени между ними нет большой разницы, и независимо от того, были ли Оокими или Хироцугу первыми, есть скудные веские доказательства существования онре до периодов Хэйан и Нара.
От Онрё до Горё
Основываясь не на доказательствах, а чисто с философской точки зрения, автор Идзава Мотохиро в своей книге «Gyakusetsu no Nihonshi» («Альтернативное объяснение японской истории») пишет, что опасная природа призраков, которым неправильно поклоняются, родом из Японии. Это противоречит влиянию культа предков из Китая.
Хотя Идзава подтверждает, что период Хэйан является началом формализованного поклонения, он называет более раннее собрание народных верований Пре-Онрё Синко. Иваза также использует Нагая Оокими и смерть четырех детей Фудзивара в качестве примера, показывая, что вера в онрё существовала до формализованной религии периода Хэйан. Идзава также выступает за то, чтобы Горё Синко правильно называть японским Онрё Синко. По правде говоря, теории Идзавы почти полностью отражают утверждения, сделанные ранее автором Умехарой Такеши.
Существует много теорий, но мало реальных статей, написанных о древнем онрё. Одно из самых основных описаний было сделано монахом Цзиэнем, который писал, что онрё настолько же могуществен, насколько и причина его появления. Как только претензии духа будут удовлетворены, он успокоится и перестанет беспокоить мир. Описание Джиена остается точным, и это базовое описание сохранилось с древних времен до средневековья Японии и далее, до наших дней.
Горе Синко пришел в упадок с приходом в Японию буддизма, во время войн Северного и Южного дворов. Буддийские ритуалы и верования постепенно вытеснили синтоистские верования периода Хэйан, хотя они никогда не исчезали полностью. В таких святилищах, как Yanbekimiyori (Варей Дзиндзя) и Sakura-sotzuro (Согорей-до), горе
регулярно почитались и почитаются сейчас.
Даже при доминирующем влиянии буддизма, в “Taiheiki” (“Летописи клана Тайхэй”) насилие во время Войны Северного и Южного дворов, как говорят, находилось под влиянием онрё. Власть мертвых по-прежнему считалась причиной многих великих социальных потрясений в Японии. Гэнпэй Гассен, как говорят, был вызван онрё Сутокуина, и еще больше конфликтов, происходящих от онрё, зафиксировано в “Hogen Monogatari” и «Heike Monogatari».
Горё Синко остается частью современной японской духовности. К этим злонамеренным и экстравагантным призракам все еще относятся довольно серьезно. Будь то стихийные бедствия, поддержание порядка в обществе или заполнение эмоциональной пустоты, эти традиции останутся и будут переданы будущим поколениям.