Что такое синтоизм?

Что такое синтоизм?

14.10.2020 0 Автор Masaka

Синтоизм — это исконная вера японцев. В целом синтоизм — это больше, чем религия, и он включает в себя идеи, взгляды и способы ведения дел, которые стали неотъемлемой частью японского народа на протяжении большей части двухтысячелетней истории.

Синтоизм

 Синтоизм, в отличие от других основных религий, не имеет основателя, а также священных писаний или текстов. На коллективном уровне синтоизм — это термин, обозначающий все вероисповедания, однако на личном уровне синтоизм подразумевает веру в божество (ками), включающий духовный разум ками через поклонение и общение.
Синтоизм возник с появлением японской цивилизации и постепенно развивался на протяжении веков до наших дней. Слово синто впервые появляется в Нихонсёки (Хроники Японии) в начале 8 века с намерением отличить эту местную веру от недавно появившихся религий буддизма, конфуцианства и даосизма. Слово синто («Путь богов») было заимствовано из письменного китайского (shén dào), объединяющего два китайских иероглифа: «син», что означает «ками т.е. божество «; и «tō» или «мити т.е путь» означает философский путь или изучение.

Концепция ками

Чтобы понять концепцию ками, важно стереть предубеждение, вызванное словом бог, ограниченным переводом, который часто используется для слова ками. В синтоизме нет веры в концепцию абсолютного бога, который является создателем как людей, так и природы.
Лучше всего было бы процитировать мнение Норинаги Мотоори, ученого конца 18 века, который писал: «Все, что казалось поразительно впечатляющим, обладало качествами совершенства и добродетели и внушало чувство благоговения, называлось ками».  Здесь «качество совершенства» относится к огромной силе, которая имеет большое влияние на многие вещи. Оно находится за пределами человеческих сил или человеческих возможностей и приносит человеку удачу и счастье, но в то же время может принести несчастье или зло.

Японские верования

Древние японцы никогда не разделяли духовное и материальное существование, но считали, что оба они неразделимы, рассматривая все в духовном смысле. Другими словами, они не проводили границы между определенным объектом и работой этого объекта.
Согласно синтоистской космологии, мир создается с появлением единственного ками, представляющего вселенную, а затем появляются ками рождения и роста. С неба, самец Ками и самка Ками появляются, которые рожают различным божествам, землю Японии и ее природы, а также ее народа. Вера синтоизма начинается с веры в эту мифологию. Таким образом, синтоизм не признает разницу или прекращение использования ками., природа или люди.

Буддизм и синтоизм

Буддизм появился в Японии в VI веке и вскоре стал проникать в жизнь японцев. Поскольку между буддизмом и синтоизмом не было конфликта, они слились друг с другом, образуя уникальное слияние. Даже в Императорском дворце Император Японии (Тэнно) почитал Будду и поклонялся ему, а также синтоистским ками. Это слияние ками и Будды называется «Син-Буцу-Шугоу», и это состояние продолжалось до конца 19 века. Это основная причина, по которой многие японцы не проводят четкого различия между буддийскими храмами и синтоистскими святилищами или между Буддой и ками. Другими словами, они оба являются уважаемыми сущностями, которым поклоняются японцы.
Подсчитать количество официальных последователей синтоизма в Японии — непростая задача. По статистике, на данный момент у него 119 миллионов официальных подписчиков. В Японии принято, что событиями «жизни» занимается синтоизм, а событиями «смерти» или «загробной жизни» — буддизм. В этом смысле считается, что большинство японцев, которые принимают участие в синтоистских ритуалах, также принимают участие в буддийском поклонении предкам.

Синтоизм и Императорская Семья

В синтоизме император Японии Тэнно ) считается потомком Аматэрасу-Омиками (богини Солнца), которая хранится в Великом святилище Исэ. С момента основания нации Тэнно сам проводил синтоистские ритуалы в Императорском дворце, чтобы молиться божествам, сосредоточенным на Аматэрасу-Омиками, за счастье людей, за долгое существование нации и за мир во всем мире.
В святилищах Императорского дворца есть священнослужители и женщины, которые помогают Тэнно выполнять обряды. Тэнно выполняет эти обряды около 40 раз в год. Возможно, поэтому некоторые ученые называют Тэнно «высшим жрецом» синтоизма.

Синтоистские святилища

По всей Японии расположено множество синтоистских святилищ. Дзиндзя (神社) — синтоистское святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище. Каждая святыня почиталась жителями области с момента ее основания и поддерживала тесные контакты с местным сообществом посредством религиозных мероприятий и фестивалей.

Будучи глубоко в долгу перед природой, японский народ признал ее духовные силы, которые принесли жизнь, плодородие и процветание. Божественные духи обитают во всей природе и приносят радость и щедрость в нашу жизнь. Горы, глубокие долины и бескрайний океан рассматриваются как жилища божественного. Другие природные объекты, такие как величественные деревья и особые скалы, также считаются символами божественных духов. Благодаря этому близкому контакту с природой и божественным, японский народ продолжает уважать и черпать вдохновение в ее духовной красоте. В то же время японцы издавна почитали своих предков, которые внесли огромный вклад в благо общества.

В древние времена обряды совершались преимущественно на открытом воздухе. Таинственные, необычные и поражающие своей красотой места считались местом обитания ками. Домовые постройки в качестве места для проведения обрядов были довольно редки.  Предполагалось, что ками не находится в месте для молений постоянно, но может сойти туда, если сочтёт нужным выслушать просьбы людей. Так как ками бестелесны, для контакта с людьми они нуждаются в предмете, который станет их физическим воплощением. Подобные предметы именуются синтай. Первоначально в роли синтай служили такие приметные объекты, как старые деревья сакаки и скалы «ивакура». 

Обряды

Со временем у места схождения ками стали появляться конкретные границы. Данные границы могут обозначаться высаженными по периметру деревьями, называемыми химороги. Также границы могут выкладываться камнем или огораживать канатом. В таком случае они называются ивасака. Оба слова могут выступать также и синонимом святилища как такового. Вместе с границами появились и проходы в них, обозначаемые с помощью тории. Позднее в качестве синтай стали использоваться и вкопанные в землю столбы михасира

Ворота синтоизма тории
Тории

 Однако, когда в Японии появился буддизм, люди начали поклоняться изображениям Будды, помещенным в зданиях. Считается, что синтоизм, находясь под влиянием этого стиля, начал воплощать дух ками в здании, и со временем это стало популярным обычаем.

Укрепление императорской власти и расширение влияния культа Аматэрасу привело к тому, что популярными синтай стали зеркала. Зеркало вешалось перед помещением с телом бога, как внешний символ святости. С конца XIX века оно уже стало таким же символом синтоизма, как и крест для христианства. Также получили популярность другие два символа императорской семьи — меч и яшмовые бусы.

В различные поворотные моменты в жизни японцы часто совершаются посещения святынь, чтобы помолиться о божественной защите и поблагодарить божеств за помощь. Эти обряды посвящения для японцев начинаются с обряда  хацумия. Это церемония празднования первого визита новорожденного ребенка в храм, которого местное божество должно признать новым членом общины. Далее идет фестиваль под названием сичи-го-сан. Мальчики в пять лет и девочки на третьем и седьмом году жизни посещают святыню, чтобы сообщить о своем здоровом развитии и получить божественные благословения.

Особые обряды очищения и благословения также требуются, когда молодой человек достигает своей зрелости. Однако самым ярким событием в жизни является церемония бракосочетания, когда жених и невеста обмениваются ритуальными чашками саке перед божеством и дают клятву мужа и жены. Обряды очищения и молитвы проводятся и во многих других случаях. Повторяя такие обряды жизненного цикла, японцы ищут образ жизни, полный мира и радости в общении с божественным.