Комусо использовали свою флейту в самых разнообразных ситуациях, как при встрече с собратьями по школе, так и при встрече с врагом. Во втором случае адепт использовал сякухати и любые подручные материалы для отражения удара врага.

Аргумент существования Комусо

В этом эссе я собираюсь доказать, что секта Комусо была реальной организацией. Они запомнились своим уникальным внешним видом и неким ореолом таинственности, окружавшим их.

Комусо (яп. 虚無僧, комусо:, букв. «монахи пустоты») — монахи дзэнской школы Фукэ в Японии. Отличительной чертой монахов являлась практика суйдзэн в виде игры на сякухати (длинной японской флейте из бамбука) и большая тростниковая шляпа тэнгай (яп. 天蓋), полностью скрывавшая голову.

Комусо периода Мэйдзи «Живописные места Японии» (1900 (33 Мэйдзи)) Коллекция Национальной парламентской библиотеки
Комусо периода Мэйдзи «Живописные места Японии» (1900 (33 Мэйдзи)) Коллекция Национальной парламентской библиотеки

Аргумент существования Комусо

Комусо — группа монахов, которые носили на голове соломенную корзину и странствовали по Японии в период Эдо. Хотя существование комусо в современных исследованиях японской истории выглядит загадочным и противоречивым, существует множество свидетельств, указывающих на то, что эта группа действительно существовала.

*Кейчо Кенбунсю (1614) 3: «Старый монах, одинокий, играющий на сякухати, стоит у ворот»
*Кейчо Кенбунсю (1614) 3: «Старый монах, одинокий, играющий на сякухати, стоит у ворот»

Прежде всего, о Комусо имеются официальные документы того времени (Токугава бакуфу). Сёгуна́т Токуга́ва (яп. 徳川幕府 Токугава бакуфу), или Сёгуна́т Э́до (яп. 江戸幕府 Эдо бакуфу), — феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 году Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 года. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо.

 Правительство Токугава выдало серию лицензий секте (буддийской школе) Фуке, которая представляла собой учреждение, состоящее из монахов Комусо (Blasdel, 2005). Это является прямым доказательством существования Комусо. Кроме того, в «Цуредзуре-гуса-нозути», написанном Хаяси Досюном Разаном, советником Токугавы Иэясу, есть описания некоторых нищенствующих монахов, которые имеют много схожих характеристик с Комусо.

Во-вторых, образ Комусо был весьма заметен в различных видах искусства того времени. Изображения группы существовали в литературе, театре и гравюрах того времени. Например, в одной из самых известных японских пьес кабуки «Сукероку» главным героем выступает монах комусо, владеющий сякухати с восемнадцатого века (Blasdel, 2005). Популярность темы комусо в различных видах искусства того времени свидетельствует о значительном влиянии комусо и косвенно свидетельствует о существовании комусо.

Монахи в Японии
Каждый монах носил на груди дощечку кэнконбари. Она была выполнена из дерева, на одной стороне дощечки было написано «не рождённый, не умирающий», а на другой — дзэнское имя монаха. За спиной комусо держал одеяло фукусу, а на поясе располагались «Котомки трёх долин», включавшие в себя две коробочки для текстов буддийских гимнов и небольших молитвенных табличек и чашу для подаяния. Одну из коробочек разрешалось использовать для хранения мелких денег. Если монах умирал в дороге, то по традиции его укрывали одеялом, а в качестве могильной доски использовали его дощечку кэнконбари. Каких-либо погребальных церемоний не проводили, считая, что мелодию сякухати будет исполнять для монаха ветер.

 Сякухати

Первые сякухати появились в Японии примерно в середине VIII века как подарки китайцев. Эти инструменты до сих пор существуют в коллекции Дома национальных сокровищ (Сёсо-ин) в Наре, и их конструкция отличается от того, что мы считаем современными сякухати. Они короче, тоньше, не имеют корневого конца и, что наиболее очевидно, имеют 6 отверстий — 5 спереди и 1 сзади, в отличие от сякухати с 5 отверстиями, на которых стали играть комусо.

Эти сякухати использовались в составе ансамбля Гагаку – оркестра императорского двора. По неясным причинам оно вышло из моды в этом контексте и, по сути, исчезло на несколько столетий, упоминаясь лишь изредка как развлечение, проводимое людьми высшего происхождения при Императорском дворе.

Где-то около 1400-х годов сякухати снова появились, на этот раз со знакомыми пятью отверстиями, но еще тоньше, короче и без корневого конца.

Она стала темой нескольких стихотворений дзэнского священника Иккю (1394–1482), а его флейта до сих пор находится в одном из храмов главного дзэн-комплекса Дайтокудзи в Киото.

Во многих документах упоминается использование сякухати в религиозных целях, но ни один из них не описывает, как это делалось. Не существует никаких документальных свидетельств, подтверждающих какую-либо «древнюю традицию игры на японской бамбуковой флейте как форму медитации». Поскольку термина «Суйдзен» не существовало до 1950 года, не может быть никакой связи с какой-либо исторической «традицией хонкёку».

Суйзен -吹禅- Медитация через музыку флейты.

Мы можем предположить любое количество сценариев, вращающихся вокруг концентрации, необходимой для выполнения сложных ручных техник игры репертуара хонкёку и, особенно, необходимого контроля дыхания (так же, как сидячая медитация Дзен), но факт остается фактом: мы никогда не сможем по-настоящему точно узнать как выполнялась медитативная практика комусо под названием Суйдзен (Дуновение Дзен). 

И также, что кто-то еще когда-либо делал что-то подобное до них. Никаких доказательств, вообще. И это несмотря на дошедшие до нас поговорки вроде «Просветление в одном звуке» или «Дыхание и Дзен — одно».

Комусо использовали свою флейту в самых разнообразных ситуациях, как при встрече с собратьями по школе, так и при встрече с врагом. Во втором случае адепт мог использовать сякухати и любые подручные материалы для отражения удара врага.

23 МУДРОСТИ ДЗЕН-БУДДИЗМА

В-третьих, существовавшая музыка сякухати Хонкёку фактически стала историческим свидетельством существования монахов Комусо. Игра Хонкёку, являющаяся важной частью практики суйдзен, на самом деле была уникальной особенностью монахов Комусо секты Фукэ. Комусо играли в Хонкёку ради просвещения и милостыни. Исполненные ими пьесы демонстрировались в списках еще в конце девятнадцатого века (Диг, 20).

От комосо до комусо

Монахи-нищие из низшей касты, которые использовали флейту в поисках милостыни, по прозвищу комосо, (комо — означало коврик для сна, который они сворачивали и носили на спине во время путешествий, со — означает монах, хотя их связь с какой-либо устоявшейся религией неясна), были очень заметны, особенно вокруг более населенных городских центров. 

На самом деле их считали тёмными личностями, и «порядочные» люди избегали контактов с ними, насколько это было возможно. О природе музыки, которую играли странствующие «монахи-подстилки», известно мало, и если и существовала какая-то формальная структура их деятельности, то она остается недокументированной.

Фотография жителя Комодо по имени Ран, опубликованная в ранний период Эдо.
Фотография жителя Комодо по имени Ран, опубликованная в ранний период Эдо.

В ранний период Эдо была опубликована фотография комосо по имени Роан в связи с письменной историей комусо. Роан упоминался в качестве прототипа комусо, возможно, связывая его с дзен-буддизмом из-за его дружбы со своим современником, священником Иккю. Роан, позже названный Киочику, был назван традиционным основателем первого храма Фукэ-сю, служащего монахам комусо, Миоан-дзи, в Киото. По сей день на центральном алтаре в Мьоан-дзи стоит деревянная статуя, изображающая Киочику как аббата-основателя,

Фукэ-сю получило свое название от китайского священника чань (дзен) девятого века по имени Пахуа (японское имя: Фукэ), который несколько раз появляется в справочнике по дзен — «Высказывания Линь-Чи».

В рассказах о Фукэ он представлен как чрезвычайно эксцентричная личность, которая бродила по улицам с колокольчиком, восхваляя людей, чтобы они услышали звук его колокола и стали просветленными. Другие истории рассказывают, как он опрокидывал столы с едой и нес свой гроб через город. В «Высказываниях Лин-Чи» нет упоминания о связи Фукэ с какой-либо формой бамбуковой флейты.

Эта связь появляется только в агиографической литературе Фукэ-сю, написанной спустя много столетий после того, как Линь-Ци и Пахуа давно умерли. В письменах есть история об ученике Фукэ, который был вдохновлен звуком трескающегося бамбука на создание сякухати и, дунув на его конец, объявил, что это звук колокольчика его учителя. (Существует несколько вариантов этой истории, в том числе одна, в которой у колокола Фукэ не было языка, и его называли «пустым колоколом».)

Несмотря на это, Фукэ стал духовным отцом секты (связанной с важной сектой Риндзай Дзэн через оригинальные истории Лин-Чи/Риндзая), а небольшая расписная статуя Фукэ до сих пор находится рядом со статуей Кётику на алтаре в Мёан-дзи.

Существует также множество версий сказок, описывающих, как сякухати и ее музыка были переданы в дзэн-храмы Японии.

Религиозная принадлежность к храмам Риндзай дала Фукэ-сю предоставила необходимую легитимность с названием комусо, или «Монахи Пустоты», что способствовало их отделению от подозрительных «монахов-подстилок».

Сёгунат Токугава

Ранний период Эдо был временем, когда сёгунат Токугава укрепил свою власть по всей стране, положив конец большей части кровавых войн между многочисленными местными феодальными военачальниками. По указу правительства полевые командиры были вынуждены радикально сократить численность своих личных армий, лишив работы большое количество самураев.

Фукэ-сю стал убежищем для многих из этих безработных самураев (ронинов). Это стало для них местом эффективного отступления от внешнего мира.

Однако в истории Комусо все еще есть некоторые загадки. Единственный источник, записывающий легенду об основании секты Фукэ, называется Кётаку Дэнки. Он был создан под давлением правительства Токугавы. Секта Фуке написала это историческое заявление, чтобы добиться от власти больше свобод и привилегий (Blasdel, 2005). Таким образом, на таком фоне достоверность этого произведения остается под вопросом.

Другое подозрение состоит в том, что причина, по которой правительство Токугава было готово предоставить привилегии комусо, заключалась в том, что комусо на самом деле были шпионами правительства. Воспользовавшись корзиной на голове, комусо мог легко подслушивать разговоры по разным поводам, не раскрывая личности, и мог позже сообщить секретную информацию правительству. 

Если «Комусо» периода Эдо можно было каким-либо образом описать как «буддийских монахов», то они были всего лишь «полумонахами-полумирянами», и они носили длинные волосы.

Разумно предположить, что правительство Токугавы могло иметь такое предварительное условие в обмен на привилегии Комусо, поскольку Токугава в то время хотел объединить страну. Хотя четких доказательств, подтверждающих это подозрение, нет.

Угнетающая диета токийской проститутки в период Эдо (1603-1868)

Оставьте комментарий