Японская современная литература (с 1868 г.)

Японская современная литература (с 1868 г.)

Когда в период Мэйдзи (1868-1912) Япония открылась для остального мира, стало сильно ощущаться влияние западных литературных концепций и техник. Романисты экспериментировали с «новыми» идеями, такими как либерализм, идеализм и романтизм, и испытывали различное влияние французской, британской и немецкой литературы.

Одним из писателей, приехавших в Японию и ставших первым иностранцем, по-настоящему уловившим в своих произведениях суть страны, был Лафкадио Херн, более известный в Японии под псевдонимом Якумо Коидзуми (1850-1904). Его наиболее известной японцам работой является сборник историй о привидениях «Кайдан».

Могучая тройка

Период между началом века и доминированием милитаризма в 1930-х годах породил трёх великих писателей: Мори Огай, Сосэки Нацумэ и его протеже Рюноскэ Акутагава.

  • Огай (1862–1922) отказался от ранней литературной карьеры, чтобы сосредоточиться на работе врачом в японской армии, и вернулся к писательству только после выхода на пенсию. Его вдохновляла главным образом немецкая литература, и он сыграл ведущую роль в японском романтическом литературном движении. Он писал стихи, драмы и историческую биографию, но лучшим его художественным произведением считается роман «Дикие гуси» (1912). Это пронзительная история неудовлетворенной любви, происходящая на фоне драматических социальных перемен, произошедших с падением Мэйдзи, когда бедность вынуждает юную героиню стать любовницей ростовщика.
  • Сосэки (1867-1916) – как его обычно называют – начал свою карьеру в качестве исследователя английской литературы в Императорском университете Токио. Он ушел в отставку, чтобы посвятить свое время писательству, и опубликовал свой первый роман « Вагахай ва нэко дэ ару» («Ваш покорный слуга кот») в 1905 году. Это сатирический портрет человеческого тщеславия, за которым последовали все более пессимистические, задумчивые романы, такие как «Кокоро» («Сердце») и его незаконченный шедевр «Мейан» («Свет и тьма»). Работы Сосэки часто посвящены отчуждению современного человечества, поискам морали и трудностям человеческого общения. Портрет Сосэки долгие годы украшал лицевую сторону банкноты номиналом 1000 йен.
  • Акутагаву (1892–1927) сегодня лучше всего помнят благодаря литературной премии его имени, которая вручается молодым писателям-фантастам. Он был выдающимся студентом и учился у Сосэки в Императорском университете Токио. Его самое известное произведение — «Расёмон и другие истории» (1915), заглавный рассказ которого послужил одним из источников шедевра Куросавы Акиры. В этой книге коротких рассказов он подвергает сомнению ценности своего общества, драматизирует сложности человеческой психологии и изучает, с тягой к дзен-подобным парадоксам, шаткое равновесие иллюзии и реальности.

В 1930-х и 40-х годах доминирование военных означало, что литература в значительной степени подавлялась. Двумя великими писателями, появившимися в послевоенный период, были Ясунари Кавабата (1899–1972), получивший Нобелевскую премию по литературе в 1968 году, и Танидзаки ДзюнъитироИх самые известные произведения — «Юки-гуни» Кавабаты («Снежная страна», 1935–47) и «Тадэ-куу Муси» Танидзаки («Некоторые предпочитают крапиву», 1928). В первом рассказывается об отношениях между писателем средних лет и стареющей гейшей. Последний использует города Токио (только что разрушенный землетрясением) и Осаку как символы конфликта между современной и традиционной Японией.

Мисима Юкио

На современную японскую литературу оказала сильное влияние культура стран, оккупировавших Японию в 1945 году.

Последний самурай Юкио Мисима и его гений беспокоят Японию спустя 50 лет после харакири.

Возможно, более известным за рубежом является Мисима Юкио (1925-70), чья жизнь и смерть были столь же драматичны, как и его искусство. Он был гомосексуалистом и одержим телом, физической красотой и ее неизбежным упадком и смертью. Его первой крупной работой была «Камэн-но Кокухаку» («Исповедь маски», 1949), а свою последнюю, тетралогию «Ходзё-но Уми» («Море плодородия», 1965-70), он передал своему издателю в день своей смерти.

Другой шедевр, «Кинкакудзи» («Храм Золотого павильона», 1956), рассказывает о монахе, возмущенном собственным уродством, который вместо того, чтобы увидеть, как он попадает в руки американских военных, сжигает знаменитый павильон Киото. 

Мисима был в отчаянии от вестернизации Японии и жаждал возвращения в более благородные времена. Он был, пожалуй, единственным писателем своего времени, который был способен писать пьесы кабуки в традиционном стиле. 

Фото, япония, культура, история, самурай, писатель 2
Юкио Мисима в день совершения харакири.

Во время войны он был освобожден от военной службы, и вина за это мучила его всю жизнь. Он занимался бодибилдингом и боевыми искусствами и любил позировать на фотографиях, изображающих его жестокий конец. 

Подражая искусству, он совершил ритуальное самоубийство вместе с членами своей фанатичной частной армии после того, как ему не удалось поднять восстание военных.

Современники

В 1994 году Оэ Кензабуро (1935-) стал вторым японским лауреатом Нобелевской премии по литературе. Представители его работ — «Коджинтеки на Тайкен» («Личное дело», 1963) и «Манен Ганнен но Футтобору» («Безмолвный крик», 1967). Оба романа затрагивали тему отца ребенка с повреждением мозга, о которых Оэ знал по своему опыту. В своих романах Оэ создает богатый поэзией и силой воображения мир, где реальность и миф неразрывно переплетаются. Он также писал о полярности, которую японцы XX века чувствовали между своей культурой и внешним миром. Совсем недавно он написал «Цугаэри» (1999), основанный на зариновой атаке религиозного культа в токийском метро в 1995 году, в результате которой погибло 12 человек.

  • Среди наиболее популярных авторов последних лет — Мураками ХарукиМураками Рю (не родственник) и Банана Ёсимото (женщина), все из которых известны своим резким взглядом на современное японское общество. 
  • Мураками Харуки (1949-), пожалуй, самый читаемый за пределами Японии. Романы «Noruwei no Mori» (Норвежский лес, 1987) и «Hitsuji o Meguru Bouken» (Погоня за дикой овцой, 1989) являются одними из самых известных его произведений. Книги этого мастера японской художественной литературы зачастую пропитаны жестокостью и сценами насилия, но это ничуть не снижает его писательского таланта. Он является самым издаваемым японским автором. 
  • Мураками Рю (1952-) получил премию Акутагавы в 1976 году за свой роман «Кагиринаку Тоумейни Чикай Буруу» («Почти прозрачный синий», 1976). Другие работы включают «Coin Locker Babies» (1980) и «Topaz» (Tokyo Decadence, 1988). Он часто появляется на телевидении и пишет в журналах, обсуждая нынешнее состояние Японии и ее молодёжь.
  • Ёсимото (1964-) читатели обычно либо любят, либо ненавидят. Ее мрачные романы затрагивают такие темы, как смерть, инцест и лесбиянство. Ее первый прорыв произошел с новеллой «Кухня» 1987 года, которая до сих пор остается ее самой известной книгой.
  • Кобо Абэ 9924-93). Среди японских прозаиков 20 века особого внимания заслуживает Кобо Абэ. По всему миру известны такие его творения, как «Женщина в песках», «Человек-ящик», «Чужое лицо». Окружающий мир в его произведениях предстает безнравственным, падшим и лишенным сострадания к одинокому человеку.
«Любовь мальчишек» — жанр манги, который обожают японские «гнилые девушки»

Оставьте комментарий