В японской мифологии Хатиман (八 幡 神) — синкретическое божество стрельбы из лука и войны, включающее элементы как синтоизма, так и буддизма. Хотя его часто называют богом войны, его более правильно определить как бога-покровителя воинов.
Хатиман
Он является божественным защитником Японии, японского народа, и Императорского дома. Ему поклонялись клан Минамото («Гэндзи») и большинство самураев. Имя означает «Бог восьми знамен», имея в виду восемь небесных знамен, знаменующих рождение божественного императора Оджина. Его символическое животное и посланник — голубь.
Hachiman (八 幡 神Хатиман-дзин или Яхата-но ками ) — популярное божество синто, которое защищает воинов во время битвы и заботится о благополучии сообщества. Начиная с периода Хэйан (794-1185), он был идентифицирован как обожествленный дух легендарного пятнадцатого императора Японии Одзина (応 神 天皇Ōjin-tennō) и почитался как центральное божество в святилищах Хатиман ((八幡神社 Hachiman-jinja или 八幡宮 Hachiman-gū).
Там его обычно окружают два других бога, Императрица Дзингу (Окинага-Тарасихимэ-но Микото, дух матери Одзина, легендарной Императрицы Дзингу) и Химэ-Оками, обожествленная супруга Одзина. Иногда эти три божества вместе называются Хатиман-Дайбосацу.
Со временем культ всех трёх божеств слился в культ Хатимана.
Происхождение имени Хатиман неизвестно. Китайские иероглифы в названии, которое также можно прочитать как Яхата, буквально означают «восемь знамен», что было истолковано как отсылка к легенде о том, что восемь знамен появились с небес при рождении императора Оджина. Более вероятной, однако, является теория, что Яхата — это просто название района в округе Уса, префектура Оита в Кюсю, где впервые возник культ этого божества.
Популярность синкретического культа
Хотя в Fuso-ryakki (扶桑 略 記, Краткие анналы Японии, XII век) говорится, что Уса-дзингу, самая ранняя и самая известная святыня Хатимана была построена в 571 году, самое старое засвидетельствованное упоминание о святилище встречается в хронике (日日本本 shoku nihongi) от 737 года, что предполагает более позднее происхождение.
После того, как оракул объявил, что синтоистский бог Хатиман обеспечит божественную защиту для строительства Великого образа Будды (Дайбуцу) в Наре (749), он стал рассматриваться как защитник буддизма и получил буддийский титул Дайбосацу (大菩薩 великий Бодхисаттва).
Его культ прочно утвердился в Киото после того, как в городе Явата, префектура Киото было построено по ходатайству буддийского монаха Геко в 859 году знаменитое святилище Ивашимизу Хатимангу (石清水八幡宮).
Будучи отождествленным с военной доблестью, Хатиман был принят как божество-покровитель семьи Минамото и последующих кланов воинов. Главный храм этого божества в восточной Японии — Цуругаока Хатиман-гу (鶴岡八幡宮) в Камакуре, был основан в 1191 году Минамото-но Ёритомо, основателем сёгуната Камакура.
С древних времен крестьяне поклонялись Хатиману как богу земледелия. Рыбаки надеялись, что он наполнит их сети большим количеством рыбы.
Популярность синкретического культа Хатимана неуклонно росла, о чем сегодня свидетельствуют около 25000 святилищ Хатимана по всей Японии.