Долгое времчя культура айнов развивалась независимо от Японии и России. В этой статье рассказывается о традиционной пище, одежде и жилье народа айнов много лет назад.
Содержание
Айны.
Россия
Айны. Ainu (айну, курильцы) — национальные меньшинства, проживающие в Сахалинской области, Хабаровском крае и на Камчатке. Хотя в настоящее время только около 100 человек идентифицируют себя как айны в России (по данным переписи 2010 года), считается, что по крайней мере 1000 россиян имеют значительную родословную айнов. Большинство людей, которые идентифицируют себя как айны, живут в Камчатском крае, хотя наибольшее количество людей, которые имеют родословную айнов (не признавая этого), проживают в Сахалинской области.
Российских айну можно поделить на шесть групп, из которых три вымерли полностью. Южносахалинские айну, Северосахалинские айну, Амурские айну, Южнокурильские айну, Северокурильские айну, Камчатские айну(Камчатские курилы, камчадалы)
Япония
В Японии уцелело около 27 000 айнов, большинство из которых проживают в Ибури, Хоккайдо. Их нынешняя повседневная жизнь с точки зрения еды, одежды и жилья почти такая же, как и у большинства людей в Японии. Однако в связи с борьбой за признание традиционной культуры айнов (коренных жителей Японии) и движением за восстановление различных ее аспектов (с 2008-2019 годов) некоторые айны активно пытаются изучить свою традиционную культуру и передать ее следующему поколению.
Например, они все чаще носят свою традиционную одежду на ритуалах и других официальных мероприятиях, что создает растущий спрос на увеличение производства их традиционной одежды. С точки зрения традиционной диеты, некоторые айны используют традиционные ингредиенты (например мясо белки) для приготовления новых блюд, а некоторые используют нетрадиционные ингредиенты (например мясо кенгуру) для традиционных блюд.
Что касается жилья, то сейчас люди живут в обычных домах. Но, общинами было построено традиционное жильё, специально предназначенное для встреч и церемоний, связанных с ритуалами.
Культура
У айнов была особая культура и образ жизни, которые были уничтожены при правительстве Эдо, когда сёгуны заставили айнов принять господствующий японский образ жизни. Хотя в Японии по-прежнему проживает около 27 000 айнов, они остаются маргинализованными людьми, которые страдают от последствий порабощения.
Брак
С 12 лет женщины начали долгий процесс татуировки, отмечая губы, кисти и руки в течение трехлетнего периода. Когда процесс был завершен, обычно в возрасте 15 или 16 лет, она имела право на брак. Татуировка была делом женщины, и только женщины татуировали друг друга. Японское правительство запретило татуировки в период Эдо за «жестокость» и, по-видимому, потому что татуировками отмечали лица японских преступников.
Некоторые браки заключались по обоюдному согласию родителей, а другие по любви. Когда мужчина хотел сделать женщине предложение, он шел к ней домой, где проводилась простая процедура, чтобы решить, будут ли они помолвлены. Девушка подавала своему поклоннику миску риса, он съедал половину риса и возвращал ей миску. Если она благосклонно относилась к соискателю, то доедала вторую половину. Однако если она ставила чашку рядом с собой, не обращая на рис внимания, это означало отказ. На свадебной церемонии пара повторяла ритуал с рисовой чашей. Когда рождались дети, то до двух-трех лет они отзывались на прозвища, после чего им давали постоянное имя.
Язык
У айнов есть свой собственный язык, но нет системы письма, что приводит к сильной устной традиции передачи историй и правил на протяжении поколений. Многие из топонимов Хоккайдо происходят от языка айнов, таких как Саппоро (сухая, большая река), Муроран (небольшой склон) и озеро Тойя (берег пруда).
Айну Отношения с медведями
Айны уважали природу и верили, что боги спустились на землю, замаскированные под животных, растения или другие объекты.
Они проводили разные церемонии, чтобы отправить духи животных обратно на небеса. Одна из этих церемоний, называемая ийоманте, проводилась в период с января по февраль, когда айны приносили в жертву медведей (или иногда сов). На медведей охотились в конце периода зимней спячки, для ловли детенышей в берлогах. Их содержали в клетках, до двух лет, затем приносили в жертву, т.е. отправляли обратно на небеса, где он передавал послания людей «великому отцу медведя в небе». Мясо и шкура медведя затем использовались для еды и одежды, а его череп прикрепляли к шесту для поклонения богу медведя.
Эскиз одежды айнов
Существуют различные виды одежды айнов в зависимости от материала, дизайна и региональных особенностей. Одежда также делится в зависимости от возраста и пола предполагаемого владельца и случая. Одну одежду носят во время повседневной жизни и работы, в то время как другие предназначены для ритуалов.
Оригинальная одежда айнов была сделана из «птичьей кожи» и перьев, а также из шкур медведя, оленя, лисы, тюленя, собаки и других. Некоторая одежда была даже изготовлена из «рыбьей шкуры» лосося и форели. Другая одежда была изготовлена из растительного материала, такого как дикая рожь и кора деревьев вяза (так называемая «аттуш»). Например, айну на Сахалине носили белую одежду, сделанную из волокна дерева Staff. Для торжественных случаев эта простая одежда была украшена аппликацией и вышивкой. Со временем, когда хлопок стал поступать с материковой Японии, аппликация и вышивка стали более сложными.
Одежда из шкур и мехов животных
Одежда из шкуры и меха
Для изготовления одежды используются различные шкуры и меха как наземных животных, таких как медведи, олени и лисы, так и морских млекопитающих, таких как тюлени, морские выдры и морские котики.
Одежда из шкуры и меха
(Музей культуры нибутани-айнов, коллекция Biratori Town)
Одежда из рыбьей кожи
Куски лосося, форели и другой рыбьей кожи соединяются вместе, образуя одежду с более плотными рукавами и более широким подолом, чем другая одежда, и похожа на цельное платье в западном стиле.
Одежда из рыбьей кожи
(коллекция Музея культуры нибутани айнов)
Одежда из растительных волокон
Одежда из коры
Волокна из внутренней коры одного из видов вяза и японской липы вплетаются в текстильные ткани для пошива одежды, которые называются attush. Говорят, что вяз лучше всего подходит для пошива одежды из различных материалов, потому что он имеет очень мягкие волокна.
Одежда из коры (Сахалин)
(коллекция музея айнов)
Травяная одежда
Волокна травы крапивы вплетаются в текстильные ткани. Эти волокна тоньше и белее, чем волокна вяза.
Травяная одежда
(Ботанический сад, Полевой научный центр северной биосферы, Университет Хоккайдо)
Одежда из хлопка
Хлопковая одежда
(коллекция музея Айну)
Для изготовления этой одежды использовалась старая хлопчатобумажная одежда и остатки дорогой одежды, полученные в ходе ранних торговых практик. Образцы были найдены при раскопках во многих местах и на языке айну назывались по-разному.
Иностранная одежда
Одежда, импортируемая из других регионов, считалась очень ценной, и айны носили ее в качестве официальной одежды поверх своей родной одежды, такой как атуш.
Одежда из Северо-Восточного Китая
Эта одежда на японском называется «сантан-фуку» или «эзо нишики». Одежды для придворных Чиновники династии Цин (Цин) были доставлены на Хоккайдо из того, что сегодня известно как Северо-Восточный Китай и Приморский край, по торговому маршруту с Сахалином.
Сантанская одежда
(коллекция музея айнов)
Одежда от Хонсю
Церемониальные предметы одежды, ватные шелковые одежды, одежда для спектакля «Но-драма»: красиво вышитые шелковые одежды. Для повседневного использования и для особых случаев.
Боевой сурко: пальто, надеваемое на доспехи военачальником.
Другие
Нижнее белье / Обычная одежда
Хлопковый mour
(коллекция музея айнов)
Обычная одежда из шкур животных, коры деревьев, травы или хлопка, как правило, имела гораздо меньше декоративных узоров, чем церемониальная и праздничная одежда.
Дома женщины носили одежду, называемую mour и надевали более красивую и дорогую одежду, как упомянуто выше, поверх обычной одежды, когда у них были гости или они выходили в общественные места.
Мужчины-айны носили нижнее белье или набедренные повязки из коры дерева или хлопка.
Узоры
Узоры на одежде, характерные для этого региона, выполнены пэчворком и вышивкой.
Вышитые узоры, очевидно, служат оберегом от злых духов, в которые верили или нет, в зависимости от людей и региона. Некоторые пожилые люди, которые хорошо знают прошлое, считают, что все узоры имеют особое значение, но другие говорят, что нет.
Пища
Существовали различные схемы потребления продуктов питания, на которые айны опирались, в зависимости от региона, в котором они жили. Например, люди, живущие недалеко от прибрежной среды, имели больше возможностей есть морепродукты, в то время как те, кто живет внутри страны, больше зависели от горных и лесных продуктов. В этом разделе рассказывается о еде, которую айны ели, и о том, как они ее получали.
1 Охота
Оружием для айнов при охоте были ловушки, стрелы и копья, острие которых часто было покрыто ядом. Яд, называемый «сурку», был получен из корней и стеблей аконитов. Среди животных, на которых охотились Айны, были Хоккайдские пятнистые олени, бурые медведи, еноты, белки и кролики. Их мясо в основном варилось в супе или жарилось. Мясо, хранившееся после сушки, снова отваривали в супе. Дикие птицы, в том числе медный фазан, сойка, воробьи и утки, варили в супе или зажарили.
2 Рыбалка
Виды рыб, пойманных в реках и озерах, включают лосося, форель, долли зелёную, белоснежный чарр, японский хучен, чарр, радугу, корюшку, мойву, плотву, карася, гольца, осетровых и речных креветок. Свежую рыбу готовили со съедобными дикими растениями в супе или жарили на вертеле.
Лосось иногда употребляли в виде Ruybe (ру-ипе), замороженного сырого филе. Икра лосося потреблялась с кашей или супом и высушивалась для сохранения.
Руйбе (ru-ipe)
Сегодня Ruybe является популярным блюдом из замороженного сырого филе лосося. Руйбе — это сочетание двух слов; «Ru», что означает таяние и «ipe» пища. Как сообщается, айны потребляли зимой замороженного лосося после того, как замораживали его под карнизом своей избы.
Рыболовство на море (источник: Ezo-shima kikan)
(Коллекция северных исследований, Библиотека университета Хоккайдо)
В районах вдоль побережья Хоккайдо и Сахалина существовала традиция активной морской рыбалки и охоты на треску, камбалу, анчоуса, сельдь, рыбу-меч, солнечную рыбу, китов, тюленей и морских котиков, используя лодки длиной от 3 до 4 метров. Их мясо, масло и внутренние органы употребляли в пищу, а шкуры морских млекопитающих использовались для одежды.
3 Сбор
Съедобные дикие растения собирались с весны до осени. Различные части растений, такие как их почки, стебли, листья, луковицы, корни и ягоды, потреблялись в зависимости от типа растения.
С весной до лета, собирали различные дикие растения, такие как альпийский лук — порей, ветреница, дикий лук — рокамболь, rectifolia, Heracleumlanatum, восточная Skunk капуста, белокопытник, страусовый папоротник (росток), орляк, королевский папоротник, felon herb, японский подбел, Angelica гриб. Поедали корни и луковицы Adenophoratriphylla, Codonopsislanceolata, Dogtooth violet, Smilacina, Chocolate Lily, Cardiocrinumcordatum и др.
С лета до осени собирали ягоды, сладкий шиповник, киви и шелковицу, желуди и семена грецких орехов, японских каштанов, амурских пробковых деревьев, водяных дубов. Собирали фрукты, такие как голубая жимолость (хаскап), дикий виноград и земляника, а также подземные ягоды китайского арахиса, корнеплоды дикого картофеля и Arisaemapeninsulae.
Rataskep
Ратаскеп
(Фото любезно предоставлено музеем айну Синхидака)
Блюдо под названием Rataskep часто упоминается как одно из типичных блюд айнов. Оно состоит из съедобных дикорастущих растений, овощей или бобов или смеси некоторых из этих различных ингредиентов. Для приправы использовалось масло и соль.
4 Сельское хозяйство
Фермы состояли из небольших участков земли, за которыми ухаживали женщины. Они выращивали урожай, совмещая с элементарной работой по дому. Мужчины никогда не участвовали в сельском хозяйстве, а их рабочая сфера — охота и рыбалка. Просо Barnyard и просо foxtail культивировались с древних времен (просо было обнаружено в археологических раскопках). Согласно записям, созданным в середине японской эры Эдо, айны выращивали картофель, зерновые культуры, включая просо, пшеницу, гречиху и кукурузу, бобы, сою, бобы адзуки и коровий горох, а также овощи, включая репу под названием Атане и японскую редиску.
Зерно потреблялось ежедневно в виде каши, и на пару для проведения праздников и ритуалов. Зерно также использовалось для приготовления пельменей или в качестве ингредиентов домашнего алкоголя.
Выращивание овощей считается недавней деятельностью для айнов. Картофель был введен японцами в 1798 году. Со времен эпохи Эдо выращивают тыкву дайкон, тыкву, огурец и кабучу.
Ежедневное питание
Пример ежедневного обеда
(Фото любезно предоставлено музеем айну Шинхидака)
Большинство ежедневных приемов пищи обычно состояли из супа и каши. Основным продуктом диеты айнов был суп под названием «0haw». Ohaw был разделен на различные формы в зависимости от ингредиентов. Вот некоторые примеры: «Kam ohaw» (мясной суп), «pukusa ohaw» (чесночный суп) и «pukusakina ohaw» (суп из анемонов)
Виды супа включали в себя суп из съедобных дикорастущих растений, мяса, рыбы и морских водорослей. Суп, обычно содержал много ингредиентов, был приготовлен с солью и маслом для приправы. Мясо животного происхождения готовили в супах и только в редких случаях употребляли в сыром виде. Были популярны ыбные супы со стеблями, листьями, корнями или зеленью из диких или выращенных растений.
Чтобы приготовить кашу, в большом количестве воды варили такие зерна, как просо, рис и кукурузу. В каши иногда добавляли сушеный альпийский лук-порей, крахмал Cardiocrinumcordatum, сушеную икру лосося, картофель, бобы и тыквы, приправляли животным или рыбным жиром и другими специями для улучшения вкусовых качеств.
Специальное питание для торжеств и ритуалов
Приготовленные на пару зерна, ратаскеп, пельмени и домашний алкогольный напиток обычно готовили для торжеств и таких ритуалов, как прощание с духом убитого медведя, молитвы богам и новоселье.
Пищевая переработка для консервации
Пища, которую айны добывали в результате охоты, рыбалки, сбора урожая и ведения сельского хозяйства, не только потреблялась немедленно, но и хранилась в качестве резервного питания на долгий зимний период и для подготовки к возможной будущей нехватке продовольствия. Съедобные дикие растения обрабатывались для долговременного хранения (в основном сушились) с весны до осени. Помимо растений, сушке и солению подвергались мясо и рыба.
Методы консервирования включали кипячение, сушку на солнце и обкуривание. Копченое мясо было упаковано с берестой в пучки, чтобы сохранить его полусухое состояние и избежать воздействия света. Лосось и форель очищали, разрезали пополам вдоль позвоночника и обкуривали, чтобы предотвратить порчу. Лосось, который после нереста становился жёстким, подвергался копчению. Форель является более жирной и склонной к быстрой порче, поэтому её жарили на гриле и сушили.
Дикие растения и сельскохозяйственные продукты высушивались на солнце или кипятились и высушивались для помещения в хранилища. Луковицы убаюри (лилии), растертые в ступке, пропитывали водой для получения крахмала. Этот крахмал сушили для долговременного хранения.
Схема жилых систем
Отреставрированные дома с соломенной травой
(Музей айнов)
Деревни айнов состояли из четырех-пяти домов, которые в совокупности назывались chise. Строительные материалы состояли из сена, бамбуковой травы сасы и коры. Дома обычно располагались возле рек, которые были как источниками пищи, так и транспортными артериями
Восстановленные дома, покрытые соломой или бамбуковой травой (филиал Городского музея Асахикавы)
На языке айну «Сизе» означает «Изба». Это слово часто используется, даже в японском языке, специально для обозначения дома, покрытого соломой или бамбуковой травой.
Однако слово «Cise» все еще существует на языке айнов и используется для обозначения обычного дома, построенного с использованием современных методов строительства. Старшие айны часто используют это слово в разговоре. Несмотря на изменения в выборе материалов и методов строительства, «Cise» остается неизменным и все еще означает дом на языке айнов.
Обустройство помещения и внутренняя отделка
Комната с узорным ковриком на стене
(Айну Мусеун)
В комнате были окна, и считалось, что боги вошли и вышли через одно из окон. Окно прорубалось в священном направлении, основываясь на местных верованиях. Алтарь расположен снаружи, лицом к священному окну, через которое боги предположительно входят и выходят. Пространство между священным окном и очагом в центре комнаты считается священным (почётным), и гостей иногда приглашают расположиться там.
Пол покрыт слоями травы, тростниковых экранов и матов. Низкая платформа иногда помещается у стены как кровать.
При изготовлении очага выкапывали яму, а затем обкладывали гравием и просыпали вулканическим пеплом.
Стены внутри комнаты завешивались циновками, а окно или дверной проем иногда закрывался висячими камышовыми сетками или циновками.
Дом и окрестности
Окрестности дома (Город Обихиро в конце периода Тайшо)
(Музей Айну)
Рядом с основным домом располагались вспомогательные помещения, сараи, клетки для медведей, загоны для домашних животных. Ранние формы архитектуры для айнов включали строительство складов под названием «пу». В хранилищах можно было безопасно хранить свежую добычу от рыбной ловли, охоты, сбора корней и урожая с полей, что повышало способность деревень пережить зиму. В непосредственной близости от дома некоторые домохозяйства выделяли место для захоронения отходов (нужника), рисовые отруби и зола из очага иногда выбрасывались отдельно от остальных отходов. Некоторые жители использовали стеллажи и прутья для сушки рыбы и мяса, а также для сушки белья. Другие ставили вокруг дома изгородь, сделанную из бамбука и травы.