То́рии (яп. 鳥居, иногда пишется 鳥栖 или 鶏栖) — это традиционные японские ворота без створок, которые можно найти у входа в каждое синтоистское святилище или внутри самого святилища. Они символизируют переход между земным миром и миром потусторонним. Врата Богов являются одним из самых почитаемых символов синтоистских святынь.
Тории имеются в каждом синтоистском святилище (дзиндзя) и являются их отличительным признаком. Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя.
В буддистском храме Ситэнно-дзи в Осаке стоят огромные каменные тории, возведённые в 1294 году после того, как сгорели предыдущие деревянные.
Содержание
Тории (鳥居)
Несмотря на археологические исследования, в ходе которых к настоящему времени было предложено несколько теорий, происхождение ворот тории до сих пор остается неясным.
Значение слова тории чрезвычайно сложное, есть несколько теорий, объясняющих его: первая основана на прочтении иероглифов «тори», то есть птицы, а второй символ – это слова «и», то есть обитель, это можно трактовать его как «птичий насест». (Согласно некоторым источникам, на нем изначально были жертвенные петухи.)
В древних японских источниках неоднократно упоминается связь птиц со смертью. В старых легендах есть упоминание о птицах, одержимых ками и сидящих на ветвях деревьев. Первые достоверные упоминания торий найдены в «Описи храма Оотори-дзиндзя в Идзуми» (яп. 和泉国大鳥神社流記帳 Идзуми но куни Оотори-дзиндзя рикитё:, 922 год).
Другая теория основана на легенде, что богиня Солнца Аматэрасу-омиками также была выманена из своей пещеры «поющими» петухами, посаженными на такой подставке. Согласно другой гипотезе, оно было сокращено от фразы «tōri-iru» (通り入る), что означает «пройти и войти».
По одной из теорий, они произошли от индийских ритуальных ворот торана, обычно возводимых с четырёх сторон света на пути к ступе или захоронению.
Вместе с буддизмом данная архитектурная форма распространилась из Индии по всей Восточной Азии, а позже попала в Японию через Китай или Корею
Хотя происхождение ворот тории остается загадкой, говорят, что форма ворот тории, которую мы можем видеть сегодня, была создана примерно в 8 веке.
Считается, что первые ворота Тории датируются периодом Хэйан. В то время как самые старые каменные ворота тории датируются 12-м веком и расположены в святилище Хатиман (префектура Ямагата), самые старые деревянные тории были сделаны в 16 веке и расположены в святилище Кубо Хатиман в префектуре Яманаси.
Синтоистские символы
Традиционные тории изготавливаются из камня или дерева, но в настоящее время они могут изготавливаться из разнообразных материалов, таких как медь, сталь или бетон.
В святилищах Инари много тории, потому что люди, которые успешны в бизнесе, часто дарят их богу плодородия и промышленности, в знак благодарности.
Например, святилище Фусими Инари Тайся в Киото имеет тысячи тории, которые носят имена жертвователей.
Тории бывают разные — чёрные, белые, красные.
Узнав о том, что такое тории, естественно задаться вопросом, почему так много из них окрашено в такой яркий оттенок красного (или оранжевого). В Японии красный цвет символизирует солнце и жизнь, а также считается, что он защищает от плохих предзнаменований и бедствий.
В буддизме красный считается цветом, олицетворяющим священную атмосферу, а также жизненную силу. Считается, что красный цвет отпугивает злых духов.
Проходя через эти красные ворота, посетители храма очищаются от любой плохой энергии, гарантируя, что только хорошая энергия будет передана ками, который находится внутри.
С менее духовной и более практичной точки зрения, красный цвет является цветом лака, который традиционно использовался для покрытия дерева тории и защиты его от непогоды.
В то же время не все теории являются красными. Вы можете найти белые, синие, жёлтые и даже золотые ворота тории.
Розовые ворота тории, соответствуют цвету Шибадзакуры. Они расположены в парке Хигасимокото Сибадзакура на Хоккайдо. Эти ворота тории были окрашены в розовый цвет в декоративных целях. Лучший сезон для посещения — май. Шибадзакура цветет с мая по июнь.
Белый считается первоначальным цветом ворот тории, которые до прихода буддизма в Японию были более распространены, чем красные, Белый производит священное, чистое впечатление на людей и, как полагают, отгоняет злых духов.
После того, как в период Мэйдзи было официально осуществлено разделение синтоизма и буддизма, некоторые святилища снова начали красить свои красные ворота тории в белый цвет, но их количество не превышает красных даже сегодня!
Существуют различные виды неокрашенного дерева, камня (обычно белого или серого) и даже металла. Несмотря на огромное количество цветовых вариаций (включая черный), существует еще больше форм (где-то около 60 различных разновидностей!).
Драконьи тории
Считается, что некоторые ворота тории действуют как «точки силы», где вы можете получить силу, прикоснувшись к ним. А у Трех драконьих ворот в Токио есть драконы на колоннах, которые, как говорят, могут исполнить ваше желание, если вы к ним прикоснетесь.
Коэндзи — храм буддийской секты (школы) Сото. Слева от главного зала находится храм Инари. Здесь вы найдете Сорю (два дракона) Ворота Тории, которые являются одними из Трёх драконьих ворот Токио.
Сорю Тории изображает восходящего дракона с одной стороны и спускающегося дракона с другой. Он известен как мощное религиозное место, и говорят, что, если загадать желание, прикоснувшись к взбирающемуся дракону, оно сбудется.
Конструкция
С точки зрения конструкции, есть несколько ворот тории, простейшей версией которых является shime torii или chūren torii. Они состоят из двух простых столбов, соединенных священной веревкой, симэнавой.
Тории могли появиться в Японии в результате эволюции простейших культовых площадок. В старину постоянных храмов не существовало — вначале при проведении религиозных праздников по углам священного участка ставили столбы, между которыми натягивалась верёвка. Позже на входе для жреца стали ставить два столба повыше, тоже соединённые верёвкой. В конце концов верёвку сменили деревянные перекладины, и тории приобрели вид современных симмэй-торий.
Несмотря на простоту конструкции, существует множество типов торий. Их можно разделить на две большие группы. Симмэй-тории имеют простые столбы и прямые перекладины. Мёдзин-тории, более распространённые, имеют изогнутую верхнюю перекладину, нижняя проходит сквозь столбы.
Стиль симмей (прямые тории) | |
Исэ | Верхняя балка в сечении представляет собой пятиугольник, ее концы утолщены. Столбы слегка наклонены друг к другу. Тории этого вида использовались в храмах Исэ, посвященных богине Аматэрасу. |
Касуга | Проходящая сквозь столбы и выступающая за их пределы нижняя балка фиксируется клиньями. Между перекладинами помещается табличка с именем храма. Название тории получили от Касуга Тайся, святилища в городе Нара. |
Куроки | Столбы изготавливались из покрытых корой бревен. Тории такого типа постоянно нуждались в реставрации, и сейчас они встречаются крайне редко. Показателен пример ворот храма Нономия, расположенного среди бамбуковых рощ на западе от Киото. Первоначально они были сделаны в стиле куроки, но постепенно все натуральные детали были заменены синтетическими и покрыты материалами, лишь имитирующими древесную кору. |
Хатиман | Как и в Касуга-тории, нижняя балка пронзает столбы. Концы верхней балки срезаны под углом, нижняя обладает квадратным сечением. Такие конструкции можно встретить храмах, посвященных богу войны Хатиману. |
Стиль мёдзин (изогнутые тории) | |
Инари | Столбы оканчиваются кольцевыми деталями под названием «дайва». Ворота характерны для святилищ ками Инари. |
Мива | Ворота состоят из трех частей. Центральный элемент конструкции — это большие изогнутые тории. К ним с двух сторон примыкают воротца поменьше. |
Рёбу | Каждый из столбов с двух сторон дополнен вспомогательными столбиками, присоединенными горизонтальными балками. Верхняя часть столбов закруглена с помощью элемента дайва. |
Санно | Над верхней балкой имеется щипец — похожий на скат крыши элемент, образующий треугольник. В данном случае щипец символизирует ками гор (иероглиф «син» означает «гора», «о» — это «царь»). Примером такой конструкции являются ворота в храме у подножия горы Хиэй. |
Вот краткое резюме и иллюстрация:
Существуют несколько уникальных торий группы мёдзин, названных в честь храма, где они расположены. Это Ситэнно-дзи-исидории (яп. 四天王寺石鳥居), Уса-тории (яп. 宇佐鳥居) и Хакодзаки-тории (яп. 筥崎鳥居).
Врата Богов
Поскольку ворота тории отделяют пространство между священным местом и миром людей, вежливо поклониться один раз, прежде чем пройти через ворота.
Вы также можете увидеть, как местные жители делают то же самое.
Иными словами, они служат границей, отделяющей сакральное пространство от земного мира, в котором живет человек.
Проходя через ворота тории, принято идти сбоку, а не прямо по центру. Считается, что центральное пространство зарезервировано только для прохождения ками.
Помимо исторических святынь, вы можете столкнуться с красивыми воротами тории, которые внезапно появляются в самых неожиданных местах Японии. Они включают в себя природные уголки, такие как подножия знаменитых гор или живописное побережье. Говорят, что эти ворота тории олицетворяют божество, которое, как считается, существует в природе, включая священные горы и океан. Это верование называется анимизмом, аборигенным японским верованием, которое имеет долгую историю.
Обычно, когда у вас есть портал, поблизости вы найдете святыню, даже если она очень маленькая.
Но некоторые порталы по городу служат лишь предупреждением для людей не выбрасывать мусор и не мочиться в этом месте.
Давайте также рассмотрим конкретные примеры: