Компьютерная графика 因州池田家表門 Иншу Икеда ке Омотемон (главные ворота верхней резиденции семьи Икеда – их можно увидеть в парке Уэно

Санкин Котай — система заложников в Японии.

Санки́н ко́тай (яп. 参勤交代 / 参覲交替 санкин ко:тай, «поочерёдное прибытие на службу») — «Альтернативная политика посещения«, система принудительных командировок, которая обязывала провинциальных правителей даймё различных ханов (владений) Японии периодически прибывать на службу в ставку сёгунов Токугава в городе Эдо и проводить в ней определённое время.

На фото: компьютерная графика 因州池田家表門 Иншу Икеда ке Омотемон (главные ворота верхней резиденции семьи Икеда – их можно увидеть в парке Уэно).

Княжество (хан) являлось административно-территориальной единицей и частью военного, налогового и государственного аппарата сёгуната Токугава. Княжества служили системой (де-факто) административного деления Японии наряду с провинциями (де-юре), пока не были отменены в 1870-х годах.

Наиболее влиятельные и могущественные даймё, а также их владения в последней трети XVI века.
Наиболее влиятельные и могущественные даймё, а также их владения в последней трети XVI века.

Все княжества (сотни) были различны по своим размерам, географическому положению, продуктивности, обилию плодородных земель и сохраняли небольшую политическую независимость. Система Хан была очень динамичной. Появлялись новые и исчезали старые княжества, одни феодальные кланы отстранялись от управления княжествами, другие получали их прежние владения. Изменялись доход и размеры княжеств, местоположение ставок феодальных кланов.

Размеры и значение княжеств выражались в урожае риса, собиравшегося на территории княжеств и измерявшегося в коку (яп. 石) — 180,39 литра.

Санкин котай

Биография Тоётоми Хидэёси
Тоётоми Хидэёси

Тодзама-даймё 

Система альтернативного посещения занятий, или санкин-котай, была политикой сегуната Токугава, которая требовала, чтобы дайме (или правители провинций) делили свое время между столицей своих владений и столицей сегуна Эдо (Токио). На самом деле эта традиция неофициально зародилась во времена правления Тоетоми Хидэеси (1585-1598), но была закреплена в законе Токугавой Иэмицу в 1635 году.

На самом деле, первый закон санкин-котай применялся только к так называемым тодзама или «внешним» дайме. Это были правители, которые перешли на сторону Токугавы только после битвы при Сэкигахаре (21 октября 1600 года), которая укрепила власть Токугавы в Японии. Многие правители из отдаленных, крупных и могущественных владений были среди дайма тодзама, поэтому сегун в первую очередь стремился контролировать их.

Самурай верхом на лошади
Самурай верхом на лошади. САМУРАИ: ИСТОРИЯ, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Тодзама-даймё (яп. 外様大名 «посторонние даймё») — представители японской феодальной знати, ставшие вассалами сёгуна Токугавы Иэясу после битвы при Сэкигахаре (1600) и начала эпохи Эдо (1603). Во время гражданской войны, вспыхнувшей после смерти фактического правителя Японии Тоётоми Хидэёси, знатные роды, ставшие тодзама, в большинстве своём поддерживали противника Токугавы — Исиду Мицунари, и были вынуждены после поражения подчиниться победителю. Неполноправный статус тодзама сохранялся более двух веков: в течение всей эпохи Эдо они были существенно ограничены в своих владетельных правах, считались неблагонадёжными.

Фудай 

Однако в 1642 году санкин-котай был распространен и на дайме фудай, те, чьи кланы были в союзе с токугава еще до Сэкигахары. Лояльность в прошлом не была гарантией дальнейшего хорошего поведения, поэтому дайме фудай тоже должны были собирать чемоданы.

Фудай (яп. 譜代, «исконный») — статус самурайского рода или провинциального правителя-даймё в системе классификации подчинённых сёгуната по степени родства или близости к правящему сёгунскому дому. С конца XII до середины XIX века этим термином обозначали вассалов сёгуна, родственники которых из поколения в поколение служили ему.

Даймё, которые издревле служили роду сёгунов, называли фудай даймё (яп. 譜代大名). Термин фудай также применяется по отношению давних вассалов самих даймё (яп. 譜代の臣, «давний слуга»).

В сёгунате Эдо (1603—1867) фудаями называли роды тех провинциальных правителей, которые были вассалами сёгунского дома Токугава до битвы при Сэкигахара и не были его родственниками по мужской линии. Их среднее количество составляло около 135 родов.

Альтернативная система посещаемости

Согласно системе альтернативной посещаемости, каждый владелец домена должен был проводить поочередно несколько лет в столицах своих собственных доменов или посещать суд сегуна в Эдо. Дайме должны были содержать роскошные дома в обоих городах и оплачивать ежегодные поездки со своей свитой и армиями самураев между этими двумя местами.

 Центральное правительство обеспечило выполнение своих требований, потребовав, чтобы они постоянно оставляли своих жен и сыновей-первенцев в Эдо. Когда даймё не проживал в замке Токугава, он был обязан оставить свою семью в замковом городе своего повелителя. Проще говоря, это была система заложников, которая требовала, чтобы даймё или его семья (включая очень важного наследника) всегда были физически подчинены прихоти повелителя.

Общие расходы дайме в период Эдо обычно оценивались в 25% от чистого дохода земель.
大名行列 даймё гёрэцу — даймё процессия

Так можно выразиться, но в наши дни слово «заложник» имеет совсем другой смысл. Они жили богатой жизнью в этих дворцах в Эдо, наслаждаясь прекрасными садами и вкусной едой и ведя образ жизни, типичный для знати своего времени.

Но содержать 3 или более резиденций в Эдо в дополнение к замку и другим резиденциям в вашем собственном домене, а также управлять своим доменом и кормить его было дорого. Стоимость варьировалась время от времени и от домена к домену, но экономическая нагрузка санкин-котай на один домен составляла 50-75% от богатства домена.

Существало 3 типа резиденций доменов

Верхняя резиденция княжества Фукуока в Касумигасеки (семья Курода).
Верхняя резиденция княжества Фукуока в Касумигасеки (семья Курода).

Резиденции даймё включали небольшой дворец для господина и администрации княжества, а  также казармы для самураев низшего ранга, сопровождавших господина.

У каждого лорда обычно было по три резиденции в Эдо, хотя у некоторых их было больше. Земля была предоставлена ​​им сёгунатом и могла быть конфискована или перераспределена по усмотрению сёгуна или его совета советников.

上屋敷
ками-ясики,
верхняя резиденция
место выполнения экономических, правительственных и дипломатических обязанностей в домене;
поскольку здесь велись дела домена, они обычно располагались в непосредственной близости от замка Эдо.
中屋敷
нака-ясики,
средняя резиденция
резиденция отставного лорда, его вдовы и детей главы семьи
下屋敷
симо-ясики,
нижняя резиденция
резиденция или вилла для отдыха (часто расположена на окраине города);
также используется в качестве основного места жительства, если верхние или средние дома были разрушены пожаром или какой-либо другой чрезвычайной ситуацией.

Заявленная сегунами причина возложения этого бремени на дайме заключалась в том, что это было необходимо для национальной обороны. Каждый дайме должен был поставлять определенное количество самураев, рассчитанное в соответствии с богатством его владений, и привозить их в столицу для прохождения военной службы раз в два года. 

Однако сегуны фактически ввели эту меру, чтобы занять дайме работой и возложить на них огромные расходы, чтобы у правителей не было времени и денег на развязывание войн. Альтернативная посещаемость была эффективным инструментом предотвращения сползания Японии обратно в хаос, который характеризовал период Сэнгоку (1467-1598).

Монгольские вторжения в Японию в 1274 и 1281 годах
Вторжение «Монголокитайского ига» в Японию в 1274 и 1281 годах

Система альтернативной посещаемости имела некоторые второстепенные, возможно, незапланированные преимущества для Японии. Поскольку лордам и их большому числу последователей приходилось так часто путешествовать, им нужны были хорошие дороги. В результате по всей стране выросла система хорошо обслуживаемых автомагистралей. Главные дороги в каждую провинцию были известны как кайдо.

Сила системы

Поскольку демонстрация богатства стала важным показателем статуса, расходы на пышные процессии увеличили финансовое бремя. Общие расходы дайме в период Эдо обычно оценивались более 25% от чистого дохода княжества.

Минамото-но Ёритомо отправляется в Киото в начале сёгуната Камакура
Минамото-но Ёритомо отправляется в Киото в начале сёгуната Камакура. 4 самых могущественных клана ранней Японии

Вынужденные «командировочные» своими визитами стимулировали экономику на протяжении всего своего маршрута, покупая продукты питания и жилье в городах и деревнях, через которые они проезжали по пути в Эдо. Опять же, ожидалась соответствующая степень великолепия, и это тоже стоило денег: нужно было нанять лошадей и носильщиков, организовать и закупить постоялые дворы, еду и развлечения, а также обеспечить соответствующую свиту из охранников, слуг, наложниц, помощников и советников.

Вдоль дорог появились новые типы элитных отелей, известных как хондзины, построенных специально для размещения дайме и их свиты, когда они путешествовали в столицу и обратно.

Санкин котай был официально оформлен в первые десятилетия периода Эдо таким образом, что некоторые наследственные вассалы Токугавы (дайме фудай) сменялись в Эдо каждые шесть месяцев, в то время как большинство других дайме переезжали в Эдо каждые два года.

Альтернативная посещаемость

График движения по пяти основным магистралям был установлен отчасти для того, чтобы свита дайме (обычно от 150 до 300 человек) не создавала большой нагрузки на транспортные средства вдоль Накасендо или любого другого шоссе, используемого для поездок: точный маршрут и продолжительность путешествия также были установлены, так что путешественники на Накасендо из года в год были почти одинаковыми.

 Система альтернативной посещаемости обеспечивала развлечения для простых людей. Ежегодные процессии дайме туда и обратно в столицу сегуна были праздничными мероприятиями, и все выходили посмотреть, как они проходят. В конце концов, все любят парады.

Краткая история японских лордов даймё
Краткая история японских лордов даймё

«Альтернативная посещаемость» хорошо работала для сегуната Токугава. За все время его правления, длившегося более 250 лет, ни один сегун Токугава не столкнулся с восстанием кого-либо из дайма. Система оставалась в силе до 1862 года, всего за шесть лет до падения сегуна во время реставрации Мэйдзи. 

Она привела к более быстрому возникновению национальной коммерческой и финансовой системы, поскольку даймё приходилось продавать местные продукты на национальных рынках, чтобы обеспечить деньги, необходимые для оплаты расходов в дороге и в Эдо. Осака и Эдо стали центральными точками национальной экономики, которая объединила нацию в экономическом и культурном плане, хотя политическая система оставалась номинально децентрализованной.

Однако эта система не была всеобщей любимой. Среди лидеров движения за восстановление Мэйдзи были два самых тодзама (внешних) из всех дайме — беспокойные правители Тесу и Сацума, на самой южной оконечности главных японских островов.

Когда сёгунат Токугава начал терять власть, он отменил санкин котай в 1862 году. В течение шести месяцев почти половина населения Эдо (уменьшилось до 500 000 человек) уехала, чтобы вернуться в свои родные владения. Один даймё даже разобрал свою резиденцию и забрал ее с собой.

Как упоминалось ранее, даймё получили свою землю от сёгуната. Во время Реставрации Мэйдзи эта городская собственность и владения были конфискованы и перепрофилированы для городских нужд. 

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх