САМУРАЙ: ИСТОРИЯ, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

САМУРАЙ: ИСТОРИЯ, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

28.12.2020 0 Автор Masaka

Слово самурай (侍, также используется слово «буси» (武士)) возникло в дохейанский период. Оно образовано от классического японского глагола saburau, означающего служить или сопровождать. В ранний современный период, а именно в период Азучи-Момояма  и в начале периода Эдо конца 16-го и начала 17-го веков, слово сабурай было заменено словом самурайОднако к тому времени его смысл уже давно изменился.

Слово самурай

В эпоху правления самураев, даже когда владение мечом стало более важным навыком, чем владение копьём и луком, более ранний термин юмитори (лучник) продолжал использоваться как почетный титул опытного воина. Японская стрельба из лука (кюдзюцу) до сих пор прочно ассоциируется с богом войны Хатиманом.

Следующие термины относятся к самураям или самурайской традиции:

  • Buke (武家) — воинственный дом или член такого дома
  • Mononofu (もののふ) — древний термин, означающий воин.
  • Musha (武者) — сокращенная форма bugeisha (武 芸 者), букв. «Человек боевых искусств».
  • Shi (士) — слово, примерно означающее «джентльмен», иногда оно используется для обозначения самураев, в частности, в таких словах, как 武士 (буси, что означает воин или самурай).
  • Tsuwamono (兵) — старый термин для солдата, популяризированный Мацуо Башо в его знаменитом хайку. Означает «сильный человек».

Только в период Эдо (1603-1868 гг. Н.э.) для самураев была разработана полностью стандартизированная система статуса и рангов. Было три основных звания:

  • gokenin  ( домашние слуги), Ближние самураи, самые низшие вассалы феодала отвечающие за охрану порядка в городе и несущие обязанность по сопровождению дайме при его обычных передвижениях. Среди прав — использовать зонтик в случае дождя.
  • goshi  (деревенский воин), ополченцы. Они могли жить рядом с замком, обрабатывать свою землю, но не могли иметь два меча полного самурайского ранга. P.S. Кстати, право на ношение двух мечей и звание воина можно было просто купить, а вот благородным только родиться или стать усыновленным.
  • hatamoto (знаменосцы), Старшие самураи, высший чин. Ожидалось, что только эти воины умрут, чтобы защитить интересы своего господина.  Становой хребет клана, занимали почти все важные должности, выступали посланниками и представителями клана, являлись церемониальной охраной дайме.

夏草や
兵どもが
夢の跡

Natsugusa ya
tsuwamono-domo ga
yume no ato

Летние травы,
Все, что осталось
От мечты солдата.

Самурай с катаной и вакидзаси.
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из дайто (длинного меча) и сёто (короткого меча). 

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

Самураев, возможно, стали чрезмерно романтизировать с 18 века н.э. как воплощение рыцарства и чести, но есть много примеров того, как они проявляли большое мужество и преданность своим хозяевам, в частности, даже совершали ритуальное самоубийство в случае поражения или смерти их господина. Однако война в средневековой Японии была такой же кровавой и бескомпромиссной, как и в любом другом регионе, и деньги часто были основным стимулом в жизни для многих самураев

Оружие

Самураи использовали различное оружие. Бусидо учит, что душа самурая находится в мече катане, который они всегда носили с собой. Иногда самурай изображается полностью зависимым от катаны в бою. По достижении тринадцатилетнего возраста на церемонии, называемой генпуку (元 服), мальчику давали вакидзаси (脇 差) и взрослое имя, и он становился самураем. Это также давало ему право носить катану, хотя обычно она была запечатана шнуром, чтобы предотвратить случайное вытаскивание катаны. Владение обоими мечами (катана и вакидзаси) вместе называется Daisho (大小, лит «большой и малый»).

Вакю (яп. 和弓, «японский лук»), дайкю (яп. 大弓, «большой лук»), или обычно просто юми (яп. 弓, «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). Он оставался неизменным в течение многих столетий до появления пороха и ружей в 16 — м веке. Составной лук в японском стиле был мощным оружием. Его размер позволял стрелять различными снарядами, такими как огненные стрелы и сигнальные стрелы, на расстоянии 100 метров с большой точностью и более 200 метров, когда точность не была проблемой. Обычно его использовали пешком, прячась за тедатэ (手 盾), большим деревянным щитом, но его можно было использовать даже верхом. Практика стрельбы с лошади в дальнейшем стала синтоистской церемонией  ябусамэ (流 鏑 馬). 

В битвах с монгольскими захватчиками эти составные луки были решающим оружием, превосходящим меньшие по размеру составные луки и арбалеты, которые предпочитали китайцы и монголы, где были в это время татары, доподлинно неизвестно. Монголокитайцам не хватало лошадей, которые они так разрушительно использовали против русских, и им приходилось сражаться пешком, что уменьшало их эффективность стрельбы и сечи.

Фото, история, оружие, самурай
Самурай Рокуродзаэмон Хата с нагинатой. Ксилография Утагава Куниёси (XIX век)

В 15 веке стало популярным копьё яри (槍). Оно вытеснило с поля битвы нагинату, поскольку личная храбрость стала менее важным фактором, а сражения стали более организованными. Атака в строю, конная или спешенная, при использовании копья была более эффективна и давала преимущество перед разрозненными воинами. Например, в битве при Сидзугатаке, где Сибата Кацуие был побежден Тоётоми Хидэёси, тогда известным как Хашиба Хидэёси, семь лучших копейщиков Сидзугатаке (賤 ヶ 岳 七 本 槍) сыграли решающую роль в победе.

Один из самых больших споров вокруг оружия самураев заключается в том, нападали ли они когда-либо верхом. Лошади того времени были меньше, и было сомнительно, насколько хорошо они выдерживали долгую битву с седоками в тяжелых доспехах

Лошади, на которых ездили самураи, были в основном крепкими кисума, местными лошадьми, которые больше походили на крепеньких пони, чем на современных чистокровных лошадей. Они были коренастые, длинноволосые, коротконогие, лохматые создания, их рост в холке в среднем составлял от 120 до 140 см в высоту.

Традиционно считалось, что самураи сражались в основном верхом, действуя как тяжелая кавалерия, и атаковали несчастных пеших солдат. В настоящее время установлено, что они в основном сражались пешком и использовали лошадей для передвижения и лишь изредка нападали на растерянных и отступающих врагов. Битва при Нагасино была одной из немногих битв, в которой самураи предположительно атаковали верхом.

Согласно записям, оставленным португальским миссионером Луишем Фруа, «Мы, европейцы, сражаемся верхом, японцы едут на конях в бой, спешиваются и сражаются пешком».

После того как из Европы была завезена фитильная аркебуза, самураи начали практиковать это оружие. Это стало любимым оружием для снайперской стрельбы, поскольку самураев награждали за каждого врага, которого он убивал лично. Хотя командование было важным аспектом у титулованных самураев, подработка на поле боя считалось достойным занятием. Молодые, неопытные воины также использовали фитильные винтовки, но вместо этого стреляли залпами по толпе противника, чтобы уменьшить вероятность промаха. 

К концу феодального периода некоторые сёгуны организовали из самураев драгунские подразделения, вооружённые огнестрельным и холодным оружием, способные биться как на конях, так и в пешем строю.

Некоторые знатные самураи не использовали на полях сражений никакого другого оружия, за исключением катаны. Такеда Сингэн был одним из таких самураев. Это не означает, что они лично сражались, используя катану. Вместо этого они занимались руководством и были уверены, что могут доверять своим войскам. В одном из сражений при Каванакадзиме Синген чуть не погиб. План атаки провалился, и войска Уэсуги Кеншина напали на его командный пункт. Сингену пришлось защищать свою жизнь деревянной палкой, которую он использовал против мечей неприятеля. Подмога подоспела вовремя, чтобы спасти незадачливого Сингена и остатки его армии от полного уничтожения.

Другим оружием, используемым самураями, были   (杖) и  (棒), длинный посох из дерева или бамбука, иногда из металла либо обшитый металлом, Более продвинутые воины научились использовать гранаты, катапульты и пушки. В боях за восстановления Мэйдзи использовалось более современное оружие, такое как многозарядные винтовки и пулемёты Гатлинга.

Доспехи

 Tosei gusoku относится к доспехам, которые носили самураи, которые начали появляться в середине периода Муромати (1337-1573) с появлением огнестрельного оружия.
 
Tosei gusoku, это доспехи, которые носили самураи. Они начали появляться в середине периода Муромати (1337-1573) с появлением огнестрельного оружия.

Полный самурайский комплект tosei gusoku, весил бы около 30 килограммов, включая оружие — в конце концов, здесь есть значительное количество железных пластин и шнуровки!

Самураи низшего сословия, такие как пехотинцы (асигару), носили при себе продуктовый паёк, постельное белье и другое снаряжение, их доспехи были несколько легче и, как правило, менее украшены.

Сасимоно

САМУРАЙ: ИСТОРИЯ, ЭСТЕТИКА И ОБРАЗ ЖИЗНИ

Sashimono — это боевые знамена, которые обычно носили как асигару (простой солдат), так и самураи. Воин-самурай прикреплял свое сасимоно к спине, используя гаттари и Мачи-Уке (скобу) и Даке-но-кото (бамбуковый шест). Военные знамена делали в большом разнообразии форм и размеров из asa (конопляного полотна). Как правило, малый флаг носили асигару или самураи внутри отряда. Флаги среднего размера носили самураи Гашира (командиры подразделения) или самураи, которые должны быть четко идентифицированы (старшие офицеры, командиры и т. д.). Большие флаги кланов обычно носили или закрепляли на хатадае (подставке для знамен), чтобы отметить точки сбора войск или лагеря.

Военное знамя обычно изображало МОН (символ) дайме или самурайского клана, а иногда и боевые характеристики самурайского отряда. Традиционно мон окрашивали с одной стороны, показывая только силуэт мон на обратной стороне знамени. Иногда элитные самураи, которые были достаточно известны или уважаемы, могли иметь свой собственный личный дизайн или имя, изображенное на их личном военном знамени. Сасимоно позволяли легко идентифицировать воинов по клановым ассоциациям во время марша или на поле битвы. Боевые флаги стали популярными в конце периода Сэнгоку (период воюющих государств) с 15-го по начало 17-го века.

Однако очень скоро носить обычные флаги стало «как-то неинтересно». Самураям нужно было выделяться любой ценой, включая внешний вид. Поэтому их сасимоно приобрело совершенно экстравагантный вид. Во-первых, они стали объемными. Но поскольку такого флага быть не могло по определению, то их стали делать из бумаги, перьев и меха. Это могли быть два или три меховых шара на бамбуковом стержне разного цвета, шест с висящими на них молитвенными пластинами эма или фигурой … медведя, журавля. Сашимоно известны в виде «рисового пестика», «якоря», «лампы», «зонтика», «веера», «черепа». То есть фантазия их создателей была поистине безграничной. Причем очень часто самурайский мон был одним, а сасимоно изображало совсем другое.

Происхождение самураев

До периода Хэйан армия в Японии была смоделирована по образцу китайской армии и находилась под прямым командованием императора. В начале периода Хэйан население Японии составляло 5,5 — 6 млн человек. За исключением рабов, трудоспособные мужчины должны были записываться в армию. Этим мужчинам приходилось самим себя обеспечивать. Многие люди дезертировали или отказывались от возвращения в родные места и оседали по дороге домой. Служба рассматривалось как часть налогообложения, но её можно было заменить другими формами налога, например тканью или керамикой. Этих мужчин называли сакимори (防 人), букв. «Защитники», но они не имели отношения к самураям. Руководство ими осуществлял «глава сакимори» (яп. 防人司, сакимори-но-цукаса), который подчинялся главному региональному правительству Западной Японии — Дадзайфу. 

В начале Хэйан, в конце 8-го и начале 9-го веков император Камму стремился укрепить и расширить свое правление на севере Хонсю. Армиям, которые он послал, чтобы победить мятежных эмиси, не хватало мотивации и дисциплины, и они не смогли победить боровшихся с оккупантами «варваров». Затем он ввел титул сэйитайсогун (征 夷 大 将軍) или сёгун и начал полагаться на могущественные региональные кланы, чтобы уничтожить Эмиси и захватить их земли. Эти клановые воины, стали излюбленным инструментом императора для подавления сопротивления.

Эмисиэбису или эдзо (яп. 蝦夷 эмиси, эбису, эдзобукв. «креветковые варвары», также записывается 毛人, букв. «волосатые люди») — социокультурная этническая группа, которая проживала в северо-восточной Японии — регионах Канто и Тохоку — в течение IV—XII веков. Её представители считаются автохтонами Японского архипелага и потомками культуры Дзёмон. Традиционная историография рассматривает эмиси как прото-айнское сообщество. В течение VII—IX веков японцы захватили весь ареал проживания эмиси, за исключением Хоккайдо. Те из знатных эмиси, которые сдались яматоскому двору и признали власть императора на своих землях, получили прозвище «пленённый» (фусю) и подверглись ассимиляции. Покорённые неоднократно поднимали восстания, которые жестоко подавлялись.

Самураи, история.

В период Хэйан армия императора была распущена, и власть императора постепенно снизилась. Пока император был правителем, могущественные кланы вокруг Киото заняли посты министров, а их родственники купили места сборщиков налогов магистратов. Чтобы выплатить долги и накопить богатство, они часто вводили высокие налоги, и многие фермеры были вынуждены покинуть свои земли. 

Местные кланы изначально были землепашцами, которые были вынуждены прибегнуть к оружию, чтобы защитить себя от назначенных империей магистратов, посланных для управления их землями и сбора налогов. Эти кланы образовывали союзы, чтобы защитить себя от аристократических кланов. К середине Хэйан они переняли доспехи и оружие в японском стиле и заложили основу бусидо, своего знаменитого этического кодекса.

Шло время. Менее знатные, региональные кланы становились могущественными, предлагая своим подданным более низкие налоги, а также свободу от призыва. Эти кланы вооружились, чтобы бороться с другими кланами за «шоколадные» должности магистратов. Со временем они объединились в вооруженные отряды и стали самураями.

Самураи происходили из гвардейцев императорского дворца, частных охранников, нанятых кланами, и полицейских из Киото и его окрестностей. Многие будущие самураи пришли с равнины Канто и приобрели ценный опыт в походах против племен эмиси (айнов) на севере. В этих битвах воины начали разрабатывать кодекс, который давал им возможность заработать репутацию и повысить свой статус среди своих товарищей и хозяев. Естественно, храбрость на поле битвы была превыше всего, и сложилась традиция, когда самураи выезжали в бой, выкрикивая свое происхождение и прошлые деяния и вызывая любого врага на бой. Позднее эти голосовые заявления будут заменены флагами.

Эти предтечи того, что мы теперь знаем как самураи, имели вооружение оплаченное нанимателем и должны были постоянно тренироваться в боевых искусствах. По этой причине самураи жили в казармах, замках или в собственных частных домах на землях своих хозяев.

Они считались сабурами, слугами, но становилось все более очевидным их преимущество как единственной боеспособной силой в стране. Обещая защиту и приобретая политическое влияние через политические браки, они накапливали власть, в конечном счете превзошли могуществом правящих аристократов, лишь номинально состоя на службе у императора. 

Сёгунат Камакура и восстание самураев

Первоначально эти воины были просто наемниками на службе у императора и знатных кланов (kuge). Но постепенно они набирали достаточно власти, чтобы узурпировать власть и установить первое правительство с доминированием самураев.

По мере того как местные кланы собирали силы и ресурсы и заключали союзы друг с другом, они образовывали иерархию, сосредоточенную вокруг tōryō (棟梁, “начальник”). Этот вождь обычно был дальним родственником императора и младшим членом одной из трех благородных семей (Фудзивара, Минамото или Тайра). Хотя изначально их отправляли в провинциальные районы в качестве магистрата на фиксированный четырехлетний срок, торюо отказались вернуться в столицу, когда их срок закончился. Их сыновья унаследовали свои наделы и продолжали возглавлять кланы.

Происхождение самураев

Благодаря возрастающей военной и экономической мощи провинциальные кланы в конечном итоге стали новой силой в политике двора. Их участие в восстании Хоген только укрепило их власть. Во время смуты Хогэн решался вопрос о престолонаследии в Японии, а также о контроле над императорами.

Выйдя победителем, Тайра-но Киёмори стал имперским советником, первым воином, достигшим такого уровня. Первый сёгун доминировал в правительстве и низводил власть императора до номинальной. Клан Тайра монополизировали основные государственные посты, что восстановило против них придворную аристократию. К 1180 году Тайра Киёмори стал фактически властелином Японии, а отрёкшийся император Го-Сиракава полностью от него зависел.

Тайра и Минамото снова столкнулись в 1180 году, когда началась война Гэмпей, которая закончилась в 1185 году. Победоносный Минамото-но Ёритомо установил превосходство самураев над аристократами. В 1190 году он посетил Киото и в 1192 году стал сэйи тайсёгуном, основав сёгунат Камакура. Вместо того, чтобы основывать свое правление в столице (Киото), он основал Сёгунат в деревне Камакуре, недалеко от своей главной базы.

В древней Японии так называлась одна из временных военных должностей главнокомандующего (тайсёгуна) армией государства. Сэйи тайсёгуном назначались некоторые полководцы, направленные императором для сражения с «варварами» (эмиси) — племенами нынешних айнов, в те времена заселявших северо-восток страны. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.

Со временем могущественные кланы самураев превратились в воинов-дворян (буке), которые лишь номинально подчинялись придворной аристократии. Когда самураи начали перенимать аристократические обычаи, такие как каллиграфия, поэзия и музыка, некоторые придворные аристократы также начали перенимать боевые самурайские навыки. Несмотря на различные махинации и короткие периоды правления различных императоров, реальная власть находилась в руках сёгуна и самураев.

Сёгунат Асикага и феодальный период

Фото самураев эпохи Мэйдзи
Фото самураев эпохи Мэйдзи

Дзен-буддизм распространился среди самураев в 13 веке и помог сформировать их стандарты поведения, в частности, преодоление страха смерти и убийства. Корни японского буддизма уходят в XII век. Именно тогда как считается, буддийский монах Эйсай, вернувшись из Китая, привёз это учение в Японию (он также привёз в Японию зелёный чай).  Принятие дзен сословиями воинов было закономерным. До становления системы сёгуната воины практиковали поклонение господствующему в пределах “священной земли” (дзёдо) – буддийского рая – будде Амида (Амитабха). Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзен, была его простота. Согласно доктринам дзенсю, “истина Будды” не поддаётся передаче в письменном или устном виде. Достижению желаемого способствует только интуиция, которая посредством созерцания и может привести к постижению “истинного сердца Будды”. Таким образом, простому самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы.

В 13 веке Юань, китайское государство Монгольской империи, дважды вторгалось в Японию. Самураи не привыкшие к боевым действиям в группе еле пережили первое короткое сражение. Однако они были готовы ко второму вторжению, и перебили десятки тысяч плохо организованных монгольских воинов, состоящие из китайцев, корейцев, мусульман – иранцев и арабов и нескольких сот монголов. Современные японские учёные считают, что войска самураев смогли бы отбросить «китаемонгольское иго» и без ураганов  «камикадзе«, разметавших корабли с войсками, с «мусульманскими и китайскими» метательными орудиями, новинками самой передовой военной техники того времени (отсутствующими у японцев) и потопивших монгольского главнокомандующего китайца Лю.

В 14 веке одним из самых известных и признанных кузнецов в Японии, ставшим практически легендой, стал мастер Masamune (正宗), также известный как Gorō Nyūdō Masamune (五郎入道正宗). Он разработал двухслойную структуру самурайского меча из мягкого и твердого железа. Его идеи быстро распространились по стране, благодаря фантастической режущей способности и долговечности изделий. С тех пор японские мечи были признаны одним из непобедимых видов оружия в доиндустриальную эпоху Восточной Азии. Это был один из самых популярных предметов экспорта, и лишь немногие из них доходили до Индии.

Вопросы наследования в первую очередь вызвали семейные распри в самурайском сословии, потому что принцип первородства стал обычной практикой.

Примогениту́ра, или перворо́дство — принцип наследования имущества и титулов от отца к старшему сыну, рожденному в законном браке, исключая при этом младших сыновей, дочерей и иных родственников (при одном условии, при смерти старшего в роду-сына, власть переходила к младшему-сыну)

 Чтобы избежать междоусобиц,  поощрялось постоянное вторжение на территории соседних самураев, грабежи и захват земель. Ссоры между самураями были постоянной проблемой для периода Камакуры (1185 — 1333) и сёгуната Асикага.

Сэнгоку дзидай («период враждующих государств») ознаменовался в некотором смысле ослаблением самурайской культуры. Достаточно удачливые и смелые люди, рожденные в других социальных слоях, могли иногда становиться де-факто самураями. В этот неспокойный период этика бусидо стала важным фактором контроля и поддержания общественного порядка.

В 15 и 16 веках японская военная тактика и вооружение быстро совершенствовались. Было введено использование большого пехотного отряда, называемого асигару (足 軽, пехотинцы), который был сформирован из простых воинов или ополчения, с нагаяри (長槍) или длинным копьем и в сочетании с кавалерией. Число людей, мобилизованных на войну, обычно исчислялось тысячами, и даже сотнями тысяч.

Аркебузы, или фитильные ружья, были доставлены португальцами в 1543 году. В течение десяти лет японцам удалось научиться самим производить это вооружение. На полях сражений стали играть группы наемников с аркебузами и серийными винтовками. К концу феодальных периодов в Японии существовало несколько сотен тысяч винтовок, и огромные армии численностью более 100 тысяч человек сражались в кровопролитных боях. Самая массовая и самая мощная армия в Европе, испанские армии имели всего несколько тысяч винтовок и могли собрать только армию в 30 тысяч человек.  В этот период на историческую сцену вышли кланы Ниндзя, играющие важную роль в военной разведке и диверсиях.

Ниндзя (忍者) или шиноби (忍 び) были людьми в феодальной Японии, обученными для убийств или тайных операций. Согласно легенде, эти наемники стали активными в конце периода Хэйан в горах вокруг Киото, где ниндзя иногда путали с ямабуши (山 伏, буддийские аскеты, в основном из секты Тэндай-сю, живущие отшельниками).

Социальная мобильность человеческих ресурсов была гибкой, поскольку древний режим рухнул, и нарождающимся самураям требовалось поддерживать крупные военные и административные организации в своих зонах влияния. Большинство самурайских семей, доживших до XIX века, возникли именно в эту эпоху. Они объявили себя связанными кровью с одним из четырех древних благородных кланов: Минамото, Тайра, Фудзивара и Татибана. Однако в большинстве случаев трудно доказать, кем были их предки.

Ода, Тоётоми и Токугава

Ода Нобунага был известным правителем области Нагоя (когда-то называемой Овари) и исключительным примером самураев периода Сэнгоку. С детства Нобунага любил диковинные вещи и вёл себя очень странно и эксцентрично, за что получил кличку «большой дурак из Овари». Нобунага был главой могущественного клана Ода и начал войну против других даймё, чтобы объединить Японию в 1560-х годах. Нобунага стал самым могущественным даймё в Японии, свергнув номинально правившего сёгуна Асикага Ёсиаки и распустив сёгунат Асикага в 1573 году.

Он вводил новшества в организации и тактику войны, активно использовал аркебузу, развивал торговлю и промышленность и ценил нововведения

Он завоевал большую часть Хонсю и победил повстанцев Икко-икки к 1580-м годам. Правление Нобунаги было отмечено новаторской военной тактикой, поощрением свободной торговли и реформой гражданского правительства Японии.

Продолжая концентрацию власти, он занялся усмирением буддийских монахов, которые веками разжигали бесплодную борьбу среди населения. Нападая из «святилища» буддийских храмов, они были постоянной головной болью для любых полководцев и даже императора, пытавшихся контролировать их действия. Он совершил сэпуку в 1582 году после предательства одного из своих последователей Акэти Мицухидэ. 

Важно отметить, что Тоётоми Хидэёси (см. Ниже) и Токугава Иэясу, создавший сёгунат Токугава, были верными последователями Нобунаги. Хидэёси вырос от безымянного крестьянина до одного из высших генералов при Нобунаге, а Иэясу был другом детства Нобунаги. Хидэёси победил Мицухидэ в течение месяца и отомстив за предательство, и был признан законным преемником Нобунаги

Эти двое были одарены предыдущими достижениями Нобунаги для построения единой Японии. Так появилась поговорка:

«Воссоединение — рисовый пирог; его приготовил Ода. Хашиба придал ему форму. Наконец, только Иэясу попробовал его».
Хашиба — это фамилия, которую использовал Тоётоми Хидэёси, когда был последователем Нобунаги. Японцы считают его вторым «Великим объединителем» страны.

Важно отметить, что различие между самураями и не самураями было настолько неясным, что в течение 16 века большинство взрослых мужчин любого социального класса (даже мелкие фермеры) принадлежали по крайней мере к одной собственной военной организации и участвовали в войнах. Можно сказать, что ситуация «все против всех» длилась столетиями.

Toyotomi Hideyoshi, который стал великим министром в 1586 году. Он ввел такие меры, как катана кари («охота за мечами»), чтобы обеспечить соблюдение запрета на использование оружия фермерами, торговцами и монахами, и сиро вари (разрушение замков или сокращение количества замков) для разрушения ненужных крепостей по всей Японии. Он также провёл ши-но-ко-сю, замораживание классовых различий, жестко разделив воинов, фермеров, ремесленников и торговцев и позволив каждому классу жить в разных районах города или деревни, чтобы способствовать упорядоченному установлению феодального общества. Кроме того, в целях развития транспорта и торговли он проводил кенчи (земельные исследования) и упразднение дорожных контрольно-пропускных пунктов. Поощрял разработку полезных ископаемых.

Полномочные самурайские семьи после 17 века были победителями, которые выбрали последовать Нобунага, Хидэёси и Иэясу. Во время смены режимов происходили крупные сражения, и некоторые побежденные самураи были уничтожены или поглощены населением.

Сёгунат Токугава

В эпоху Токугава самураи все чаще становились не воинами, а придворными, бюрократами и администраторами. Daisho, парные длинные и короткие мечи самураев стали скорее символической эмблемой власти, а не оружием, необходимым в повседневной жизни. У них по-прежнему было законное право убивать любого простолюдина, который не проявлял должного уважения, однако в какой степени этим правом пользовались, доподлинно неизвестно.  Когда центральное правительство вынудило даймё сократить численность своих армий, безработные ронины стал социальной проблемой.

После того как Токугава Иэясу объединил Японию, военные услуги самураев стали никому не нужны. Хотя они продолжали тренироваться ежедневно, самураи постепенно превращались из воинов в бюрократов. Пока горожане обогащались, самураи, которым было запрещено заниматься торговлей, оказались в ужасном положении. Для многих самураев мир означал нищету.

Упадок самураев во время реставрации Мэйдзи

Реставрация Мэйдзи, это политическая революция 1868 года, которая привела к окончательному упадку сёгуната Токугава (военного правительства) — таким образом положив конец Периоду Эдо (Токугава) (1603–1867) — и, по крайней мере номинально, возвращение контроля над страной под имперское правление Муцухито (император Мэйдзи). Однако в более широком контексте Реставрация Мэйдзи 1868 года стала ассоциироваться с последующей эрой крупных политических, экономических и социальных изменений — периодом Мэйдзи (1868–1912 гг.), Которая привела к модернизации и Вестернизация страны.

Массовая вестернизация была несколько остановлена в 1880-х годах, когда появилось новое понимание традиционных японских ценностей. Так обстояло дело с развитием современной системы образования, которая, хотя и находилась под влиянием западной теории и практики, подчеркивала традиционные ценности самурайской верности и социальной гармонии. Эти представления были изменены в 1890 году с принятием Императорского рескрипта Об образовании (Kyoiku Chokugo). Та же тенденция преобладала в искусстве и литературе, где сначала имитировались западные стили, а затем было достигнуто более избирательное смешение западных и японских вкусов.

Само реставрационное мероприятие состояло из государственного переворота в древней имперской столице Киото 3 января 1868 года. Последние самураи объявили о свержении Токугава Ёсинобу (последний сёгун), который к концу 1867 г. уже не находился у власти, провозгласил молодого императора правителем Японии. Ёсинобу развязал короткую гражданскую войну, которая закончилась его капитуляцией перед имперскими войсками в июне 1869 года.

Руководителями реставрации были в основном молодые самураи из феодальных владений (ханов), исторически враждебных власти Токугавы, в частности Тёсю на далеком западе Хонсю и Сацума на юге Кюсю. Эти люди были мотивированы растущими внутренними проблемами и угрозой иностранного вторжения. Последнее беспокойство проистекает из попыток западных держав «открыть» Японию, начиная с 1850-х годов после более чем двухвековой почти изоляции, а также из опасений, что Япония может подвергнуться тому же империалистическому разграблению и уничтожению, которое они наблюдали в соседних странах. 

 Но сначала столкнулись два даймё, и эти кровавые схватки длились годами. В конце концов они поняли, что необходимо избегать длительной гражданской войны, потому что именно этого ждали иностранные страны-шакалы. Таким образом, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, последний сёгун Токугава Ёсинобу ушел в отставку, тем самым восстановив имперское правление. Некоторые самураи сопротивлялись, здраво полагая, что это был государственный переворот даймё Тёсю и Сацума, которые захватили реальную власть. Революционные изменения, осуществленные лидерами реставрации, действовавшими от имени императора, к середине 1870-х годов столкнулись с растущим сопротивлением, вылившимся в очередные бунты. Крестьяне, недоверчивые к новому режиму и недовольные его аграрной политикой, также участвовали в восстаниях, достигших пика в 1880-х годах.

Реставрация Мэйдзи
Император Мэйдзи

 После окончания боевых действий последовал демонтаж старого феодального режима. Административная реорганизация была в значительной степени завершена к 1871 году, когда владения были официально упразднены и заменены системой префектур, которая остается в силе и по сей день. Император Мэйдзи упразднил право самураев быть единственной вооруженной силой в стране. В том же 1871 г. была сформирована национальная армия, которая через два года была усилена всеобщим законом о воинской повинности. Кроме того, новое правительство проводило политику унификации денежно-кредитной политики и налоговой системы, при этом реформа сельскохозяйственного налогообложения 1873 года стала основным источником доходов. Другой реформой было введение в 1872 году всеобщего образования в стране.

 После возвращения земель и населения Императору в июле 1869 года Императорское правительство Японии добилось ликвидации отношений «господин — слуга» между региональными правителями даймё и зависимыми от них самураями. Власть сформировала из последних новое сословие знати сидзоку (1869—1947).

Для заработка часть аристократов стали учёными, преподавателями, политиками, администраторами, военными или полицейскими. Некоторые из них стали лидерами в своём роде занятий. Однако большинство занялось коммерцией и быстро обанкротились. В стране даже появилось выражение «торговать как аристократ» (яп. 士族の商法). Из-за бедности много аристократов попрошайничали или занимались разбоем на дорогах. Часть сидзоку поднимала восстания, самым мощным из которых было Сацумское в 1877 году, а другая часть приняла активное участие в общественно-политическом движении за свободу и народные права, а также демократизацию страны.

Реставрация Мэйдзи

Русские и японцы.
Русско-японская война: встреча. Встреча русских и японских генералов во время русско-японской войны (1904–05) для обсуждения условий сдачи русскими Порт-Артура (современный Люшунь, Китай).

В ответ на разнообразные народные выступления правительство выпустило заявление в 1881 году, пообещав принять конституцию к 1890 году. В 1885 году была сформирована кабинетная система, а в 1886 году началась работа над конституцией. Наконец, в 1889 году конституция Мэйдзи, подаренная народу императором, была официально обнародована. Он учредил двухпалатный парламент, названный Diet. Первый сейм был созван в следующем, 1890 году.

Определяя, каким должен быть современный японец, члены правительства Мэйдзи решили пойти по стопам Великобритании и Германии. Императорские японские армии были основаны на мобилизованном населении, но многие самураи вызвались стать солдатами, а многие продвинулись, чтобы получить офицерское образование. Эти добровольцы были высоко мотивированы и много тренировались. Японская империя выиграла китайско-японскую войну (1894 г.) и русско-японскую войну (1904 г.), и можно предположить, что эти добровольцы и офицеры стояли за этими победами. 

Эти усилия по модернизации требовали западной науки и техники, и под знаменем “цивилизации и просвещения” (Бунмэй Кайка) широко пропагандировалась западная культура, от современных интеллектуальных тенденций до одежды и архитектуры. Многие первые студенты по обмену были самураями, потому что умели читать и писать. Эти студенты закончили европейские университеты для получения высшего образования. Некоторые самураи взяли в руки ручки вместо оружия и стали репортерами и писателями. Другие самураи поступали на государственную службу и добились больших высот, поскольку были грамотными и образованными.

Хотя экономика все еще зависела от сельского хозяйства, индустриализация была основной целью правительства, которое направляло развитие стратегических отраслей промышленности, транспорта и связи. Первая железная дорога была построена в 1872 году, а к 1890 году в стране было более 2250 км железных дорог. 

К началу 20 века цели Реставрации Мэйдзи в основном были достигнуты. Япония была на пути к превращению в современную промышленно-развитую страну. Неравноправные договоры, которые предоставляли иностранным державам судебные и экономические привилегии через экстерриториальность, были пересмотрены в 1894 году.

Смерть императора Мэйдзи в 1912 году ознаменовала конец периода, хотя некоторые из важных лидеров Мэйдзи продолжали оставаться старшими государственными деятелями (генро) при новом режиме (1912–26) императора Тайсё.

Самураи и их влияние на культуру Японии

На протяжении более чем 800 лет самураи демонстрировали и учили чести, долгу и служению, которые остаются в японском обществе и по сей день. Самураи помогли заложить основы японской культуры. Они придерживались ценностей и морали, которые держались много лет, удивительно, что они держались за них так долго. Если бы не самурайское влияние, Япония, возможно, не имела бы таких точных взглядов на то, как им жить сейчас. Самураи — очень важная часть японской культуры.

 Культура самураев варьировалась от спартанской культуры под влиянием дзен-буддизма до экстравагантной культуры в стиле Кано.  Дзен смог повлиять на самурайский кодекс и дополнить его. Благодаря этим воинам процветали практики дзэн, такие как чайные церемонии и хайку (поэзия). Сегодня люди в Японии по-прежнему пишут хайку и практикуют искусство каллиграфии. Все современные семейные, философские и духовные традиции имеют корни в самурайской культуре.

Со временем многие самураи начали изучать такие науки, как археология, ботаника и литература. Самураи также переписывали и изучали иностранную литературу, исторические книги и записи. Занимались научными исследованиями, часто используя (делая) переводы голландских книг. Самые просвещённые шли в народ, и учили фермеров сажать овощи, такие как картофель и батат, которые оставались равнодушными к импортным овощам.

Гардероб и причёски

Воины-самураи очень тщательно укладывали свои волосы, которые они стягивали в пучок, называемый «чомагэ». Во время войны воины-самураи брили макушки голов, что уменьшало жар под их тяжелыми шлемами, и носили прямые волосы по бокам. Когда на них не было шлемов, они стягивали волосы сбоку и сзади в пучок.

Стиль одежды самурая был очень важен и указывал на статус. Диковинные, красочные узоры считались нескромными и тщеславными. Хотя дети самураев одевались ярко, после церемонии их совершеннолетия они становились более сдержанными. Верхнее кимоно сшито из шёлка и окрашено в синий, чёрный, тёмно-зелёный, коричневый или серый цвет. Бакуфу постоянно призывало самураев выглядеть строго и скромно, не кичится своим богатством, так что постепенно самураи привыкли выбирать одежду тёмных цветов. 

Фото, самураи

Повседневной одеждой самурая было кимоно, обычно состоящее из внешнего и внутреннего слоя. Обычно сшитое из шелка, качество кимоно зависело от дохода и статуса самурая. Под кимоно воин носил набедренную повязку.

Мечи самураев обычно засовывали за «Оби», пояс, обернутый вокруг талии, и всегда носили с левой стороны. В помещении самурай снимал свой длинный меч, но всегда был вооружен каким-нибудь оружием.

За пределами дома самурай носил костюм из двух частей, называемый «камишимо» поверх кимоно. Верхняя часть была безрукавкой с преувеличенными плечами. На нижней части тела самураи носили широкие струящиеся штаны, называемые «хакама». Ближе к концу эпохи Эдо в обычай вошли серые хакама в тонкую чёрную полоску, но вообще они могли быть разных цветов, чаще всего немного светлее цвета кимоно. 

Путешествуя, они надевали поверх кимоно пальто с длинными рукавами. Мужское кимоно может быть длинной до щиколоток в том случае если больше ничего не одевается, и укороченным, немного ниже колена (если планируется одеть хакама). Кимоно завязывается на пояс — оби у мужчин он более короткий и узкий чем у женщин.

Самурай, отправлявшийся в город ради удовольствия, мог прятать лицо под шляпой (часто в форме корзины), чтобы его не узнали на случай, если он нарушит какие-либо правила.

Самурайские имена

Самурай обычно был назван комбинация из двух иероглифов, одного, взятые из имени его отца или деда и нового кандзи, иногда данного его лордом. В течение своей жизни самурай мог рассчитывать на то, что его будут знать под разными именами. Иногда сбивая с толку историка, эта традиция производила несметное количество имён для любого известного самурая. Каждое имя несло в себе определенное значение, как мы увидим в следующем, кратком обзоре этой темы.

Многие самураи выбрали имена, фонетически похожие на имена известных предков, чтобы почтить их славу и достичь такой же славы. При рождении самураю давали имя, под которым он был известен до церемонии достижения совершеннолетия. Иногда их выбирали так, чтобы они казались случайными или просто фантазией.

 В хорошо известном примере первого, Такэда Сингэн был рожден Кацучийо, или «1000 побед в преемственности», или просто «Победа навсегда». По традиции старший сын в семье был известен как «Таро», второй — «Дзиро», а третий — «Сабуро». (Поклонники фильмов Акиры Куросавы, возможно, помнят, что это соглашение применялось в фильме «Ран»). Эти фамильные имена могли сохраниться даже во взрослой жизни самурая, особенно когда его отец все еще был у власти.

 Гэмпуку или гэмбуку — исторический японский ритуал совершеннолетия. Самурай обычно получал свое «первое» взрослое имя по случаю наступления церемонии Гэмпуку (обычно проводимой на 14- м году жизни). 

Большинство самураев имели второе имя и даже использовали титул как часть своего имени. Ода Нобунага официально назывался «Ода Коузукэносуке Овариноками Нобунага» (織田 上 総 介 尾 張守信 長), а сокращённо «Ода Коузукэносукэ» или «Ода Овариноками».

Многие самураи — как даймё, так и вассалы — приняв монашество и обрив голову принимали буддийские имена. В практике Японии, характерной для середины — конца 16-го века, самураи, принявшие христианство, крестились с западным именем. Конечно, сегодня они редко используются в отношении какой-либо конкретной фигуры, но не были редкостью. Некоторые из них, в том числе Отомо Сорин, прошли путь от мирянина до буддийского монаха, затем к христианину, а иногда и обратно к буддийскому монаху.

Иногда самурай мог называться провинцией, которой он «владел», в результате почетного титула «лорд…».

Последним именем, которое принимал самурай, было его посмертное имя, данное ему после смерти — по сути, имя духа, в некоторых случаях означало его обожествление как великого героя. Это имя использовалось в церемониях и обрядах поклонения предкам. 

Брак

Брак самурая обычно устраивался кем-то с таким же или более высоким рангом, чем сочетавшиеся в браке. В то время как для самураев высших рангов это было важно, поскольку у большинства из них было мало возможностей встретить женщину, для самураев низшего ранга это все же было формальностью. Для большинство самураев был возможен брак с простолюдинкой (за хорошее приданое).

До того, как моногамия была законодательно введена в период Мэйдзи, наложничество было обычным явлением среди знати. Любовницы (и не одна) тоже были обычным делом, но высокопоставленными самураями строго контролировалось их социальное происхождение.

Во многих случаях к таким отношениям относились как к браку. Когда девушка была простолюдинкой, к родственникам отправлялся посыльный, который приносил деньги на помолвку или записки об освобождении от уплаты налогов и просил одобрения родителей. Многие родители с радостью принимали это почётное предложение. Если у любовницы рождался сын, он мог стать самураем.

 Развод, как для мужчин, так и для женщин, был редким случаем, но с одобрения начальника это было возможно. Важной причиной была неспособность женщины произвести на свет сына, но можно было легко провести усыновление, и это тоже было довольно распространенным явлением. Самурай мог развестись и по личным причинам, но этого старались избежать, что бы не наносить оскорбления человеку устроившему этот брак. При разводе самураю приходилось возвращать приданое, и это часто предотвращало развод. У некоторых богатых торговцев дочери выходили замуж за самураев, чтобы списать самурайский долг и улучшить свои позиции.

Наследование

Следующим лидером клана становился старший сын предыдущего вождя. Если его старший сын скончался до наследования, старший сын старшего сына становился следующим лидером клана. Если у старшего сына не было детей, следующим лидером становился второй сын. Иногда эти правила нарушались по просьбе бывшего лидера. Когда следующий лидер был слишком молод или неопытен, братья и слуги предыдущего лидера действовали как опекуны, пока наследник не вырастал. Разделение владений было популярным в периоды Камакура и Асикага, но позже стало менее популярным, так как часто приводило к ослаблению позиций клана.

Многие самураи меняли свои кланы. Они делали это по многим причинам. Первая и главная причина в том, что многие кланы хотели преемника с выдающимися боевыми способностями и навыками, даже если это означало отказ от сыновей предыдущего лидера. Еще лучше, если этот преемник был из более знатного клана. Хотя это должно было быть одобрено сёгунатом или даймё в период Эдо, таких случаев было много. Когда предыдущий лидер умирал без сына, но с дочерью, было обычным делом принимать самураев из другого клана и женить на наследнице.

Многочисленные любовницы, болезни и войны вызывали проблемы с преемственностью. Иногда это приводило к упадку, распаду и, в конечном итоге, уничтожению всего клана. Было предпринято несколько шагов, чтобы этого не произошло. Усыновление было одним шагом, а другой назывался kōkaku(понижение в должности), когда многочисленным сыновьям давали новые клановые имена, и они становились вассалами своего старшего брата. Так избавлялись от лишних претендентов и дробления наследства. Некоторые самураи даже стали торговцами или фермерами из-за кокаку.

Философия

Философии буддизма и дзэн, в меньшей степени конфуцианства, оказали влияние на культуру самураев, а также на синто. Медитация стала важным учением, предложив способ успокоить ум. Буддийская концепция реинкарнации и возрождения побудила самураев отказаться от пыток и ненужных убийств. Некоторые самураи стали буддийскими монахами, осознав, насколько бесплодны их убийства.

Бусидо, кодифицированный в период Эдо, был «путем самураев», однако его обманчивая простота привела к бесчисленным спорам по поводу его интерпретации. Практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев — «Хагакурэ», «Сокрытое в листве» Ямамото Цунэтомо, представляет собой культовое руководство для самураев. «Хагакурэ» — это трактат о бусидо — кодексе чести самурая. Оно провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «жизнь так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, во имя сохранения чести (воинской чести).

В заключительной главе («Праздный вечерний разговор») изложены четыре заповеди самураев господина Набэсима:

  • Не позволяй другим превзойти себя на Пути Самурая
  • Всегда будь полезен своему хозяину
  • Помни сыновний долг перед родителями
  • Проявляй великое сострадание и помогай людям

 Когда труд был опубликован, он вызвал много критики со стороны современников за строгие и обезличенные интерпретации: 

Если лорд ошибается, например, если он приказал устроить резню мирных жителей, должен ли простой самурайсоблюдать лояльность к резне в соответствии с приказом, или он должен соблюдать порядочность, чтобы позволить мирным жителям уйти невредимым? Если у мужчины были больные родители, но он совершил непоправимую ошибку, должен ли он защищать свою честь, совершая сэппуку, или он должен проявить храбрость, живя с бесчестием и заботясь о своих родителях?

Дело «47 Ронинов» вызвало споры о праведности их действий и о том, как следует применять бусидо. Они бросили вызов сёгуну взяв дело мести в свои руки, но одновременно это был акт чести и верности своему погибшему господину. В конце концов, их действия были признаны честными, но нелояльными по отношению к бусидоЭто сделало их преступниками сохранивших совесть и право на сэппуку.

Сюдо́ (яп. 衆道 сю:до:) — традиционные японские гомосексуальные отношения между взрослым мужчиной и юношей. Были распространены в самурайской среде со средних веков до XIX века.

Объяснение судо (衆 道) в Хагакурэ было весьма спорным даже в то время, когда такая практика была обычным явлением. Он освещает один из методов платонической любви самураев, который иногда представлял собой гомосексуальные отношения между опытным и начинающим самураем. Несмотря на то, что в, то время это не считалось преступлением и не было строго запрещено религией, некоторые самураи пользовались своей сексуальной привлекательностью. Большинство нормальных самураев считало, что продвигаться по служебной лестнице нужно благодаря способностям и навыкам, а не заднице.

Самая известная книга этого периода по кендзюцу (剣 術, фехтование) («Книга пяти колец» Миямото Мусаси, 1643). Книга, однако, сосредоточена не только на японском фехтовании, но и на правильном духе фехтовальщика и на способах развития характера.

Ссылки:

  • This article was originally based on an older version of Wikipedia’s entry on Samurai but has been altered using the resources listed below.
  • Bryant, Anthony J.; The Samurai (Elite), Osprey 1989
  • Turnbull, Stephen; Samurai Armies 1550-1615 (Men-at-Arms), Osprey 1979
  • Turnbull, Stephen; Samurai: The World of the Warrior, Osprey 2006
  • Turnbull, Stephen; The Samurai: A Military History, Routledge 1999 (2nd ed.)
  • Yamamoto, Tsunetomo; Hagakure: The Book of the Samurai, Stackpole 2002