Японские чайные домики отличаются утонченной красотой

Садо – чайная церемония

Есть несколько школ Садо, или японской чайной церемонии, также известной как Чадо или Чаною. Чай, в данном случае O-cha (зеленый чай), является такой же неотъемлемой частью культуры в Японии, как чёрный чай в России (на самом деле, больше) или «чашка чая» в Великобритании.

Садо – чайная церемония

Чайная церемония (яп. 茶の湯 тя-но ю), «путь чая», «искусство чая» (茶道 садо:, тядо:) или ча-но-ю (茶 の 湯) — специфическая ритуализованная форма совместного приёма порошкового зелёного чая (маття), созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Искусство приготовления этого напитка называется (o) temae ([お] 手 前; [お] 点 前).

Кандзи иероглифы для чадо
Кандзи иероглифы для чадо

Кроме того, его польза для здоровья широко рекламируется и общепринята во всем мире. А изучение чайной церемонии до сих пор считается частью «правильного» образования любой начинающей молодой «японской леди». Все эти факторы гарантируют, что этот древний вид искусства процветает даже в современной Японии.

Гораздо реже в японской чайной практике используется листовой чай, в основном sencha, практика, известная как senchadō (煎茶 道, букв., «Путь сенча») на японском языке, в отличие от чаною или чадо.

История

Самые ранние чайные ритуалы пришли в Японию как часть буддийской медитации в VI веке. Позже, в период Камакура (1185-1333), японский священник по имени Эйсай  (яп. 栄西; 27 мая 1141, провинция Биттю — 2 июля 1215, Киото) завёз на родину семена зелёного чая из Китая. Он первым наладил в Японии выращивание чайных кустов и изготовление чая. В 1214 году он написал «Записки о питии чая для питания жизни» (яп. 喫茶養生記), в которых изложил методы приготовления различных чаёв, доказывал пользу питья чая для здоровья, а также объяснял, какие болезни может лечить чай.

 Столетие спустя пропагандистами чайной церемонии стали священник Эйсон и монах Иккю. Сюко, ученик Иккю, стал чайным мастером у сёгуна Асикага Ёсимаса, стал чайным мастером у сегуна Асикаги Ёсимасы, на чьей вилле (ныне известной как Гинкакудзи или «Храм Серебряного павильона» в Киото) была построена первая специализированная чайная комната в Японии.

Сен-но Рикю
Сен-но Рикю

Корни сегодняшних крупных школ можно проследить до мастера чая Сэн Но Рикю (1522-1591). На протяжении последующих поколений чайная церемония усовершенствовалась и приобрела скорее японскую, чем китайскую эстетику. Сыновья внука Рикю Сотана основали собственные школы: Ура Сэнкэ для простолюдинов, Омотэсэнкэ для аристократов и Мусякодзисэнкэ, высоко ценящий принцип ваби (Ваби можно охарактеризовать как моральный и эстетический принцип, подчеркивающий спокойную жизнь, свободную от мирских забот). Школа Урасэнкэ продолжает процветать и сегодня и поощряет культурный обмен за рубежом посредством чайной церемонии.

Чаджи, или чайная церемония, обычно проводится в часицу (чайной комнате). В более величественные времена это представляло бы собой отдельное небольшое здание, расположенное в живописном и спокойном уголке традиционного сада. Эти сооружения сегодня чаще всего можно увидеть в парках или садах замков и храмов. 

Хорошим примером является чайный домик Сёкинтэй в отдельно стоящем дворце Кацура в Киото.

Чайный домик – это дом мира, поэтому самурай должен снять оружие перед входом.
Чайный домик – это дом мира, поэтому самурай должен снять оружие перед входом.

Чайные ритуалы

Гости входят в чайную через нидзиригучи, крошечную дверь, которая заставляла их приседать, тем самым отказываясь от своего мирского статуса. В формальном чаджи учитывается множество факторов, подчеркивающих уникальность момента: приглашенные гости, время года, свиток с каллиграфией, висящий на стене, выставленные цветы, посуда, еда, подаваемая перед чаем и так далее. Само чаджи состоит из нескольких стадий, каждая из которых имеет глубокий смысл. Их трудно понять постороннему человеку, но в конечном итоге они основаны на почтении к природе и создании идеального момента времени.

Ниже приводится поучение от Сэн Сошицу, Сена Сосицу, Ура Сенке Великого Мастера чая XV:

«Чадо, Путь Чая, основан на простом акте кипячения воды, приготовления чая, предложения его другим и питья его самим. Поданная с почтительным сердцем и принятая с благодарностью, чаша чая утоляет как физическую, так и духовную жажду.

Бешеный мир и наши бесчисленные дилеммы истощают наши тела и умы. Именно тогда мы ищем место, где мы можем ощутить момент мира и спокойствия. Такое место можно найти в дисциплине Чадо. Четыре принципа гармонии, уважения, чистоты и спокойствия, кодифицированные почти четыреста лет назад, являются вечными руководствами по практике Чадо. Включение их в повседневную жизнь помогает найти то неприступное место спокойствия, которое находится внутри каждого из нас.

Как представитель этой непрерывной японской традиции, насчитывающей четыреста лет, я рад видеть, что многие неяпонцы приветствуют возможность продолжить ее изучение. Этот растущий интерес к Чадо среди народов всех наций побуждает меня прилагать еще больше усилий, чтобы дать возможность большему количеству людей вступить на Путь Чая».

Участник чайной церемонии держит часен (бамбуковую щетку), которой размешивают чай.

Участник чайной церемонии держит часен (бамбуковую щетку), которой размешивают чай.

Другая посуда, используемая во время церемонии, включает: cha-ire, керамический контейнер, используемый для порошкообразного чая; кама (чайник), используемый для кипячения воды на угольном огне; хаси (палочки для еды) из кедрового дерева, используемые для употребления простой пищи; ча-ван (чайные чаши) и многое другое.

Сначала подают койча (густой чай), а затем усуча (жидкий чай). Во время церемонии также подаются легкие закуски кайсэки, сакэ и хигаси (сухие сладости).

 Испытайте глубокую духовность, попивая чай в ритуале, воплощающем суть «ваби-саби»

Ваби-саби — возникшее в Японии в XII-XIII веках эстетико-философское мировоззрение, в котором до сих пор можно найти важные для современного человека постулаты. Саби связано с течением времени: все растет, меняется, стареет, распадается. И старение изменяет визуальную природу всего сущего». Понятие «ваби» буквально означает «приглушенный вкус», становясь метафорой красоты среди суровых реалий. Слово «саби» переводится как «безмятежность» и является однокоренным с глаголом «сабиру», означающим «ржаветь», «проявлять признаки старения». 

Испытайте глубокую духовность, попивая чай в ритуале, воплощающем суть «ваби-саби»

Садо отражает дух «ваби-саби», философии, которая находит красоту в простой утонченности, скромности, старении и одиночестве.

Эстетика ваби-саби, вызывающая чувство особенности момента и ностальгии, встречается в стихах Мацуо Басё:

«Здесь когда-то замок стоял…

Пусть мне первый расскажет о нем

Бьющий в старом колодце родник».

Что нужно для чайной церемонии?


・ Фукуса – двухслойная шелковая салфетка, используемая для чистки чайной посуды.
・ Кайши – небольшой кусочек васи, или японской бумаги, на которой подаются сладости. Его можно поставить рядом с гостем, если он не в состоянии съесть все сладости. Когда пьешь некрепкий матча, чашу дочиста протирают пальцем, который затем протирают кайши. После употребления крепкого чая кайши используется непосредственно для протирания чаши.
・Чакин — небольшая прямоугольная салфетка, которая используется для протирания чайной чаши.
・Tea Caddy (нацумэ) — небольшой контейнер с крышкой, в котором хранится некрепкий порошкообразный чай.
・Фарфоровый чайничек (chaire) – фарфоровый контейнер, который используется для хранения крепкого порошкообразного чая.
・Чайный черпак (чашаку) — используется для зачерпывания чая из ведерка в чашу, которая обычно изготавливается из бамбука.
・Чайный венчик (чейзен) — используется для равномерного распределения порошкообразного чая в горячей воде.
・Чайная салфетка (чакин) – влажная льняная салфетка, используемая для протирания чайной чаши.
・Чайная чаша (чаван) — в зависимости от сезона, в который проводится церемония, размер и стиль чайных чаш, используемых на церемонии, варьируются.
・Ковш (хишаку) — используется для наливания воды. Летом он меньше, а зимой больше. Так же, как и чайная чаша, ее форма и размер меняются в зависимости от времени года.
・Чайник для чая (чагама) — используется для кипячения воды.

Последовательность

В каждой школе садо существует своя собственная последовательность подачи чая. Выполнение всех различных действий в рамках полноценной чайной церемонии называется темаэ. Ниже описана краткая общая процедура, которая не включает каких-либо конкретных действий, основанных на школе, сезоне или времени суток:

1. Насыпьте зеленый чай из пакетика в миску, используя мерную ложку.

2. Налейте горячую воду в миску, используя половник.

3. Перемешайте венчиком.

4. Если вы гость — поклонитесь, возьмите чашу правой рукой и поставьте ее на ладонь левой руки.

5. Поверните чашу три раза по часовой стрелке правой рукой.

6. Протрите миску в том месте, где вы касались ее губами, правой рукой, поверните ее против часовой стрелки и верните хозяину.

Завершение церемонии

Помимо безупречного исполнения при подаче самого чая, есть некоторые другие вещи, которые играют большую роль при выполнении садо:

・ Чайная комната: церемонию нельзя проводить где угодно. Необходима комната с татами — например, расположение матов определяет положение хозяина и гостей.

・Одежда: в честь церемонии обязательна официальная одежда. В то время как ведущий в основном всегда будет носить кимоно, в зависимости от того, какая церемония проводится, гостям разрешается носить западную официальную одежду, например костюм.

・ Свиток: висячий свиток можно найти в нише под названием токонома. Обычно на них изображена живопись или каллиграфия, что всегда отсылает к самой церемонии.

・ Ваза для цветов: ханайре — это, как правило, небольшая ваза с цветочной композицией, выставленная в токонома. Сезонные цветы используются наряду с бамбуком, ротангом или керамикой.

・Еда: для приготовления небольшого блюда используются свежие сезонные ингредиенты, которые подчеркивают сезон, в который проводится церемония.

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх