Mabiki. Методы детоубийства в Японии

В феодальные времена детоубийство в сельской Японии не было из ряда вон выходящим явлением; в некоторых регионах практика сохранилась до самого недавнего времени.

В городах самым распространенным способом планирования семьи был аборт (он широко практикуется поныне). Однако в сельских областях более «предпочтительным» считалось детоубийство, официально запрещенное местными властями.

Mabiki

В Японии раннего нового времени беременность понималась на уровне простолюдинов как явление в рамках дискурса о загрязнении окружающей среды (кегаре). Беременность и особенно момент родов были тесно связаны с тремя видами загрязнения: рождением, смертью и кровью.

Кегаре (穢 れ ・ 汚 れ?, «Нечистота, грязь») — это японский термин, обозначающий состояние загрязнения и скверны, что особенно важно в синтоистском религиозном термине. Типичные причины кегаре — это контакт с любой формой смерти, роды, болезни и менструации, а также такие действия, как изнасилование. Kegare не является форма морального суждения, а скорее спонтанной реакция на аморальные силы природы. Является ли осквернение результатом умышленного действия, как в случае преступления или внешнего события, такого как болезнь или смерть, вторично. Так что это не эквивалент греха.

Убийство младенцев имеет более чем тысячелетнюю историю. Оно стало преобладать в феодальную эпоху Эдо (1603-1868) как средство контроля над населением. Фермеры убивали своих вторых или третьих сыновей при рождении, что называлось «мабики», сельскохозяйственный термин, который первоначально означал «прореживание». В некоторых частях Японии восемнадцатого века пары могли прокормить только двух или трех детей.

Обычно дочерей щадили, потому что их можно было выдать замуж, продать в качестве прислуги или проститутки, отправить стать гейшами или профессиональными артистками. Но только в северной Японии ежегодно регистрировалось от 60 000 до 70 000 случаев мабики.

Когда Япония начала модернизироваться во второй трети 19 века, мабики был запрещен законом. Более того, лидеры Японии поощряли рост населения по мере расширения промышленности и вооруженных сил. К 1925 году общий коэффициент рождаемости приблизился к шести детям на одну женщину.

Но после опустошительной Второй мировой войны, массовых изнасилований, детоубийство снова появилось, достигнув пика в 1948 году, когда было зарегистрировано 399 случаев, а затем снизилось до самой низкой точки в 1958 году, когда было зарегистрировано 114 случаев. Затем он начал расти и стабилизировался на уровне примерно 175 случаев в год.

Хотя количество случаев детоубийства в настоящее время не увеличивается, модели, мотивы и значение значительно изменились.

Васи

Судзука Ого Ohgo Suzuka
Судзука Ого

Мы можем разделить методы на пассивные и активные.

Активными были те преднамеренные действия которые были сделаны, чтобы убить младенца. Упоминаются два метода.

  1. 1 Усугоро. «Убийство новорожденного ребенка было
    достаточно простым делом. Они просто мочили лист бумаги слюной и ложили его на нос
    и рот ребенка; в мгновение ока он переставал дышать» 1.

Идея использования бумаги для этой цели может показаться западному читателю неправдоподобной. Однако следует принять во внимание, что японская бумага (васи) была невероятно крепкой. Японская бумага использовалась не только для обычных целей, но и для «сумок, зонтов, фонарей и раздвижных ширм». Промасленная «васи» использовалась в качестве плащей, из нее также делали другие виды одежды. Её использовали при изготовлении фейерверков, для веревок и даже для строительства огромных воздушных шаров перевозивших бомбы во время второй мировой войны.

В частности, она использовалась для убийства новорождённых.

  1. 2. Известно, что «васи» успешно использовалась в течение нескольких поколений профессиональными убийцами ниндзя, чтобы задушить тех, от кого хочется избавиться, но не оставлять следов.
  2. «Ниндзя клал мокрый кусочек васи на рот и нос жертвы сразу после того, как она выдохнула… и делал все необходимое, чтобы не дать жертве снять бумагу с лица. В конце концов, все, что ему оставалось сделать, это отодрать влажный лис с лица трупа. На жертве нет никаких признаков нечестной игры, и после высыхания очень прочный васи оказывается вполне пригодным для повторного использования, или отправки писем и написания стихов«. 2.


2. Если ребенок каким-то образом выживал после этого «лечения», и повторная попытка считалась неудачной, то ему разрешали жить.

Если срочность и важность была больше, то использовали более жесткие методы.


Считалось, что лучшим способом борьбы с нежеланными детьми было «усугоро», если это не удалось, убийцы могли надавить коленом на грудь.

«Женщина вошла в одно из заброшенных зданий и родила ребенка на соломенной циновке. Она завернула его в два соломенных мешка, перевязала веревкой и положила на
циновку. Затем она раскатала по нему тяжелую деревянную ступку. Когда ребенок умер, она вынесла его на улицу
и сама похоронила» (стр.210).

Подкидыш


Возможно, более распространенной была техника «полузабытия» младенцев. Историки рассказывают, что
в позднем Токугава существовала особая форма практики, называемая «sutego», или оставление.3
Маленьких младенцев оставляли возле домов более богатых граждан или на перекрестках дорог в надежде, что их усыновят. Вплоть до периода Мэйдзи только в Токио сотни младенцев были брошены в общественных местах, где
их могли заметить и забрать. В сельской местности их обычно оставляли перед домами богатых фермеров…» 3


Возможно, еще более распространенным явлением было испытание «выносливости младенцев».

Одна женщина рассказала, как ее мать родила в поле ребёнка и притащила его домой вместе с дровами. «Когда мы
вошли в дом, мама оставила сестру на соломенной циновке перед кухонной плитой. Вы знаете, она
даже не завернула её, чтобы сохранить тепло … Ребенок орал во все горло, и я пошла посмотреть, все ли в порядке, но мама сказала: Оставь это в покое. Если это слабое существо, оно все равно умрет, так что пусть оно лежит как лежит». (стр.207)

Автор приводит слова другого свидетеля: «Когда я пошел посмотреть, на коврике перед плитой лежал новорожденный ребенок, совершенно голый, хотя была середина декабря.
Кажется, я припоминаю, что пара младенцев умерла вскоре после их рождения, но я не совсем уверен».
(стр.207)

В таких случаях властям было бы чрезвычайно трудно доказать детоубийство. В эти времена многие
дети умирали через несколько часов или дней после рождения. Это имело дополнительное преимущество, как отметила женщина, заключающееся в обеспечении «выживания наиболее приспособленных».

Знамение времени

Либеральные законы об абортах в Японии и широкое использование противозачаточных средств (за исключением таблеток, которые здесь запрещены) делают контроль над рождаемостью больше не причиной детоубийства.

Хидеми Камата, проводивший основное исследование в рамках исследования Тюо, сказал, что «вопреки широко распространенному мнению, что детей убивают либо беспорядочные замужние женщины, либо жестокие мачехи, во многих случаях они становятся жертвами своих настоящих матерей в нуклеарных семьях».

В отчете Университета Тюо также сделан вывод, что детоубийство, вероятно, происходит в закрытой семье, «где матери приходится проводить много времени со своим ребенком — без присутствия третьего лица, которое могло бы предотвратить трагедию».

Более половины смертей были связаны с недостаточной умственной зрелостью матери — или, как выразился доктор Такео Дои, психиатр из Токийского университета, «увеличением числа ребячливых родителей».

Доктор Дои, у которого был клинический опыт как в Японии, так и в Соединенных Штатах, является автором «Анатомии зависимости», острого исследования личных отношений между японцами. Он сказал, что отношения между матерью и ребенком в Японии традиционно очень симбиотичны.

«Она (мать) рассматривает своего ребенка как свою собственность, а не как независимую личность, поэтому она чувствует себя свободной решать судьбу своего собственного ребенка», — пояснил он, отметив, что в Японии младенцы более склонны быть убитыми или брошенными, тогда как, в Соединенных Штатах, по его словам, более вероятно жестокое обращение.

Barrett, Japanese Papermaking, p.8

Kalland, Famines, p.62

Hane, p.209

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика