Ежегодно в Японии рождается около 3000 детей, которые являются бюрократически, административно и юридически невидимыми. Многие из этих невидимых детей вырастают невидимыми взрослыми и проводят свою жизнь на периферии японского общества, не имея возможности участвовать в качестве полноправных граждан.
Содержание
Невидимые дети Японии
Точную цифру уловить сложно уже из-за того, что незарегистрированные административно, бюрократически и юридически невидимы. По данным активистов в Японии более 10 000 взрослых японцев живут без косэки.
Косэки (яп. 戸籍, こせき, «подворный реестр») — официальные книги семейного реестра в Японии, созданные с целью контроля власти за динамикой населения страны. Олигархия, правившая в первые годы так называемой модернизации Японии Мэйдзи, разработала понятие семейного хозяйства как основной ячейки общества, когда клановая система была упразднена. После Второй мировой войны в 1948 году была принята поправка к закону, согласно которой единицей учёта косэки стали супруги.
В Японии система семейной регистрации описывается как «достоверная запись родственных связей человека от рождения до смерти, которая устанавливает, что человек является гражданином Японии, и является единственной системой подтверждения подлинности японского гражданства».
Официально невидимые: лица без гражданства (мукокусекиша, mukokusekisha ) и незарегистрированные (мукосекиша, mukosekisha)
Регистрация домохозяйства является окончательным механизмом, с помощью которого определяется правовой статус гражданина Японии. Она также опосредует через семейную ячейку индивидуальный правовой статус.
Легальный статус
Для незарегистрированных нет установленной связи между личностью и государством и нет правовой связи с членами семьи. В результате они не имеют или имеют ограниченный доступ к таким услугам, как образование, социальное обеспечение и страхование. Медицинское обслуживание серьезно скомпрометировано. Возможность получить водительские права, паспорт и право голоса, а также владеть или арендовать недвижимость становится трудной, почти неневозможной.
Не имея легального статуса, незарегистрированные лица, как правило, находятся в неблагоприятном финансовом положении, поскольку не могут легально работать. Они открыты для эксплуатации, потому что их способность осуществлять демократические права ставится под угрозу. Люди в таком положении также часто страдают от стигматизации и предрассудков, что делает их положение изолированным и трудноразрешимым.
Регистрация
Подавляющее большинство незарегистрированных в Японии становятся таковыми при рождении. В отличие от большинства других национальных государств, процесс юридического признания в качестве гражданина Японии представляет собой двухэтапную процедуру регистрации рождения с последующей регистрацией домохозяйства. Если какой-либо из этих процессов нарушен или неполный, ребенок фактически становится лицом без гражданства.
Например, японка, ставшая жертвой домашнего насилия, сбежала от своего жестокого мужа. Она не подавала на официальный развод и осталась в законном браке, когда забеременела от другого мужчины. В соответствии с Гражданским кодексом Японии ее дочь должна быть зарегистрирована на предыдущего мужчину, считающегося её отцом. При этом он будет уведомлен о рождении ребёнка и узнает о ее местонахождении, чего женщина стремится избежать. Поэтому беглянка решает не представлять свидетельство о рождении, что означает, что она не может зарегистрировать свою дочь. Ее дочери сейчас 30 лет, и она не имеет гражданства.
На протяжении веков японцы верили, что дети подобны имуществу и что родительская власть практически высшая. В Японии право главы семьи было очень сильным, и до 1860-х годов, когда отец непреднамеренно убивал ребенка, будучи слишком строгим или слишком жестоким, его не наказывали.
Родители традиционно обладали огромной властью, когда дело касалось воспитания детей, а правительство неохотно вмешивалось, но теперь это меняется.
Другая японка повторно вышла замуж и родила ребенка в течение 300 дней после развода с первым мужем. Несмотря на то, что ее новый муж является биологическим отцом ребенка, местное отделение прихода сообщило ей, что ее бывший муж считается законным отцом. Ей было приказано изменить свидетельство о рождении, чтобы отразить это. Когда она отказалась, ей сказали обратиться в суд, где «нация решит отца ребенка». В течение этого времени ее ребенок был без официальной регистрации.
Семейные конфликты
Современные власти пытаются выяснить, когда и как они должны вмешаться в семейные конфликты. Правительство хочет подавить так называемые «родительские права» и планирует увеличить количество ситуаций, в которых государство может забрать детей у родителей.
Врачи, юристы и социальные работники, а также некоторые средства массовой информации в последнее время начали повышать осведомленность общественности об этих проблемах. Обсуждаются и принимаются более жесткие законы, которые давали бы некоторую власть вмешиваться в эту жесткую и недоступную семейную сферу.
Статья 772
Сбои и разрывы в процессе регистрации рождения и домашнего хозяйства в основном являются результатом статьи 772 Гражданского кодекса Японии, которая содержит два условия. Во-первых, ребенок, зачатый женой во время брака, считается ребенком ее мужа. И, во-вторых, ребенок, родившийся через 200 дней с момента заключения брака или в течение 300 дней со дня расторжения брака, считается зачатым во время брака.
Статья 772 осталась в значительной степени нетронутой с 1896 года, когда конфуцианские и современные западные понятия были объединены для формирования политики. Конфуцианское мышление, которое рассматривало женщин как средство сохранения домашнего хозяйства, смешалось с западными представлениями о браке, ставя мужа в положение власти и не давая жене никаких прав наследования. Этот подход исторически укоренился и был разработан для защиты патрилинейного наследования и презумпции рождения в браке.
Статья 772 является частью более широкого контекста, где право на членство в национальном государстве диктуется через идеологический фильтр в рамках юридического процесса регистрации. Физическое лицо закреплено за субъектом, который определяется, контролируется и регистрируется непосредственно государством и является обязательным для признания законного правового статуса. Эта сущность представляет собой домашнее хозяйство, построенное на основе нормативного и анахроничного понятия семьи.
Статья 772 особенно дискриминирует женщин и детей, поскольку она встроена в рамки, которые идут из феодальной Японии. Он благоприятствует патриархату и традицииям в определении правового статуса и защищается условиями законного рождения, верности и условности.
Концепция семьи
Такой подход делает женщин особенно уязвимыми в обстоятельствах развода, раздельного проживания или насилия в семье, поскольку они нарушают эту архаичную концепцию семьи. При ограниченном выборе и помощи женщины часто вынуждены принимать радикальное решение лишить своего ребенка возможности получить легальный статус.
Кажется абсурдным для нации, страдающей от мощного демографического спада и идеологии, которая придерживается родословной как маркера «японскости», исключать и делать невидимыми граждан. Но этот разрыв не удивителен, потому что он отражает более широкие проблемы того, как Япония определяет себя и опосредует свое население путем ограничения понятий семьи и нации.
Сочетание исторических представлений о семье и непоколебимая приверженность мифам о чистоте японской родословной парализуют японское общество. Пагубные последствия такого подхода будут только усиливаться по мере того, как Япония становится более разнообразной, а консерваторы все сильнее цепляются за прошлое.
Invisible Children