Дзёхацу: феномен бесследного исчезновения

johatsu (蒸発): феномен бесследного исчезновения

В какой-то момент мы, возможно, мечтали исчезнуть и убежать от жизненных проблем. Для большинства из нас это просто фантазия, но в Японии эта проблема реальна и называется Дзёхацу (蒸発). Речь не идет о самоубийстве, слово дзёхацу можно дословно перевести как испарение. Это говорит о том, что человек просто исчезает, не оставляя никаких следов.

Одним из главных виновников дзёхацу является стыд. Некоторые часто исчезают после потери работы, неудачного брака или больших долгов. Иногда его используют, чтобы избежать домашнего насилия, игровых долгов, религиозных культов, преследователей, работодателей и сложных семейных ситуаций. В некоторых случаях возможность стать дзёухацу — это способ начать все сначала. Когда люди исчезают, они могут отказаться от своего прежнего места жительства, работы, семьи, имен и даже внешнего вида. 

КАК И ПОЧЕМУ ОНИ ИСЧЕЗАЮТ?

Существует множество причин, стоящих за этими «испарениями», например, сын, который проваливает школьный экзамен и не хочет встречаться со своими родителями, или, возможно, муж, который тратит много денег на азартные игры и влезает в долги. Все это может показаться странным, абсурдным. Но в культуре, где самоубийство считается достойным способом исправить нанесенный ущерб или допущенную ошибку, возможно, это не так странно, как кажется. В Японии тема дзёхацу в обычном разговоре является табу, как и тема самоубийства.

В японской культуре гораздо легче вызвать неуважение, чем на Западе. Например, человек, которого увольняют с работы, вместо того, чтобы сообщить об этом семье, может исчезнуть, почувствовав себя униженным. Он исчезает в одно мгновение и скатывается в теневую жизнь в другом месте, где его никто не узнает, как будто его никогда и не существовало. 

Дзёхацу – это альтернатива для тех, кто не может смириться с неудачей и позором, но не хочет лишать себя жизни. Это может избавить семью от высоких расходов, которые могут быть связаны с самоубийством (например, оплата долгов, плата за уборку, плата за сбои в движении в случае прыжков с платформы, оплата похорон и места на кладбище).

Это не похищение и не самоубийство! Почти 100 000 японцев просто бесследно исчезают каждый год. Большинство из них находят или они сами возвращаются домой.

Люди становятся дзёхацу по ряду причин, включая депрессию, зависимость, сексуальные непристойности и стремление к изоляции. Первые появляются через некоторое время, другие просто изолируются в помещении, как хикикомори, третьи продолжают жить своей обычной жизнью, но не поддерживают привычный круг общения.

Термин дзёхацу начал использоваться в 1960-х годах.  В то время оно использовалось в отношении людей, которые решили избежать несчастливого брака, а не терпеть формальный бракоразводный процесс. Эта практика стала более распространённой, когда Япония столкнулась с экономическими проблемами в 1990-х годах, но она популярна и сегодня.

Johatsu (蒸発)

Эти люди просто исчезают, и обычно их не находят, потому что японский закон о неприкосновенности частной жизни в этом помогает. Правила конфиденциальности запрещают отслеживать кого-либо, использовать его личную информацию — от удостоверения личности до номера социального страхования. Кроме того, отслеживание транзакций с помощью кредитных карт, банкоматов и любых других финансовых инструментов возможно только по уголовным делам.

Более того, отдельные территориальные администрации не связаны между собой, поэтому, если кто-то исключит себя из одного избирательного округа, а затем зарегистрируется на другом конце страны, нет другого способа узнать это, кроме как опросить все округа в стране с населением 125 миллионов человек. 

Но чаще люди просто уходят из сети, не регистрируясь где-либо еще, предпочитая оставаться в параллельном мире, более свободном от социальных ограничений официальной бюрократической страны. Они продолжают жить в анонимности городов, где все знают, но делают вид, что ничего не знают. Продолжая давнюю традицию не говорить о вещах, делая вид, что проблемы не существует.

Кажущаяся простота, с которой «испаряются» японцы, обусловлена ​​еще и объективной сложностью их выслеживания со стороны родственников. В Японии полиция начнет расследование только в том случае, если родственники смогут предоставить четкие доказательства того, что имело место преступление или самоубийство. В противном случае дело об исчезновении не возбуждается.

 Добавьте к этому позор для семей, что среди их ближайших родственников есть пропавший человек, и пропавшие люди остаются в неведении. Богатейшим семьям ничего не остается, как обратиться к частным детективам, перед которыми стоит задача найти людей, добровольно не желающих, чтобы их нашли. Еще и потому, что закон им не помогает.

 Кроме того, в Японии не существует базы данных о пропавших без вести лицах.  Семьи пропавших не имеют полной поддержки государства, чтобы найти своих родных.

Сладкая жизнь японских NEET
Сладкая жизнь японских NEET

ГДЕ ДЗЁХАЦУ?

Журналисты и исследователи изучают этих людей, которые ушли из общества. Вы можете найти их живущими в сельских общинах, Санья, расположенном на окраине Токио, и трущёбах Камагасаки в Осаке. Эти районы не требуют идентификации, так как ими управляют якудза.

Например, района Санья официально даже нет на картах, но он находится более или менее близко к станции метро Hibiya. Когда в Японии еще существовали касты, здесь жили изгои — буракумины, а на площади в центре приводили в исполнение смертные приговоры. После войны он стал серой зоной, населенной якудза низкого уровня и поденщиками из сельской местности. В 1966 году городской совет буквально убрал его с карт, но суть местности не изменил, а просто заместил грязь под ковер.

 Это по-прежнему ржавое место, с низкими и тусклыми жилищами, множеством лачуг бездомных, покрытых большими синими брезентами и металлическими листами. Места, куда вы можете сбежать и получить комнату, где никто не будет задавать вам вопросы или требовать ваше удостоверение личности. Как будто этот клочок земли всегда был теневой стороной Страны восходящего солнца. 

Некоторые дзёхацу работают на якудзу, поэтому они получают свои деньги, не беспокоясь о финансовых документах, которые могут указать местонахождение человека.

Практика исчезновения в Японии очень древняя. Существует даже японский фильм под названием «Нингэн дзёхацу» (人間蒸発), выпущенный в 1967 году, и несколько книг на эту тему.

В городе, где улицы не имеют названий, а адреса представляют собой сложные цепочки цифр, кажется, очень легко исчезнуть, и никто не будет тебя искать.

Ёнигэ. «Организованные дзёхацу«

Французская журналистка Лена Може рассказала эту историю в своей книге «Исчезнувшие». Вместе с репортером Степаном Ремаэлем она собрала и сфотографировала истории людей, решивших попрощаться со своей прошлой жизнью.

Еще одно японское слово, связанное с этим явлением, — ёнигэ, буквально «исчезать в ночи». Наиболее распространенной практикой является исчезновение людей, а иногда и целых семей, в одночасье. 

Для этого они часто обращаются к специализированным агентствам, которые размещают рекламу в газетах (в Японии они до сих пор очень популярны и читаемы), или в Интернете в качестве агентств по ночному переезду, или в качестве йониге-я, организаторов однодневных поездок.

 Многие люди, которые просто исчезают, садятся утром на поезд и никогда не возвращаются домой. Но другие подходят к вопросу более ответственно, прибегая к помощи специализированных агентств, которыми часто руководят профессионалы, «исчезнувшие» в прошлом.

Исчезновение обходится относительно недорого, от 500 до 3000 евро, но агентства не принимают на работу кого попало. Они избирательны, потому что есть много сомнительных людей, которые хотят спрятаться. Если компания соглашается, она отправляет ночью группу грузчиков, которые закрывают окна, надевают кроссовки, чтобы двигаться тише, и забирают все, о чем их просят. Часто клиенты уже отказались от коммунальных услуг и продали машину.

Оставьте комментарий